Бериев (настоящая фамилия Бериашвили) Георгий Михайлович (13.02.[31.01. по старому стилю].1903, Тифлис, Российская империя [ныне – Тбилиси, Грузия] – 12 .06.1979, Москва, СССР) – советский авиаконструктор. Генерал-майор инженерно-технической службы (1951). Доктор технических наук (1961). Лауреат Сталинской премии (1947; позднее звание переименовано как Лауреат Государственной премии). Лауреат Государственной премии СССР (1968). Награжден двумя орденами Ленина (1945, 1957) и двумя орденами Трудового Красного Знамени (1963, 1966), медалями. В 1934-1968 гг. руководил Центральным конструкторским бюро морского самолетостроения (ныне – Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева).
Жизнь и деятельность Г. М. Бериева
Георгий Бериев был третьим ребенком в семье рабочего Михаила Соломоновича Бериашвили и его супруги Екатерины Семеновны (в девичестве Прохоровой). В семилетнем возрасте его определили в начальную трехклассную школу, о которой у будущего авиаконструктора сохранились самые теплые воспоминания. Затем Бериев был направлен в первое Тифлисское высшее начальное училище, дававшего образование в объеме семилетки.
Самолет юный Георгий впервые увидел в начале 1910-х годов, когда в Тифлис с демонстрационным полетом приехал Сергей Исаевич Уточкин. Полеты Уточкина собирали многотысячные толпы зрителей во всех городах. Вот и в Тифлисе посмотреть на это новое чудо среди многих других пришла вся семья Бериевых: родители, дети и даже бабушка. Г. Бериев вспоминал: «Очевидно, это первое впечатление о полета человека на аэроплане надолго запечатлелось в моем детском сознании и уже тогда родило во мне мечту о полете в воздухе».
Работать Георгий Бериев начал в начале 1919 года с шестнадцати лет учеником литейщика, затем – помощником машиниста. Осенью поступил учиться в железнодорожное техническое училище, которое окончил в 1923 году. Одновременно в августе 1921 года поступил добровольцем в Красную Армию.
Демобилизовавшись в 1924 году, Г. Бериев поступил на учебу в Тбилисский политехнический институт, а в 1925-ом перевелся в Ленинградский политехнический на кораблестроительный факультет, в состав которого входило авиационное отделение. Несколько позже был создан самостоятельный авиационный факультет, который и окончил Г. Бериев в 1930 году.
Сразу после окончания института, Георгий Михайлович приезжает в Москву, где начинает работать конструктором в опытно-конструкторском бюро по морскому самолетостроению (КБ МОС ВАО), которое возглавлял французский авиаконструктор П. Э. Ришар. В этой организации он трудился вместе с С. П. Королевым, В. Б. Шавровым, Н. И. Камовым, М. И. Гуревичем, С. А. Лавочкиным, И. В. Четвериковым.
После расформирования МОС ВАО ее основной состав был переведен в ЦКБ завода им. Менжинского. Тогда Г. М. Бериеву предложили стать заместителем начальника морской бригады и разрешили ему продолжить работу над проектом одномоторной летающей лодки. Самолет его конструкции выдерживает конкурс, к концу 1931 года завершается сборка опытного образца машины. Гидросамолет МБР-2 блестяще прошел все испытания и после небольших доработок был принят на вооружение частей авиации ВМФ.
В первой половине 1934 года Г. М. Бериев командируется в Италию, Францию, Англию, США, где знакомится с зарубежной авиационной техникой.
А в октябре 1934 года Георгий Михайлович был назначен Главным конструктором авиационного завода № 31 имени Г. Димитрова и начальником ЦКБ морского самолетостроения в г. Таганроге. До начала Великой Отечественной войны в ЦКБ МС создаются несколько модификации МБР-2, первый отечественный корабельный самолет-разведчик КОР-1 (Бе-2), морской дальний разведчик МДР-5, морской ближний разведчик МБР-7, корабельный и базовый разведчик КОР-2 (Бе-4).
В тяжелые годы войны, работая в труднейших условиях эвакуации (в Омске и Красноярске) и продолжая выпуск самолетов Бе-4, небольшой коллектив конструкторов во главе с Г. М. Бериевым создает летающую лодку ЛЛ-143 - прообраз знаменитого патрульного гидросамолета Бе-6.
В начале 1946 года вышло постановление об организации завода опытного самолетостроения в Таганроге, Главным конструктором и директором его был назначен инженер-полковник ИТС Г. М. Бериев как признанный лидер гидросамолетостроения. Уже в следующем году была построена и передана на испытания летающая лодка Бе-6. Машина успешно прошла испытания и была запущена в серию. Главный конструктор был удостоен Государственной премии СССР.
В 1951 г. инженер-полковнику Г. М. Бериеву присваивается звание генерал-майора инженерно-технической службы.
Под его руководством создаются самолет-амфибия Бе-8, реактивные гидросамолеты Р-1 и Бе-10, опытный самолет-снаряд П-10, турбовинтовой самолет-амфибия Бе-12 «Чайка».
За научно-техническую деятельность при создании ряда образцов морских самолетов и за решение многих сложных вопросов аэродинамики, гидродинамики, прочности и техно-логичности конструкции, значительно продвинувших вперед отечественную науку, в 1961 году Главному конструктору морских самолетов Г. М. Бериеву присвоили ученую степень доктора технических наук.
В 1968 году по заданию правительства был создан комфортабельный все аэродромный пассажирский самолет для местных авиалиний – воздушный автобус» Бе-30.
В августе 1968 года Г. М. Бериев по болезни покинул пост главного конструктора и был уволен в отставку из ВМФ. С 1968 года жил в Москве, занимался научной работой, будучи членом Научно-технических советов Государственного комитета СМ СССР по авиационной технике, Государственного комитета СМ СССР по судостроению и Научно-технического совета ВВС ВМФ СССР. Написал книгу воспоминаний, опубликованную спустя много лет после его кончины.
Умер выдающийся авиаконструктор 12 июля 1979 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Самолет юный Георгий впервые увидел в начале 1910-х годов, когда в Тифлис с демонстрационным полетом приехал Сергей Исаевич Уточкин. Полеты Уточкина собирали многотысячные толпы зрителей во всех городах. Вот и в Тифлисе посмотреть на это новое чудо среди многих других пришла вся семья Бериевых: родители, дети и даже бабушка. Г. Бериев вспоминал: «Очевидно, это первое впечатление о полета человека на аэроплане надолго запечатлелось в моем детском сознании и уже тогда родило во мне мечту о полете в воздухе».
