Тараховская Елизавета Яковлевна (15(27).07.1891, Таганрог – 13.11.1968, Москва). В некоторых изданиях приводятся другие дата и место рождения – 15(27) июля 1895, Ростов-на-Дону. Но Елизавета – сестра-близнец Валентина Яковлевича Парнаха, родившегося в Таганроге 15 июля 1891 года.
Девочка родилась в обрусевшей еврейской семье. Отец – провизор, владелец аптеки, почетный гражданин г. Таганрога – Яков Соломонович Парнох. Мать – Александра Абрамовна Парнох, урожденная Идельсон, врач – умерла вскоре после рождения близнецов.
Елизавета закончила с золотой медалью Мариинскую женскую гимназию в Таганроге. Училась на Бестужевских курсах в Петрограде. В 1920 году в Ростове вышла замуж за Александра Абрамовича Тараховского. Его отец, литератор и театральный критик Абрам Борисович Тараховский публиковался в «Таганрогском вестнике», был сотрудником газеты «Приазовский край», состоял в переписке с А. П. Чеховым. Замужество это длилось недолго, но фамилия мужа осталась на всю последующую жизнь.
Е. Я. Тараховская приехала в Москву из Сухуми в годы нэпа. Старшая сестра София ввела Елизавету в литературный круг, и уже тогда проявился поэтический дар дебютантки, ее общительный характер, давший возможность удержаться на плаву в противоречивом богемном мире.
Состоялась Елизавета Тараховская как детская писательница. Кроме того, она переводила на русский язык стихи для детей поэтов Ю. Тувима (Польша), К. Мухаммади (Узбекистан), М. Дилбази (Азербайджан), М. Бараташвили (Грузия), Э. Межелайтиса (Литва), А. Босева (Болгария) и многих других.
Опубликованные впоследствии стихи «для взрослых» прошли незамеченными. Но мы, таганрожцы, ценим стихи Елизаветы Яковлевны, посвященные городу ее детства - Таганрогу и размещаем их на своем сайте.
Писательница оставила нам удивительные воспоминания о времени, в котором она жила и о людях, с которыми дружила (М. Цветаева, О. Мандельштам, М. Волошин, А. Белый). Очень меткие эпиграммы писательницы также дошли до наших дней.
Е. Тараховская оказала значительное влияние на развитие драматургии театров кукол России XX века. Ее пьеса «По щучьему веленью» стала классикой и первым по-настоящему крупным спектаклем Театра С. Образцова. С. В. Образцов назвал этот спектакль «Чайкой» своего театра.
Елизавета Тараховская похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (Колумбарий, секция 100), рядом с братом.
1925 год
В 1925 году Е. Тараховская опубликовала свои первые детские книжки: «О том, как приехал шоколад в Моссельпром» и «Тит полетит». С тех пор она писала главным образом для детей.
Поэтесса всегда находила общий язык с детьми. Многие из нас в детстве зачитывались ее книжками. Она умела откликаться на злобу дня: стали строить первую линию метро – появилась её поэма «Метро»; открылась Выставка достижений народного хозяйства – написаны стихи «Посмотрим выставку»; начались полеты в космос – Тараховская пишет веселую сказку «Луна и лентяй» и книгу о первой женщине, побывавшей в космосе, – «Чайка».
Книжки Е. Тараховской оформляли замечательные художники того времени. «О том, как приехал шоколад в Моссельпром» иллюстрировал художник-график Юлий Абрамович Ганф. Книжку «Тит полетит» – Александр Николаевич Самохвалов.
В 1926 году вышла книжка Е. Тараховской «Митька и наука». В ней собраны рассказы для детей младшего и среднего возраста о десятилетнем мальчишке Митьке из маленькой деревеньки под Тулой, о его жизни, приключениях и познании окружающего мира. Художник-иллюстратор В. Васильев.
В 1927 году в серии «Дешевая библиотечка. Для детей младшего возраста» вышла книжка Е. Тараховской «Электрическая курица», в которой работник птичьей фермы Максим рассказывает детям об инкубаторе: и высиживает «электрическая курица» сразу 150-200 яиц, да еще круглый год, да яйца не бьет, да чистая, как стеклышко. «Ну, так чья ж, – спрашивает Максим, – курица лучше – ваша живая, или моя электрическая? Тут все ребята хором: «Твоя! твоя!» Иллюстрировал книжку И. А. Ф[ранцуз]. Возможно это русско-французский книжный иллюстратор А. А. Алексеев.
