Владимир Германович Богораз (псевд. Н.А. Тан) (27(15).04.1865, Овруч Волынской губ. - 10.05.1936, Ростов н/Д, похоронен в С.-Петербурге) родился в глуши волынского полесья, в местечке Овруч, в 1865 году. Однако в его метрическом свидетельстве значится: «1862, Мариуполь». Этот документ отец достал после переезда семьи в Таганрог, чтобы до установленного возраста устроить сына в местную гимназию. Отец Богораза торговал углем и пшеницей, служил в синагоге, кое-что писал и печатал (по древне- и новоеврейски), но все эти занятия не принесли ему материального достатка: с десяти лет Богоразу пришлось зарабатывать частными уроками.
К концу 1870-х годов в таганрогскую гимназию прибыло несколько молодых учителей из высланных студентов; возник кружок. Старшая сестра Богораза привезла из Петербурга сборник революционных стихов, вдохновивших ее брата на самостоятельное творчество в этом роде.
В 1880 году пятнадцатилетний Богораз стал студентом естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета. Со второго курса он перешел на юридический факультет, где было особенно много студентов-социалистов. Богораз вошел в кружок «Народной воли», которым руководил А. И. Желябов. Тогда же через публициста С. Н. Кривенко он связался с редакцией «Отечественных записок», для которых перевел несколько произведений Золя и Мопассана.
Осенью 1882 года за участие в студенческой демонстрации Богораз был выслан на родину. В Таганроге он немедля приступил к революционной пропаганде. Дело шло к организации забастовки, но начинающего пропагандиста настигла волна массовых арестов и его присудили к одиннадцатимесячному заключению в таганрогском остроге.
По выходе из тюрьмы Богораз принял православие. Этот поступок, как он утверждал, был совершен «для целей революционных».
Центральный кружок союза «Народной воли» поручил Богоразу и его товарищам изготовление бомб и организацию типографий. И то и другое было исполнено, но не принесло ожидаемых результатов из-за быстрого вмешательства полиции. Богораз чудом спасся от ареста. Его стихи, уже направленные в печать, не увидели света.
Богораз переезжал из города в город, налаживая разрушенные революционные связи, пытаясь восстановить разгромленные и создать новые подпольные типографии. Он был одним из организаторов Екатеринославского съезда «Народной воли» и редактировал последний номер ее газеты. В конце 1886 года Богораз был арестован.
После трех лет заключения в Петропавловской крепости он был отправлен с группой ссыльных в Среднеколымск, на Чукотку. До места назначения (12 000 верст) партия добиралась около года – сначала в трюмах арестантской баржи по Каме и Оби, потом пешком по Владимирке от Томска до Иркутска; затем, когда наступила зима, – на жандармских тройках до Якутска и, наконец, разными способами – на лошадях и на оленях – до Среднеколымска.
Бывшие студенты превратились в охотников и рыболовов, заготавливали в тайге дрова и умудрились даже развести огороды, о которых в этом краю не имели понятия.
Среднеколымск был населен потомками казаков-землепроходцев, осевших в этих краях с XVI-XVII веков. Богораз стал записывать их песни, былины и баллады, потом отправился в тундру к чукчам и другим северным народностям. Пожалуй, никому из его предшественников не приходилось заниматься этнографией в таких условиях – питаться сырой олениной и падалью, жить в задымленных чумах и вести карандашные записи на пятидесятиградусном морозе, а дома – за отсутствием чернил – переписывать их оленьей кровью.
Записи, а также стихи и рассказы собственного сочинения Богораз отправлял в Петербург, Москву, в местные сибирские газеты и с нетерпением ждал обратной почты, которая приходила три раза в год. Почта 1895 года вместе с очередной грудой книг и журналов принесла первую весть о научном признании трудов Богораза: от Восточносибирского отделения Географического общества ему было сделано приглашение участвовать в так называемой Сибиряковской экспедиции. Богораз вновь пустился по знакомым маршрутам – на этот раз уже с более широкой и систематической программой. Среди чукчей он стяжал такую популярность, что был призван местными жителями стать «чукотским королем».
Тем временем в Петербурге специальная академическая комиссия изучила присланные материалы, нашла их очень ценными и постановила ходатайствовать перед министерством внутренних дел о возвращении ссыльного. В 1898 году ходатайство было послано, а 7 мая 1899 года Богораз уже делал в Петербургском Географическом обществе доклад о русских жителях Колымского края. В том же году вышла его первая книга – «Чукотские рассказы», а год спустя – первый сборник «Стихотворения». Это ввело Богораза в круг литераторов. Возобновилось личное знакомство с Чеховым, бывшим соучеником по таганрогской гимназии. Богораз вошел в редакцию марксистских журналов «Начало» и «Жизнь».
Вскоре власти приняли решение о его высылке из Петербурга, ибо Богораз открыто высказывал свои революционные убеждения и вообще вел себя по отношению к властям дерзко и вызывающе. Тогда же Академия наук предложила ему принять участие в новой экспедиции, предпринятой совместно с американским Музеем естественных наук. Через Берлин, Париж, Лондон и Нью-Йорк Богораз прибыл на побережье Тихого океана и после годичного путешествия по Камчатке, Анадырю и Чукотке вернулся через Японию и Владивосток в Петербург. Полиция снова предложила ему покинуть столицу. Богораз уехал в Америку. Два года он прожил в Нью-Йорке, обрабатывая и публикуя собранные материалы, постоянно напоминая о себе русским читателям корреспонденциями и беллетристикой.
Вернувшись на родину в разгар русско-японской войны, Богораз объездил Поволжье и Сибирь, чтобы непосредственно наблюдать совершавшиеся перемены. Во время революции его можно было видеть повсюду – среди гапоновских рабочих и в руководстве Крестьянского союза, в Московском центральном забастовочном комитете и на митингах народно-социалистической партии, в ряды которой он вступил в это время. Между тем его этнографические труды выходили в России и за границей и в конце концов создали ему солидную ученую репутацию.
После Октябрьской революции Богораз продолжал заниматься литературной деятельностью, написал несколько повестей и романов, переводил пьесы Рабиндраната Тагора, стихотворения негритянских поэтов, выпустил четырехтомное собрание своих сочинений (первое – десятитомное – собрание вышло еще в 1910 году). Но основное время он уделял преподаванию этнографии в Ленинградском университете и в педагогическом институте им. А. И. Герцена, а также в Академии наук. Он был первым директором Института народов Севера, возглавил Музей истории религии, организовал этнографическое изучение современного советского быта, а главное, трудился над созданием письменности северных народов, очень много сделав в этой области. Смерть застала его 10 мая 1936 года в поезде, следовавшем из Ленинграда в Ростов-на-Дону.
Тан-Богораз – этнограф, прозаик, фольклорист, поет,
революционер-народник, общественный деятель
// Поэты-демократы 1870-1880-х годов. – Л., 1968. – С. 261-296.
Перу Владимира Германовича Богораза принадлежат рассказы: «Чукотские рассказы», «Колымские рассказы»; романы: «Восемь племён»; «Жертва дракона»; «Воскресшее племя»; «Союз молодых»; повесть «На озере Лоч»; очерк «Мужики в Государственной думе»; переводы: «Сказка о чесоточном шамане»; «Сказание об Эленди и его сыновьях». Ряд работ по этнографии народов Севера: «Образцы материалов по изучению чукотского языка и фольклора»; «Материалы по изучению чукотского языка и фольклора»; «Областной словарь колымского русского наречия»; «К психологии шаманства у народов Северо-Восточной Азии»; «Новые задачи российской этнографии в полярных областях» и др.