Работать Георгий Бериев начал в начале 1919 года с шестнадцати лет учеником литейщика, затем – помощником машиниста. Осенью поступил учиться в железнодорожное техническое училище, которое окончил в 1923 году. Одновременно в августе 1921 года поступил добровольцем в Красную Армию.
Демобилизовавшись в 1924 году, Г. Бериев поступил на учебу в Тбилисский политехнический институт, а в 1925-ом перевелся в Ленинградский политехнический на кораблестроительный факультет, в состав которого входило авиационное отделение. Несколько позже был создан самостоятельный авиационный факультет, который и окончил Г. Бериев в 1930 году.
Сразу после окончания института, Георгий Михайлович приезжает в Москву, где начинает работать конструктором в опытно-конструкторском бюро по морскому самолетостроению (КБ МОС ВАО), которое возглавлял французский авиаконструктор П. Э. Ришар. В этой организации он трудился вместе с С. П. Королевым, В. Б. Шавровым, Н. И. Камовым, М. И. Гуревичем, С. А. Лавочкиным, И. В. Четвериковым.
После расформирования МОС ВАО ее основной состав был переведен в ЦКБ завода им. Менжинского. Тогда Г. М. Бериеву предложили стать заместителем начальника морской бригады и разрешили ему продолжить работу над проектом одномоторной летающей лодки. Самолет его конструкции выдерживает конкурс, к концу 1931 года завершается сборка опытного образца машины. Гидросамолет МБР-2 блестяще прошел все испытания и после небольших доработок был принят на вооружение частей авиации ВМФ.
В первой половине 1934 года Г. М. Бериев командируется в Италию, Францию, Англию, США, где знакомится с зарубежной авиационной техникой.
А в октябре 1934 года Георгий Михайлович был назначен Главным конструктором авиационного завода № 31 имени Г. Димитрова и начальником ЦКБ морского самолетостроения в г. Таганроге. До начала Великой Отечественной войны в ЦКБ МС создаются несколько модификации МБР-2, первый отечественный корабельный самолет-разведчик КОР-1 (Бе-2), морской дальний разведчик МДР-5, морской ближний разведчик МБР-7, корабельный и базовый разведчик КОР-2 (Бе-4).
В тяжелые годы войны, работая в труднейших условиях эвакуации (в Омске и Красноярске) и продолжая выпуск самолетов Бе-4, небольшой коллектив конструкторов во главе с Г. М. Бериевым создает летающую лодку ЛЛ-143 - прообраз знаменитого патрульного гидросамолета Бе-6.
В начале 1946 года вышло постановление об организации завода опытного самолетостроения в Таганроге, Главным конструктором и директором его был назначен инженер-полковник ИТС Г. М. Бериев как признанный лидер гидросамолетостроения. Уже в следующем году была построена и передана на испытания летающая лодка Бе-6. Машина успешно прошла испытания и была запущена в серию. Главный конструктор был удостоен Государственной премии СССР.
В 1951 г. инженер-полковнику Г. М. Бериеву присваивается звание генерал-майора инженерно-технической службы.
Под его руководством создаются самолет-амфибия Бе-8, реактивные гидросамолеты Р-1 и Бе-10, опытный самолет-снаряд П-10, турбовинтовой самолет-амфибия Бе-12 «Чайка».
За научно-техническую деятельность при создании ряда образцов морских самолетов и за решение многих сложных вопросов аэродинамики, гидродинамики, прочности и техно-логичности конструкции, значительно продвинувших вперед отечественную науку, в 1961 году Главному конструктору морских самолетов Г. М. Бериеву присвоили ученую степень доктора технических наук.
В 1968 году по заданию правительства был создан комфортабельный все аэродромный пассажирский самолет для местных авиалиний – воздушный автобус» Бе-30.
В августе 1968 года Г. М. Бериев по болезни покинул пост главного конструктора и был уволен в отставку из ВМФ. С 1968 года жил в Москве, занимался научной работой, будучи членом Научно-технических советов Государственного комитета СМ СССР по авиационной технике, Государственного комитета СМ СССР по судостроению и Научно-технического совета ВВС ВМФ СССР. Написал книгу воспоминаний, опубликованную спустя много лет после его кончины.
Умер выдающийся авиаконструктор 12 июля 1979 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Самолеты Г. М. Бериева
Самым любимым детищем Георгия Михайловича Бериева был его первенец – самолет МБР-2. Первый полет морского ближнего разведчика состоялся в 1932 году. Серийное производство началось в 1934 году, до 1940 года было построено 1365 экземпляров. МБР-2 принимали активное участие в советско-финской войне. Во время Великой Отечественной «амбарчик», как этот самолет ласково прозвали летчики, нашел свое самое широкое применение. Это был самолет с экипажем в три человека, способный нести до 500 кг бомб. Самолет отличился с самого начала войны – именно патруль МБР-2 первым обнаружил противника 22 июня 1941 года на Балтике, и был в строю до самого конца, когда в августе 1945 года шесть самолетов МБР-2 первыми нанесли бомбовый удар по японской военной базе на Южном Сахалине.
У МБР-2 был и гражданский вариант – МП-1, морской пассажирский. На нем еще до войны успели установить несколько мировых рекордов. К примеру, летчицы Марина Раскова, Вера Ломако и Полина Осипенко совершили беспосадочный перелет по маршруту Севастополь – Киев – Новгород – Архангельск протяженностью 2416 км. Самолеты строились серийно с 1940 года. В гражданской авиации эксплуатировался до 1950 года.
Морской ближний разведчик МБР-5 отличался от МБР-2 более совершенной аэродинамикой и убирающимся в корпус лодки шасси. Первый полет состоялся 3 октября 1935 го-да, всего до 24 декабря их было 51. В октябре 1937 года при перелете в Севастополь на госиспытания на взлете самолет затонул, экипаж не пострадал. МБР-5 подняли и восстановили, но моряки от дальнейших испытаний отказались. В серию гидросамолет запущен не был.
Также не пошел в серию морской дальний разведчик МДР-5, разработанный в 1938 году. Самолет строили сразу в двух экземплярах – летающая лодка и амфибия на колесах. Основным назначением самолета значилась разведка удаленных районов моря и баз, а также сопровождение тяжелых бомбардировщиков. Но самолет показал недостаточные летные характеристики.
Одновременно с разработкой МДР-5 в 1938 году было начато проектирование нового ближнего разведчика, получившего обозначение МБР-7. Было изготовлено два экземпляра. Первый полет состоялся в 1939 году. В ходе испытаний выявился ряд конструктивных недостатков. После аварий с первым, а затем и вторым экземпляром работы по МБР-7 были прекращены.