В 1928 году вышли четыре книжки Е. Тараховской: «Огород», «Новый дом», «У Черного моря» и «Железная дорога». Первые две оформлял Павел Яковлевич Павлинов, русский и советский художник-график, книжный иллюстратор, мастер ксилографии. Портрет Пушкина его работы на выставке русской графики в Дрездене в 1964 году был признан лучшим ксилографическим портретом XX века. Книга «Новый дом» выходила еще дважды: в 1930 и 1931 гг., на этот раз с рисунками Федора Филипповича Кондратова, который в 1930 году снова обращается к творчеству Е. Тараховской и оформляет книжку «Универмаг». Книгу «У черного моря» иллюстрировал И. Г. Мрочковский, советский художник-график, плакатист. Книгу «Железная дорога» - художник-монументалист, график, иллюстратор детских книг Борис Владимирович Покровский.
В 1929 году вышли три новых книжки Е. Я. Тараховской. Первую из них: «Костя, клоп и микроскоп» иллюстрировал живописец и график Владимир Александрович Апостоли-Триондофилос. Художник работал для издательства «Радуга». Его рисунки украшали не только книги Тараховской, но и Н. Агнивцева, М. Андреева, О. Бич. Вторая книжка «Алешка-горбун». Этот рассказ вышел с рисунками советского художника-графика В. А. Милашевского. Среди работ Владимира Алексеевича – иллюстрации к книгам Пушкина, Ершова, Достоевского, Чехова, Блока, Диккенса, Флобера. Книгу «Стальные ребята» оформляла советская художница, график, иллюстратор детских книг М. Михаэлис. Маргарита Максимилиановна работала художником во многих популярных детских изданиях – журналах «Мурзилка», «Искорка», «Дружные ребята»; в издательствах Детгиз и Учпедгиз и оформила много детских книг.
1930 год для Е. Тараховской стал самым удачным в творческом отношении. В свет вышло целых семь книжек для детей. Книжка «Бей в барабан!» в этот год выдержала целых три издания. Иллюстрировал ее живописец, график, театральный художник и плакатист Николай Федорович Денисовский. В 1918 году он участвовал в оформлении Москвы к празднованию 1 Мая, а книжка как раз посвящена первомайскому празднику. К сожалению, мы не можем предъявить фотографии обложки и иллюстраций изданий 1930 года. А издание 1932 года иллюстрировала уже художница В. И. Иванова. Также Вера Ивановна оформляла книгу Е. Тараховской «12 без пяти», изданную в этом же 1930 году. Книгу «Колокол в море» оформлял уже знакомый нам художник Борис Владимирович Покровский, автор иллюстраций к книге Тараховской «Железная дорога». Федор Филиппович Кондратов, которого мы помним по книжке «Новый дом», создал иллюстрации к книге «Универмаг». Художница Евгения Соломоновна Абрамова – автор иллюстраций к книге «Радио-бригада». В 1931 году вышло второе издание книжки. Дементий Алексеевич Шмаринов, впоследствии народный художник СССР, иллюстратор книг Пушкина, Гоголя, Толстого, Шекспира, в 1930 году оформил книгу Тараховской «Общежитие коров». И последней назовем книжку «Где овечка без хвоста?» с иллюстрациями художницы Марии Михайловны Синяковой-Уречиной.
В 1932 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла книжка Е. Тараховской «Амарэ детский сад» о переменах в судьбе цыганских детишек в советской России.
Оформляла книжку график и живописец Н. В. Кашина (псевдоним Нина Памятных). Нина Васильевна происходила из семьи потомственного иконописца В. П. Кашина, как иллюстратор сотрудничала с ОГИЗ, издательством «Молодая гвардия».
Строительство московского метрополитена началось в декабре 1931 года, в мае 1935-го была открыта первая очередь. Е. Тараховская откликнулась на эту весьма злободневную тему в 1933 году самой известной в своем творчестве книгой «Метрополитен». Иллюстратором выступил художник Андрей Андреевич Брей.
В 1935 году поэма была переиздана в форме фотокниги. Оформлением занимались М. Серегин и Н. Исаева, обложкой - художник А. Щербаков. Фотографии принадлежали советскому фотографу Михаилу Григорьевичу Прехнеру, погибшему в 1941 году при защите Таллина. В 1936 году книга была переиздана.
В дальнейшем книга выходила под названием «Метро».
В 1936 году талантливая адаптация Е. Тараховской явила театральному миру пьесу «По щучьему велению». Создана пьеса по материалам русских сказок: «По щучьему велению», «Царевна Несмеяна», «Плясовая гармонь», «Гусли-самогуды», «Емеля-дурак» и др.
