Д. М. Синоди-Попов родился в богатой греческой семье. По сведениям таганрогского краеведа О. П. Гаврюшкина, приведенным в книгах «Вдоль по Питерской» (2000. С.178-179) и «По старой Греческой» (2003. С.203-205), первым в Таганроге поселился бердянский грек купец 1-й гильдии Егор (Георгий) Семенович Попов. Установить историю сочетания фамилий Синоди и Попов краеведу не удалось.
В семье Е. С. Попова родилось два сына – старший Семен и младший Мина (Минай).
Семен Егорович (Георгиевич) Синоди-Попов – потомственный почетный гражданин, торговец зерновым хлебом, нидерландский и португальский вице-консул, директор Таганрогского театра. Кроме того, Семен Егорович вел большую общественную работу. Был членом таганрогской думы и Управы, Таганрогского Коммерческого суда, Таганрогского комитета торговли и мануфактур, мировым судьей (1866), председателем попечительского совета Таганрогской женской гимназии (1870-е гг.). Семен Егорович женился на Олимпиаде Васильевне Палама. В семье были две дочери.
Минай Егорович (Георгиевич) Синоди-Попов был потомственным почетным гражданином, купцом 1-й гильдии, одним из первых учредителей благотворительного Общества по оказанию помощи нуждающимся. Он женился на Марии Дионисовне [фамилию Марии Дионисовны О. Гаврюшкин не приводит]. В семье было пятеро детей: Екатерина, Елена, Дмитрий, Георгий и Николай.
В Таганроге Синоди-Поповым принадлежали дома по ул. Петровской, Николаевской, Греческой, Итальянскому переулку, две постройки на Купеческой бирже.
Один из этих домов (ул. Греческая, 84), был построен Синоди-Поповыми в 1840-х годах. В настоящее время является объектом культурного наследия.
Именно в этом доме родился Дмитрий Минаевич Синоди-Попов. Здесь прошла большая часть его жизни. В цокольном этаже располагалась мастерская художника.
Дмитрий получил хорошее домашнее образование. Он владел французским, итальянским и греческим языками. С детства прекрасно играл на рояле.
Но истинным призванием Дмитрия Минаевича была живопись. Как вспоминает Г. Ф. Филатов: «Рисовал он везде и всегда, видел ли интересно освещенную тучку, особенное лицо, животное в каком-то характерном движении – все это зарисовывалось немедленно, тут же, на улице: если не было на улице бумаги, Дмитрий Минаевич забегал в ближайшую лавчонку и просил оберточную бумагу».
В 17 лет Д. Синоди-Попов покидает Таганрог и уезжает в Петербург, где становится вольнослушателем Петербургской Академии художеств. Долго учиться ему не довелось, помешала преследовавшая с детства эпилепсия. Но, все же, Академия дала начинающему художнику хорошие практические навыки.
В конце 1870-х годов художник возвращается в Таганрог и всецело отдается живописи.
Д. Синоди-Попов работал в различных жанрах. Нам, таганрожцам, особо близки и интересны работы, создающие «портрет города Таганрога». Это «Депальдовская лестница», «Каток в городском саду», «Купальни», «Залив».
Сохранились две завершенные работы: «Портрет скульптора Егорова» (1888) и «Письмо. Портрет С. И. Блонской» (1890). Единственный законченный пейзаж – «Зимний пейзаж».
Большая часть наследия, оставленного художником, – это рисунки.
Выразительны найденные художником греческие типы: «Портрет доктора Дивариса», «Греческий мальчик», «Старый грек».
Сохранилось богатое наследие карандашных набросков Дмитрия Минаевича на библейскую тему: «Архангел Михаил», «Богоматерь с младенцем», «Христос», «Голгофа» и др. Есть мнение, что две иконы кисти Дмитрия Синоди-Попова некогда находились в Успенском соборе.
Одна группа рисунков, запечатлевшая мимолетные впечатления, выделяется на фоне остальных: «Головы двух детей», «Голова молодой женщины».
Сохранились два автопортрета Дмитрия Минаевича. Первый – в молодости: мечтательное лицо, несколько наивное и открытое, второй – в зрелом возрасте: художник познакомился со всеми сторонами жизни, которые трудно перенести человеку с тонкой, ранимой душой.
Имя Синоди-Попов стало известно благодаря выставкам. Художник выставлялся в Европе, и его имя стало широко известным, принося новые заказы и поклонников. Но его болезнь становилась все более очевидной. Получив свою долю наследства после смерти отца, Д. Синоли-Попов уезжает на лечение в Рим. Затем отправляется в Париж. Здесь он выставляет в «Салоне» широко известный портрет С. И. Блонской, который имел большой успех.
Дмитрий Минаевич Синоди-Попов умер в Париже в 1910 году.
В газете «Приазовская речь», выходившей под редакцией А. Б. Тараховского, был напечатан 11 февраля 1910 года следующий краткий некролог:
«Нами получено известие, что в Париже умер художник Д. М. Синоди-Попов, 55 лет, уроженец нашего города. Долго бился этот талантливый человек у нас здесь на родине, работал, изучал, но, как известно, таланты на родине признаются только тогда, когда о них прошумят где-либо в другом месте. Уехав несколько лет назад в Париж, покойный выставлял свои картины в «Салоне» и имел успех, а в прошлом году даже значительный со своею картиной «Женщина с письмом». Теперь кончились мученья талантливого, не признанного на родине художника. Мир праху твоему, загубленный равнодушием и косностью общества талант»...
Попытки семьи вернуть работы Дмитрия Минаевича в Таганрог потерпели неудачу. Многие из них остались во Франции и судьба их неизвестна. Но сохранившиеся работы таганрогского мастера свидетельствуют о высокой степени его таланта.