Бортовой корабельный разведчик КОР-1 (Бе-2) строился небольшой серией, не имел выдающихся характеристик и, тем не менее, стал первым советским серийным гидросамолетом, специально спроектированным для размещения на корабле и для старта с корабельной катапульты. Первый полет совершил в 1936 году. С 1937 по 1940 годы было выпущено 12 гидропланов. К июню 1941 года шесть КОР-1 находились на Балтике, пять – в составе ВВС Черноморского флота.
Корабельный разведчик КОР-2 (Бе-4) стал значительным шагом вперед в отечественном гидросамолетостроении. На момент своего создания эта летающая лодка ни в чем не уступала, а по ряду параметров и превосходила лучшие зарубежные самолеты аналогичного назначения. Подтверждением удачности конструкции этого самолета служит тот факт, что КОР-2 был единственным советским гидросамолетом, который серийно производился в годы войны. Первый полет состоялся в 1940 году. КОР-2 строились в Таганроге. Осенью 1941 года, накануне немецкой оккупации, лишь небольшое их число было передано ВМФ. Производство КОР-2, переименованного впоследствии в Бе-4, было продолжено в Омске, затем в Красноярске.
Опыт Великой Отечественной войны свидетельствовал, что авиации флота крайне нужны тяжелые гидросамолеты. Так как в Омске для постройки такой машины отсутствовали соответствующие производственные мощности, ОКБ Г. М. Бериева было перебазировано в Красноярск. 14 апреля 1944 года был заложен первый опытный экземпляр многоцелевой летающей лодки ЛЛ-143, а несколько позже и второй. 6 сентября 1945 года состоялся первый полет. Испытания завершились успешно. Все пункты технического задания были выполнены. И, вместе с тем, конструкторам и военным было ясно, что машина нуждается в совершенствовании.
Был разработан модернизированный вариант, получивший обозначение Бе-6. Первый полет состоялся в 1948 году. Серийно самолет был запущен в 1952 году и выпускался до 1957 года. Всего было изготовлено 123 экземпляра.
В 1946 году начались работы по новому самолету-амфибии Бе-8. В отличие от своих предшественников амфибия должна была стать, прежде всего, гражданским многоцелевым самолетом, и могла бы использоваться в связном, пассажирском, санитарном вариантах, как ледовый и рыболовный разведчик, аэрофотосъемщик и учебный самолет. Было построено два опытных экземпляра. Первый полет состоялся в 1947 году. Несмотря на высокую оценку специалистов Бе-8 в серийное производство не передавался, так как основное внимание в этот период уделялось созданию боевых машин, а гражданская авиация финансировалась по остаточному принципу.
Вскоре после войны, в мае 1947 года в ОКБ-49 Г. М. Бериева начались работы по созданию экспериментальной летающей лодки с турбореактивными двигателями. Инициатором проекта был сам Бериев. Р-1 – это первый реактивный гидросамолет в СССР. В ходе затянувшейся «доводки» тему по самолёту «Р» было решено закрыть. Наработки при создании Р-1 использовались при проектировании серийного гидросамолета Бе-10.
Бе-10 – многоцелевая летающая лодка, реактивный гидросамолет. Первый полет состоялся в 1956 году. На самолете было установлено 12 мировых рекордов. С 1956 по 1961 годы было построено 27 экземпляров. Самолет не был принят на вооружение, однако ограниченно эксплуатировался на Черноморском флоте. В 1968 году Бе-10 был выведен из эксплуатации.
В начале 1960-х годов под руководством Г. М. Бериева был разработан проект тяжелой летающей лодки ЛЛ-600. Разрабатывались варианты стратегического бомбардировщика и пассажирского самолета на 2000 мест. Для увеличения дальности действия гидросамолетов-бомбардировщиков, как и для увеличения эффективности использования противолодочной авиации (гидросамолетов и самолетов-амфибий) в океанской зоне, предлагалось организовать заправку самолетов в море от подводных лодок-танкеров или специальных контейнеров. Работы по самолету ЛЛ-600 были свернуты после успешных испытаний советских межконтинентальных баллистических ракет.
В ответ на появление атомных подводных ракетоносцев на защиту морских акваторий страны встала противолодочная амфибия Бе-12 «Чайка». В октябре 1960 года новый самолет осуществил свой первый полет, а с 1963 года начал поступать на вооружение авиации советского военно-морского флота. Основное предназначение Бе-12 – охота за подводными лодками. Серийно самолёт изготавливался с 1963 по 1972 годы, всего было изготовлено 142 экземпляра. Бе-12 «Чайка»: долгожитель военно-морского флота.
В конце 1960-х Георгий Бериев активно взялся за гражданскую тематику. Дело в том, что с наступлением эры ракетной техники Минобороны резко сократило объем разработок новой авиатехники. Коллективу КБ пришлось пробовать себя в новых областях: велись проекты по разработке самолетов-амфибий для тушения лесных пожаров, перевозки пассажиров и грузов. Так на свет появился сухопутный пассажирский и транспортный самолет Бе-30..
В это время Г. М. Бериев по состоянию здоровья переходит на работу в Научно-технический совет Министерства авиационной промышленности в Москве. Главным конструктором и ответственным руководителем предприятия стал ученик и соратник Г. М. Бериева – Алексей Кириллович Константинов. Хотя с любимой работой пришлось расстаться, но с коллективом Г. М. Бериев связи не прерывал, особенно много внимания уделяя судьбе именно Бе-30.
С 25 мая по 10 июня 1969 года Бе-30 № 03 (СССР-48978) демонстрировался на Па-рижском Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже, потратив на перелёт по маршруту Москва -Вильнюс – Берлин – Копенгаген – Амстердам – Париж и обратно 24 часа 03 минуты. Параллельно велась работа над модернизированной версией Бе-32.
Но тут в судьбу самолета вмешалась высокая политика. Для поддержания чехословацкой авиапромышленности в рамках Совета экономической взаимопомощи было принято решение о массовых поставках в СССР самолетов L-410 «Турболет». Проект по Бе-32 в 1972 году потихоньку свернули.
Это был последний самолет, созданный под руководством Г. М. Бериева.
У МБР-2 был и гражданский вариант – МП-1, морской пассажирский. На нем еще до войны успели установить несколько мировых рекордов. К примеру, летчицы Марина Раскова, Вера Ломако и Полина Осипенко совершили беспосадочный перелет по маршруту Севастополь – Киев – Новгород – Архангельск протяженностью 2416 км. Самолеты строились серийно с 1940 года. В гражданской авиации эксплуатировался до 1950 года.