13 ноября 1936 года пьеса была поставлена Сергеем Образцовым. В репертуаре театра она находится до сих пор, что является своеобразным рекордом. Спектакль, пронизанный сказочной атмосферой, многие театроведы называли «главным кукольным спектаклем XX века».
Пьеса о лентяе Емеле и пойманной им чудесной щуке, исполняющей желания, пришлась по нраву отечественному зрителю, ее ставили и ставят почти все российские театры, столичные и провинциальные, драматические и оперные, кукольные и с актерами-людьми. Статистику театральных постановок в провинции никто не вел.
В 1938 году на Московской киностудии «Союздетфильм» был создан полнометражный чёрно-белый художественный фильм-сказка «По щучьему велению». Режиссер – А. Роу, сценаристы – О. Леонидов и Е. Тараховская. Премьера состоялась 30 декабря 1938 года. В 1900-2000-е гг. фильм не раз выпускался на видеокассетах и DVD.
В 1970 году режиссерами В. Пекарем и В. Поповым был создан кукольный фильм «По щучьему велению» на основе спектакля Калининского театра кукол. Фильм переиздавался на DVD в сборниках мультфильмов: «По дорогам сказок», «Старые старые сказки 3», «Старые старые сказки 2», «Жар-птица», «Лоскутик и облако», «По щучьему велению».
Долгое время пьеса издавалась только в сборниках Е. Тараховской. Отдельное издание мы увидели только в 1968 году. С тех пор пьеса часто переиздавалась. Сказка так популярна, что в разных издательствах выходят книжки-игрушки, книжки-пазлы, книжки-раскраски, книжки-панорамки, игровые наборы, CD, DVD и пр.
В 1937 году в московском детском издательстве вышла книга Е. Тараховской «Воздушный парад», знакомившая детей с самолетами, планерами, аэростатами.
Красочными иллюстрациями снабдил книжку уроженец г. Новочеркасска художник Павел Яковлевич Кирпичев. Во время войны художник был откомандирован на Донской фронт с целью выполнения зарисовок с натуры. Затем Павел Яковлевич работал в Студии военных художников им. Грекова.
В 1937 году Е. Тараховская напечатала две пьесы: «Лентяй» (пьеса для школьного самодеятельного кукольного театра) и «Необыкновенные гости» (театрализованная игра для самодеятельного театра). Но сведений о художественном оформлении книжек найти не удалось. Поэтому мы переходим к изданиям следующего года.
В 1938 году в московском детском издательстве вышло третье издание книжки Е. Тараховской «Метрополитен», но уже под названием «Метро». Макет и обложка принадлежат М. Серегину.
В 1957 году с иллюстрациями Александра Андреевича Васина Детгиз выпустил два издания: обычное и в серии «Школьная библиотека для нерусских школ».
Следующее издание состоялось в 1971 году, на этот раз с иллюстрациями Г. О. Валька. Начиная с 1945 года, Генрих Оскарович иллюстрировал множество детских книг, среди которых произведения Н. Носова, А. Барто, С. Михалкова, Л. Лагина, и др. Работы Г. Валька преимущественно чёрно-белые, но часть иллюстраций, в т. ч. к книге Тараховской, цветные.
В предвоенный, 1940 год, в издательстве «Искусство» вышла пьеса для детей «Волшебный виноград», а в разгар войны (1942) в Ташкенте – книжка «Дружба» с рисунками Елены Михайловны Фрадкиной. Но иллюстраций к этим изданиям найти не удалось.
Точно также не удалось найти изображение обложек и рисунков к книге «Солнечные часы». Она вышла в 1947 году в издательстве «Детгиз» и одновременно в г. Ставрополе.
Но в серии «Мои первые книжки» эту книгу в 1965 году выпустило московского издательство «Детская литература». Опубликованные здесь стихи Е. Тараховская посвятила своим самым маленьким читателям.
Рисунки принадлежат члену Союза художников СССР, графику Марине Алексеевне Мироновой.
В 1949 году вышла книжечка Е. Тараховской «Калитка в сад» со стихами для самых маленьких о детском саде, о том, как детсадовцы проводят последнее перед школой лето в саду. Книга сопровождается прекрасными рисунками М. Н. Бутровой. Как иллюстратор Мария Николаевна работала в детской книге с 1931 года, сотрудничала с детскими журналами «Еж», «Чиж», «Мурзилка», с издательствами Дегиз, Учпедгиз и Лениздат.