Морской ближний разведчик МБР-5 отличался от МБР-2 более совершенной аэродинамикой и убирающимся в корпус лодки шасси. Первый полет состоялся 3 октября 1935 го-да, всего до 24 декабря их было 51. В октябре 1937 года при перелете в Севастополь на госиспытания на взлете самолет затонул, экипаж не пострадал. МБР-5 подняли и восстановили, но моряки от дальнейших испытаний отказались. В серию гидросамолет запущен не был.
Также не пошел в серию морской дальний разведчик МДР-5, разработанный в 1938 году. Самолет строили сразу в двух экземплярах – летающая лодка и амфибия на колесах. Основным назначением самолета значилась разведка удаленных районов моря и баз, а также сопровождение тяжелых бомбардировщиков. Но самолет показал недостаточные летные характеристики.
Одновременно с разработкой МДР-5 в 1938 году было начато проектирование нового ближнего разведчика, получившего обозначение МБР-7. Было изготовлено два экземпляра. Первый полет состоялся в 1939 году. В ходе испытаний выявился ряд конструктивных недостатков. После аварий с первым, а затем и вторым экземпляром работы по МБР-7 были прекращены.
Бортовой корабельный разведчик КОР-1 (Бе-2) строился небольшой серией, не имел выдающихся характеристик и, тем не менее, стал первым советским серийным гидросамолетом, специально спроектированным для размещения на корабле и для старта с корабельной катапульты. Первый полет совершил в 1936 году. С 1937 по 1940 годы было выпущено 12 гидропланов. К июню 1941 года шесть КОР-1 находились на Балтике, пять – в составе ВВС Черноморского флота.
Корабельный разведчик КОР-2 (Бе-4) стал значительным шагом вперед в отечественном гидросамолетостроении. На момент своего создания эта летающая лодка ни в чем не уступала, а по ряду параметров и превосходила лучшие зарубежные самолеты аналогичного назначения. Подтверждением удачности конструкции этого самолета служит тот факт, что КОР-2 был единственным советским гидросамолетом, который серийно производился в годы войны. Первый полет состоялся в 1940 году. КОР-2 строились в Таганроге. Осенью 1941 года, накануне немецкой оккупации, лишь небольшое их число было передано ВМФ. Производство КОР-2, переименованного впоследствии в Бе-4, было продолжено в Омске, затем в Красноярске.
Опыт Великой Отечественной войны свидетельствовал, что авиации флота крайне нужны тяжелые гидросамолеты. Так как в Омске для постройки такой машины отсутствовали соответствующие производственные мощности, ОКБ Г. М. Бериева было перебазировано в Красноярск. 14 апреля 1944 года был заложен первый опытный экземпляр многоцелевой летающей лодки ЛЛ-143, а несколько позже и второй. 6 сентября 1945 года состоялся первый полет. Испытания завершились успешно. Все пункты технического задания были выполнены. И, вместе с тем, конструкторам и военным было ясно, что машина нуждается в совершенствовании.
Был разработан модернизированный вариант, получивший обозначение Бе-6. Первый полет состоялся в 1948 году. Серийно самолет был запущен в 1952 году и выпускался до 1957 года. Всего было изготовлено 123 экземпляра.
В 1946 году начались работы по новому самолету-амфибии Бе-8. В отличие от своих предшественников амфибия должна была стать, прежде всего, гражданским многоцелевым самолетом, и могла бы использоваться в связном, пассажирском, санитарном вариантах, как ледовый и рыболовный разведчик, аэрофотосъемщик и учебный самолет. Было построено два опытных экземпляра. Первый полет состоялся в 1947 году. Несмотря на высокую оценку специалистов Бе-8 в серийное производство не передавался, так как основное внимание в этот период уделялось созданию боевых машин, а гражданская авиация финансировалась по остаточному принципу.
Вскоре после войны, в мае 1947 года в ОКБ-49 Г. М. Бериева начались работы по созданию экспериментальной летающей лодки с турбореактивными двигателями. Инициатором проекта был сам Бериев. Р-1 – это первый реактивный гидросамолет в СССР. В ходе затянувшейся «доводки» тему по самолёту «Р» было решено закрыть. Наработки при создании Р-1 использовались при проектировании серийного гидросамолета Бе-10.
Бе-10 – многоцелевая летающая лодка, реактивный гидросамолет. Первый полет состоялся в 1956 году. На самолете было установлено 12 мировых рекордов. С 1956 по 1961 годы было построено 27 экземпляров. Самолет не был принят на вооружение, однако ограниченно эксплуатировался на Черноморском флоте. В 1968 году Бе-10 был выведен из эксплуатации.
В начале 1960-х годов под руководством Г. М. Бериева был разработан проект тяжелой летающей лодки ЛЛ-600. Разрабатывались варианты стратегического бомбардировщика и пассажирского самолета на 2000 мест. Для увеличения дальности действия гидросамолетов-бомбардировщиков, как и для увеличения эффективности использования противолодочной авиации (гидросамолетов и самолетов-амфибий) в океанской зоне, предлагалось организовать заправку самолетов в море от подводных лодок-танкеров или специальных контейнеров. Работы по самолету ЛЛ-600 были свернуты после успешных испытаний советских межконтинентальных баллистических ракет.
В ответ на появление атомных подводных ракетоносцев на защиту морских акваторий страны встала противолодочная амфибия Бе-12 «Чайка». В октябре 1960 года новый самолет осуществил свой первый полет, а с 1963 года начал поступать на вооружение авиации советского военно-морского флота. Основное предназначение Бе-12 – охота за подводными лодками. Серийно самолёт изготавливался с 1963 по 1972 годы, всего было изготовлено 142 экземпляра. Бе-12 «Чайка»: долгожитель военно-морского флота.
В конце 1960-х Георгий Бериев активно взялся за гражданскую тематику. Дело в том, что с наступлением эры ракетной техники Минобороны резко сократило объем разработок новой авиатехники. Коллективу КБ пришлось пробовать себя в новых областях: велись проекты по разработке самолетов-амфибий для тушения лесных пожаров, перевозки пассажиров и грузов. Так на свет появился сухопутный пассажирский и транспортный самолет Бе-30..
В это время Г. М. Бериев по состоянию здоровья переходит на работу в Научно-технический совет Министерства авиационной промышленности в Москве. Главным конструктором и ответственным руководителем предприятия стал ученик и соратник Г. М. Бериева – Алексей Кириллович Константинов. Хотя с любимой работой пришлось расстаться, но с коллективом Г. М. Бериев связи не прерывал, особенно много внимания уделяя судьбе именно Бе-30.
С 25 мая по 10 июня 1969 года Бе-30 № 03 (СССР-48978) демонстрировался на Па-рижском Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже, потратив на перелёт по маршруту Москва -Вильнюс – Берлин – Копенгаген – Амстердам – Париж и обратно 24 часа 03 минуты. Параллельно велась работа над модернизированной версией Бе-32.
Но тут в судьбу самолета вмешалась высокая политика. Для поддержания чехословацкой авиапромышленности в рамках Совета экономической взаимопомощи было принято решение о массовых поставках в СССР самолетов L-410 «Турболет». Проект по Бе-32 в 1972 году потихоньку свернули.
Это был последний самолет, созданный под руководством Г. М. Бериева.
Книги о Г. М. Бериеве и его самолетах
«Лодки штурмуют небо» – это сборник воспоминаний выдающегося авиаконструктора Г. М. Бериева, написанных в начале 1970-х годов, когда по состоянию здоровья он вынужден был оставить работу. Мемуары вышли в московском издательстве «Авико Пресс», которое внесло минимальные правки в рукопись, полностью сохранив стиль и манеру изложения. Георгий Михайлович рассказывает о становлении морского приборостроения в стране интересно, доступным для технически неподготовленного читателя языком. Книга вышла в серии «Авиаконструкторы России» в 2002 году.
Очень солидными трудами порадовал специалистов и любителей авиации авторский коллектив в составе С. Н. Емельянова, А. Н. Заблотского и А. И. Сальникова. Это «95 лет авиастроению в Таганроге. 1916-2011» (Москва, 2022) и «История авиастроения в Таганроге. 80 лет ТАНТК им. Г. М. Бериева» (Москва, 2014). Первый охватывает этапы самолетостроения в Таганроге по 2011 год включительно, второй – по 2014 год. Текст идет параллельно на русском и английском языках. Книги снабжены большим количеством фотографий, многие из которых публикуются впервые. Немало страниц здесь посвящены «бериевскому» периоду в истории таганрогского самолетостроения.
В 2003 году в Москве вышла книга А. Н. Заблотского и А. И. Сальникова «МБР-2. Первый гидросамолет Г. М. Бериева». Она знакомит читателя с первым самолетом, созданным Георгием Михайловичем, с историей его разработки и испытания, освоения серийного производства и совершенствования конструкции, применения в военной и гражданской авиации. Летающая лодка МБР-2 Г. М. Бериева стала единственным массовым отечественным гидросамолетом, созданным в предвоенные годы.
Этой же теме посвящена книга Заблотского и Сальникова «Морской разведчик МБР-2. «Летающая чайка» Бериева», вышедшая в Москове в 2015 году. Книга рассказывает о том, что самолет участвовал во всех войнах до Корейской (1950-1953 гг.) включительно. Самолет широко применялся в качестве ближнего разведчика, ночного и даже дневного бомбардировщика, противолодочного самолета.
Следующее издание тех же авторов, А. Н. Заблотского и А. И. Сальникова, «Самолеты ТАНТК им. Г. М. Бериева» знакомит читателей с самолетами ТАНТК им. Г. М. Бериева, в том числе самолетами Георгия Михайловича. Книга издана в Москве в 2005 году. Содержит большое количество чертежей и фотографий.
Две книги Заблотского и Сальникова посвящены непосредственно творческой био-графии великого авиаконструктора: «Неизвестный Бериев. Гений морской авиации» (Москва, 2009) и «Георгий Бериев. Конструктор и его самолеты» (Москва, 2013). На сегодняшний день эта лучшие книги о Г. М. Бериеве, основанные на эксклюзивных материалах закрытых архивов и предоставляющие исчерпывающую информацию обо всех разработках прославленного КБ, как серийных, так и опытных.
Книгу «Самолеты ТАНТК им. Г. М. Бериева. 1945-1968» Заблотский и Сальников написали под руководством Г. С. Панатова. Авторы знакомят читателя с деятельностью ОКБ Г. М. Бериева, начиная с конца 1945 года и закачивая последними работами Георгия Михай-ловича. Книга вышла в московском издательстве «Рестарт+» в 2001 году.
Геннадий Сергеевич Панатов в соавторстве с Константином Геннадьевичем Удаловым в 1998 году создали двухтомную «Иллюстрированную энциклопедию самолетов ТАНТК им. Г. М. Бериева». Первый том охватывает период с 1932 года по 1945 год деятельности ЦКБ МС, а затем ОКБ им. Г. М. Бериева. Здесь впервые описаны ранее неизвестные проекты, созданные под руководством Георгия Михайловича.
В серии «Самолеты ТАНТК им. Г. М. Бериева» в 1994 году вышла книга К. Г. Удалова и А. И. Сальникова «Самолет КОР-1». Это первый отечественный корабельный разведчик, разработанный в 1936 году под руководством Георгия Михайловича. В книге изложена история создания самолета, даны его технические характеристики.
Особо хочу отметить книги Владимира Николаевича Мартыненко. Автор работал на авиационном заводе с 1944 года. В 1946 году связал свою судьбу с ОКБ морского самолетостроения. Целый цикл книг он посвятил родному предприятию, его разработкам, авиаконструкторам, летчикам-испытателям. Документальная повесть В. Мартыненко «Трудный хлеб – гидроавиация» рассказывает о выдающемся авиаконструкторе Г. М. Бериеве. Книга вышла в Таганроге в 1997 и 2004 гг. и в Ростове-на-Дону в 1998 году.
Материалы о Георгии Михайловиче Бериеве есть в книгах В. Мартыненко «Самолеты взлетают с моря» (Ростов-на-Дону, 1993) и «Радость творчества» (Таганрог, 2010).
В 2007 году в Москве вышла книга Важа Вахтанговича Шишниашвили «Имя в небе». В нее вошли личные воспоминания Г. М. Бериева, воспоминания сотрудников ОКБ, летчиков, воевавших на его самолетах. Автор раскрывает многие неизвестные страницы из истории авиации флота, описывает творческий путь Г. М. Бериева, внесшего выдающийся вклад в развитие гидроавиации.