В 1953 году в издательстве детской литературы вышло первое издание книжки Е. Тараховской «Сказка про живую воду». Здесь с обычными предметами происходят необычные превращения. Полотенце оборачивается мостом, гребешок становится лесом, прутик от живой воды покрывается молодой листвой. И все эти чудесные превращения в сказке создают люди, вырастившие в степи лес. Люди создали и другие чудеса: бегущую по полям избу - самоходный комбайн, великанище - шагающий экскаватор, они привели к сухой степной деревне живую воду.
Иллюстрировал книжку Олег Константинович Зотов рисовавший для журнала «Пионер», издательств «Детская литература» и «Малыш». Рисунки выполнены в черно-белом стиле.
В 1967, 1969 и 1975 гг. книжка вышла уже с рисунками Андрея Андреевича Брея, Генриха Оскаровича Валька и Анатолия Викторовича Борисова. В книгу входят: «Метро», «Сказка про живую воду», «Луна и лентяй», стихи из книги «Посмотрим на выставку», «Приключения задачника».
Несколькими изданиями вышли сборники Е. Тараховской для детей под наименованием «Стихи и сказки» (1954, 1962, 1963, 1965). Сборники включали произведения самой писательницы и ее переводы стихов для детей Ю. Тувима, Э. Межелайтиса, К. Мухаммади, М. Дильбази, А. Босева, М. Бараташвили.
В сборниках был размещен портрет Е. Тараховской. Проиллюстрировал сборники целый коллектив художников: Г. Вальк, А. Борисов, А. Брей, И. Гордин и другие.
В 1957 и 1958 гг. в Детгизе вышли два издания книжки Е. Тараховской «Посмотрим выставку». Книга знакомила детей с Всесоюзной сельскохозяйственной выставкой (ВСХВ), переименованной в 1959 году в Выставку достижений народного хозяйства СССР.
Книгу оформил книжный график Виктор Алексеев, более известный циклом иллюстраций к книгам Г. Х. Андерсена и Сервантеса.
В этом же году в московском издательстве «Советский писатель» вышла первая книга стихов для взрослых «Скрипичный ключ», в которую вошли несколько стихотворений, посвященных донской земле и Таганрогу. Книга была готова в середине 40-х годов, когда Е. Тараховская находилась в эвакуации в Ташкенте. Она должна была называться «Отражение». Но вышла в свет только в 1958 году под другим наименованием.
В 1960 году Московское издательство «Детгиз» выпустило в свет книжку Е. Тараховской «Луна и лентяй» о мальчишке, который мечтал улететь на луну, чтобы не учить таблицу умножения. В 1964 году книжка была переиздана.
Прекрасные иллюстрации принадлежали Аминадаву Моисеевичу Каневскому, впоследствии получившему звание народного художника СССР и ставшего академиком АХ СССР. Художник широко известен своими иллюстрациями к книгам «Золотой ключик» А. Толстого и «Мойдодыр» К. Чуковского. Он создал образ Мурзилки для одноименного журнала.
В 1965 году вышли две книги Е. Тараховской – для детей и для взрослых.
Детская была посвящена летчику-космонавту СССР, первой в мире женщине-космонавту, Герою Советского Союза Валентине Владимировне Терешковой. Книга названа по позывному Терешковой «Чайка». Его придумал Юрий Гагарин.
Книжку «Чайка» оформлял художник-иллюстратор Владимир Тимофеевич Чапля. Как иллюстратор он сотрудничал с издательствами «Детгиз», «Малыш», «Молодая гвардия», «Художественная литература». Первая книга, которую В. Чапля проиллюстрировал, была сказка А. Гайдара «Горячий камень». С тех пор он проиллюстрировал около трехсот книг – сказки, былины, легенды и мифы, авторские книги, в том числе классиков: Пушкина, Гоголя, Чехова, братьев Гримм.
Вторая книга – это сборник стихов для взрослых. Стихи Тараховской лиричны, раздумчивы и почти всегда согреты юмором, улыбкой. И что самое главное для таганрожцев – в сборнике есть стихи, посвященные южному краю и городу детства поэтессы – Таганрогу.
В 1967 году в московском издательстве «Детская литература» вышла книжка Е. Тараховской «Живой снежок» с детскими стихами о зиме.
Проиллюстрировал книжку Владимир Леонидович Гальдяев, художник-иллюстратор, график, член Союза художников СССР. С 1959 года публиковал иллюстрации в журналах «Смена», «Молодежь», «Юность», «Крокодил», «Молодая гвардия», «Работница», «Мурзилка». Проиллюстрировал большое число детских книг для издательств «Детский мир» (затем «Малыш»), «Советская Россия», «Молодая гвардия».