Очень солидными трудами порадовал специалистов и любителей авиации авторский коллектив в составе С. Н. Емельянова, А. Н. Заблотского и А. И. Сальникова. Это «95 лет авиастроению в Таганроге. 1916-2011» (Москва, 2022) и «История авиастроения в Таганроге. 80 лет ТАНТК им. Г. М. Бериева» (Москва, 2014). Первый охватывает этапы самолетостроения в Таганроге по 2011 год включительно, второй – по 2014 год. Текст идет параллельно на русском и английском языках. Книги снабжены большим количеством фотографий, многие из которых публикуются впервые. Немало страниц здесь посвящены «бериевскому» периоду в истории таганрогского самолетостроения.
В 2003 году в Москве вышла книга А. Н. Заблотского и А. И. Сальникова «МБР-2. Первый гидросамолет Г. М. Бериева». Она знакомит читателя с первым самолетом, созданным Георгием Михайловичем, с историей его разработки и испытания, освоения серийного производства и совершенствования конструкции, применения в военной и гражданской авиации. Летающая лодка МБР-2 Г. М. Бериева стала единственным массовым отечественным гидросамолетом, созданным в предвоенные годы.
Этой же теме посвящена книга Заблотского и Сальникова «Морской разведчик МБР-2. «Летающая чайка» Бериева», вышедшая в Москове в 2015 году. Книга рассказывает о том, что самолет участвовал во всех войнах до Корейской (1950-1953 гг.) включительно. Самолет широко применялся в качестве ближнего разведчика, ночного и даже дневного бомбардировщика, противолодочного самолета.
Следующее издание тех же авторов, А. Н. Заблотского и А. И. Сальникова, «Самолеты ТАНТК им. Г. М. Бериева» знакомит читателей с самолетами ТАНТК им. Г. М. Бериева, в том числе самолетами Георгия Михайловича. Книга издана в Москве в 2005 году. Содержит большое количество чертежей и фотографий.
Две книги Заблотского и Сальникова посвящены непосредственно творческой био-графии великого авиаконструктора: «Неизвестный Бериев. Гений морской авиации» (Москва, 2009) и «Георгий Бериев. Конструктор и его самолеты» (Москва, 2013). На сегодняшний день эта лучшие книги о Г. М. Бериеве, основанные на эксклюзивных материалах закрытых архивов и предоставляющие исчерпывающую информацию обо всех разработках прославленного КБ, как серийных, так и опытных.
Книгу «Самолеты ТАНТК им. Г. М. Бериева. 1945-1968» Заблотский и Сальников написали под руководством Г. С. Панатова. Авторы знакомят читателя с деятельностью ОКБ Г. М. Бериева, начиная с конца 1945 года и закачивая последними работами Георгия Михай-ловича. Книга вышла в московском издательстве «Рестарт+» в 2001 году.
Геннадий Сергеевич Панатов в соавторстве с Константином Геннадьевичем Удаловым в 1998 году создали двухтомную «Иллюстрированную энциклопедию самолетов ТАНТК им. Г. М. Бериева». Первый том охватывает период с 1932 года по 1945 год деятельности ЦКБ МС, а затем ОКБ им. Г. М. Бериева. Здесь впервые описаны ранее неизвестные проекты, созданные под руководством Георгия Михайловича.
В серии «Самолеты ТАНТК им. Г. М. Бериева» в 1994 году вышла книга К. Г. Удалова и А. И. Сальникова «Самолет КОР-1». Это первый отечественный корабельный разведчик, разработанный в 1936 году под руководством Георгия Михайловича. В книге изложена история создания самолета, даны его технические характеристики.
Особо хочу отметить книги Владимира Николаевича Мартыненко. Автор работал на авиационном заводе с 1944 года. В 1946 году связал свою судьбу с ОКБ морского самолетостроения. Целый цикл книг он посвятил родному предприятию, его разработкам, авиаконструкторам, летчикам-испытателям. Документальная повесть В. Мартыненко «Трудный хлеб – гидроавиация» рассказывает о выдающемся авиаконструкторе Г. М. Бериеве. Книга вышла в Таганроге в 1997 и 2004 гг. и в Ростове-на-Дону в 1998 году.
Материалы о Георгии Михайловиче Бериеве есть в книгах В. Мартыненко «Самолеты взлетают с моря» (Ростов-на-Дону, 1993) и «Радость творчества» (Таганрог, 2010).
В 2007 году в Москве вышла книга Важа Вахтанговича Шишниашвили «Имя в небе». В нее вошли личные воспоминания Г. М. Бериева, воспоминания сотрудников ОКБ, летчиков, воевавших на его самолетах. Автор раскрывает многие неизвестные страницы из истории авиации флота, описывает творческий путь Г. М. Бериева, внесшего выдающийся вклад в развитие гидроавиации.
Память о Г. М. Бериеве и его самолетах
Начнем со знаков памяти, посвященных Георгию Михайловичу Бериеву и его самолетам в г. Таганроге Ростовской области. Самое главное событие по увековечению памяти выдающегося авиаконструктора – присвоение его имени Таганрогскому авиационному научно-техническому комплексу, согласно Распоряжению Совета министров РСФСР от 6 декабря 1989 года.
Но еще за десять лет до этого, в 1979 году на входе в здание конструкторского бюро ТАНТК (пл. Авиаторов, 1) была установлена мемориальная доска с барельефом. Автор барельефа – скульптор Шалымов Игорь Александрович.
Мемориальная доска была открыта и на фасаде дома, в котором жил авиаконструктор (ул. Свободы, 15). К 100-летию со дня рождения Г. М. Бериева доску отреставрировали, но в 2018 году она стала плохо читаемой. В 2022 году мемориальную доску заменили на новую.
20 июля 1994 года было принято Постановление Главы администрации г. Таганрога № 2043, согласно которому ул. Мира – ул. Рассветную переименовали в улицу Г. М. Бериева. Кстати, улица Г. М. Бериева есть и в Тбилиси.
В фойе здания конструкторского бюро ТАНТК 25 октября 2019 года открыт бронзовый бюст основателя центрального конструкторского бюро морского самолетостроения. Скульптор – сотрудник ТАНТК им. Г. М. Бериева Алексей Бортников. В церемонии открытия принимала участие живущая в Таганроге дочь авиаконструктора – Майя Георгиевна Бериева.
На территории ТАНТК есть еще один памятник Георгию Михайловичу. Это гранитный бюст работы скульптора Нины Николаевны Мухатаевой. Он установлен перед зданием летно-испытательного комплекса (ЛИК) ТАНТК со стороны аэродрома.
В сентябре 2013 года возле спуска на гидробазу установлен памятный знак в честь авиаторов – творцов и создателей крылатых машин. Он выполнен в виде чайки, взлетающей в небо. На постаменте табличка с именами создателя таганрогского аэропланного завода В. А. Лебедева и главного конструктора и основателя ЦКБ морского приборостроения Г. М. Бериева.
Памятные знаки на территории предприятия закрыты для обычных людей. Но и таганрожцы, и гости города могут беспрепятственно любоваться огромным портретом Г. М. Бериева, появившимся в июле 2019 года на доме по адресу: ул. Инструментальная, 29. Это масштабная работа известного арт-художника Антона Тимченко. Уже несколько лет он рисует на зданиях портреты знаменитых таганрожцев. Раневская и Чехов, Добронравов и Деревянко и многие другие украсили наш город благодаря Антону.
На территории ТАНТК установлены памятники самым известным самолетам Георгия Михайловича Бериева.
В 2013 году в честь 110-летия со дня рождения конструктора перед ОКБ был установлен макет гидросамолета ЦКБМС-1 (МБР-2 с мотором М-34). Проектирование этого самолета стало первым заданием Георгию Михайловичу после основания Центрального конструкторского бюро морского самолетостроения.
3 октября 2014 года в честь 80-летия основания ТАНТК им. Г. М. Бериева между ОКБ и спуском на гидробазу был установлен настоящий самолет-амфибия Бе12ПС. Эта машина с уникальными летно-техническими характеристиками сыграла важнейшую роль в истории развития ТАНТК. На основе Бе-12 и его дальнейшей модификации была создана линейка таких многофункциональных самолетов-амфибий, как Бе-200.
30 сентября 2021 года в честь 105-летия со дня начала авиастроения в г. Таганроге на территории ТАНТК установлен самолет МВЛ Бе-32, предшественником которого был Бе-30. Этот самолет стал последней разработкой Г. М. Бериева.
15 февраля 2022 года к 119-й годовщине со дня рождения Георгия Михайловича Бериева в народном военно-историческом музейном комплексе Великой Отечественной войны «Самбекские высоты» была торжественно открыта экспозиция, посвященная его жизни и конструкторской деятельности. Экспозицию подготовили сотрудники ТАНТК. На выставке представлены генеральская форма Бериева, его рабочий стол, телефонный аппарат, а также некоторые личные вещи. Эти предметы на время передали в музей из мемориальной комнаты Бериева, расположенной в здании Конструкторского бюро. Кроме этого, посетители могли ознакомиться с информационными планшетами и моделями самолетов, созданных как под руководством Бериева, так и в последующие годы его последователями.
Небольшие экспозиции, посвященные Г. М. Бериеву, есть в Центре краеведческой информации ЦГПБ им. А. П. Чехова, в Политехническом музее ТТИ ЮФУ, в музее школы № 16.
Памятные знаки, посвященные выдающемуся авиаконструктору, есть и в других городах России.
В 1994 году была установлена мемориальная доска в здании Главного учебного корпуса Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (Политехническая ул., 29), где учился Г. М. Бериев. Архитектор В. А. Кессених.
Сохранилась мемориальная доска в Москве на здании по Столярному переулку, 3/1. Здесь в конце 1920-х – начале 1930-х гг. в конструкторском бюро Поля Эмэ Ришара работа-ли С. Лавочкин, Н. Камов, С. Королев, В. Шавров, Г. Бериев и другие. В настоящее время здание выполняет совсем другие функции, приспосабливается под нужды клиентов делового квартала «Рассвет».
15 мая 2018 года была установлена мемориальная доска в Красноярске, на доме, где во время Великой Отечественной войны жил Г. М. Бериев (ул. Академика Вавилова, 35).
В г. Жуковский Московской области 22 сентября 2017 года была открыта мемориальная аллея «Создатели авиации России», в состав которой вошли 16 бюстов легендарных советских авиаконструкторов. На аллее увековечена память таких выдающихся российских авиастроителей и ученых, как Павел Сухой, Александр Яковлев, Андрей Туполев, Сергей Ильюшин, Николай Камов, Михаил Миль и др. Есть здесь и бюст Г. М. Бериева.
В 1968 году в честь 50-летия Ленинского комсомола на острове Большой Грязный в Кольском заливе был открыт памятник морским авиаторам. Это настоящий гидросамолет Бе-6. Памятник простоял без ремонта более полувека. Многие годы любители авиации, сумевшие добраться до острова, видели неприглядную картину. Огромный самолет, некогда выполнявший важные задачи по дальней морской разведке и патрулированию, несению торпед и установке минных заграждений, перевозке грузов и сбросу десанта, работавший и в ночное время и в самых сложных метеоусловиях, ветшал и разрушался. В настоящее время и самолет, и постамент восстановлены.
Еще один «бериевский» самолет Бе-12 «Чайка» установлен в поселке городского типа Мирный на территории городского округа Евпатория. В советские годы Мирный – это закрытый военно-морской гарнизон Краснознамённого Черноморского флота Крымской военно-морской базы. Самолет-амфибия Бе-12 базировался в мирненском гарнизоне с 1960-х годов вплоть до развала Советского Cоюза. В 2018 году легендарный гидросамолет стал еще одним экспонатом в сквере морских авиаторов. Открытие памятника было приурочено в 100-летию 318-го ОПЛАП ДД – Отдельного противолодочного Констанцского ордена Красного Знамени полка дальнего действия Краснознаменного Черноморского флота. Он дислоцировался в Крыму, в пгт. Мирный. Памятник установлен на средства и силами ветеранов 318 ОПЛАП.
Портреты Георгия Михайловича Бериева писали художники, знаменитый авиаконструктор и его самолеты увековечены на открытках, конвертах и марках.
Память о выдающемся авиаконструкторе сохраняется в г. Таганроге и в России в целом.
Но еще за десять лет до этого, в 1979 году на входе в здание конструкторского бюро ТАНТК (пл. Авиаторов, 1) была установлена мемориальная доска с барельефом. Автор барельефа – скульптор Шалымов Игорь Александрович.
Мемориальная доска была открыта и на фасаде дома, в котором жил авиаконструктор (ул. Свободы, 15). К 100-летию со дня рождения Г. М. Бериева доску отреставрировали, но в 2018 году она стала плохо читаемой. В 2022 году мемориальную доску заменили на новую.
20 июля 1994 года было принято Постановление Главы администрации г. Таганрога № 2043, согласно которому ул. Мира – ул. Рассветную переименовали в улицу Г. М. Бериева. Кстати, улица Г. М. Бериева есть и в Тбилиси.
В фойе здания конструкторского бюро ТАНТК 25 октября 2019 года открыт бронзовый бюст основателя центрального конструкторского бюро морского самолетостроения. Скульптор – сотрудник ТАНТК им. Г. М. Бериева Алексей Бортников. В церемонии открытия принимала участие живущая в Таганроге дочь авиаконструктора – Майя Георгиевна Бериева.
На территории ТАНТК есть еще один памятник Георгию Михайловичу. Это гранитный бюст работы скульптора Нины Николаевны Мухатаевой. Он установлен перед зданием летно-испытательного комплекса (ЛИК) ТАНТК со стороны аэродрома.
В сентябре 2013 года возле спуска на гидробазу установлен памятный знак в честь авиаторов – творцов и создателей крылатых машин. Он выполнен в виде чайки, взлетающей в небо. На постаменте табличка с именами создателя таганрогского аэропланного завода В. А. Лебедева и главного конструктора и основателя ЦКБ морского приборостроения Г. М. Бериева.
Памятные знаки на территории предприятия закрыты для обычных людей. Но и таганрожцы, и гости города могут беспрепятственно любоваться огромным портретом Г. М. Бериева, появившимся в июле 2019 года на доме по адресу: ул. Инструментальная, 29. Это масштабная работа известного арт-художника Антона Тимченко. Уже несколько лет он рисует на зданиях портреты знаменитых таганрожцев. Раневская и Чехов, Добронравов и Деревянко и многие другие украсили наш город благодаря Антону.
На территории ТАНТК установлены памятники самым известным самолетам Георгия Михайловича Бериева.
В 2013 году в честь 110-летия со дня рождения конструктора перед ОКБ был установлен макет гидросамолета ЦКБМС-1 (МБР-2 с мотором М-34). Проектирование этого самолета стало первым заданием Георгию Михайловичу после основания Центрального конструкторского бюро морского самолетостроения.
3 октября 2014 года в честь 80-летия основания ТАНТК им. Г. М. Бериева между ОКБ и спуском на гидробазу был установлен настоящий самолет-амфибия Бе12ПС. Эта машина с уникальными летно-техническими характеристиками сыграла важнейшую роль в истории развития ТАНТК. На основе Бе-12 и его дальнейшей модификации была создана линейка таких многофункциональных самолетов-амфибий, как Бе-200.
30 сентября 2021 года в честь 105-летия со дня начала авиастроения в г. Таганроге на территории ТАНТК установлен самолет МВЛ Бе-32, предшественником которого был Бе-30. Этот самолет стал последней разработкой Г. М. Бериева.
15 февраля 2022 года к 119-й годовщине со дня рождения Георгия Михайловича Бериева в народном военно-историческом музейном комплексе Великой Отечественной войны «Самбекские высоты» была торжественно открыта экспозиция, посвященная его жизни и конструкторской деятельности. Экспозицию подготовили сотрудники ТАНТК. На выставке представлены генеральская форма Бериева, его рабочий стол, телефонный аппарат, а также некоторые личные вещи. Эти предметы на время передали в музей из мемориальной комнаты Бериева, расположенной в здании Конструкторского бюро. Кроме этого, посетители могли ознакомиться с информационными планшетами и моделями самолетов, созданных как под руководством Бериева, так и в последующие годы его последователями.
Небольшие экспозиции, посвященные Г. М. Бериеву, есть в Центре краеведческой информации ЦГПБ им. А. П. Чехова, в Политехническом музее ТТИ ЮФУ, в музее школы № 16.
Памятные знаки, посвященные выдающемуся авиаконструктору, есть и в других городах России.
В 1994 году была установлена мемориальная доска в здании Главного учебного корпуса Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (Политехническая ул., 29), где учился Г. М. Бериев. Архитектор В. А. Кессених.
Сохранилась мемориальная доска в Москве на здании по Столярному переулку, 3/1. Здесь в конце 1920-х – начале 1930-х гг. в конструкторском бюро Поля Эмэ Ришара работа-ли С. Лавочкин, Н. Камов, С. Королев, В. Шавров, Г. Бериев и другие. В настоящее время здание выполняет совсем другие функции, приспосабливается под нужды клиентов делового квартала «Рассвет».
15 мая 2018 года была установлена мемориальная доска в Красноярске, на доме, где во время Великой Отечественной войны жил Г. М. Бериев (ул. Академика Вавилова, 35).
В г. Жуковский Московской области 22 сентября 2017 года была открыта мемориальная аллея «Создатели авиации России», в состав которой вошли 16 бюстов легендарных советских авиаконструкторов. На аллее увековечена память таких выдающихся российских авиастроителей и ученых, как Павел Сухой, Александр Яковлев, Андрей Туполев, Сергей Ильюшин, Николай Камов, Михаил Миль и др. Есть здесь и бюст Г. М. Бериева.
В 1968 году в честь 50-летия Ленинского комсомола на острове Большой Грязный в Кольском заливе был открыт памятник морским авиаторам. Это настоящий гидросамолет Бе-6. Памятник простоял без ремонта более полувека. Многие годы любители авиации, сумевшие добраться до острова, видели неприглядную картину. Огромный самолет, некогда выполнявший важные задачи по дальней морской разведке и патрулированию, несению торпед и установке минных заграждений, перевозке грузов и сбросу десанта, работавший и в ночное время и в самых сложных метеоусловиях, ветшал и разрушался. В настоящее время и самолет, и постамент восстановлены.
Еще один «бериевский» самолет Бе-12 «Чайка» установлен в поселке городского типа Мирный на территории городского округа Евпатория. В советские годы Мирный – это закрытый военно-морской гарнизон Краснознамённого Черноморского флота Крымской военно-морской базы. Самолет-амфибия Бе-12 базировался в мирненском гарнизоне с 1960-х годов вплоть до развала Советского Cоюза. В 2018 году легендарный гидросамолет стал еще одним экспонатом в сквере морских авиаторов. Открытие памятника было приурочено в 100-летию 318-го ОПЛАП ДД – Отдельного противолодочного Констанцского ордена Красного Знамени полка дальнего действия Краснознаменного Черноморского флота. Он дислоцировался в Крыму, в пгт. Мирный. Памятник установлен на средства и силами ветеранов 318 ОПЛАП.
Портреты Георгия Михайловича Бериева писали художники, знаменитый авиаконструктор и его самолеты увековечены на открытках, конвертах и марках.
Память о выдающемся авиаконструкторе сохраняется в г. Таганроге и в России в целом.