Шехтель Федор Осипович (Франц-Альберт Шехтель) родился 7 августа по новому стилю (26 июля по старому стилю) 1859 года в Санкт-Петербурге.
Умер 7 июля 1926 года в Москве. Архитектор, живописец, график, сценограф. Академик Академии художеств (1901). Создатель русского модерна в архитектуре. На сегодняшний день известно о более чем 210 архитектурных работах зодчего. Около 86 возведенных по его проектам сооружений сохранились. Многие из его построек вошли в золотой фонд отечественной архитектуры и находятся под охраной государства.
В г. Таганроге по проекту Ф. Шехтеля построена Центральная городская публичная библиотека им. А. П. Чехова.
Федор Шехтель родился в семье инженера-технолога Осипа Осиповича Шехтеля (1822-1867) и его супруги Розалии-Доротеи (Дарьи) Карловны, урожденной Гетлих (1830-после 1890). Назвали мальчика Францем-Альбертом. Имя Федор он получил в 1915 году при переходе в православную веру. В многодетной семье Шехтель Франц-Альберт был вторым ребенком.
К моменту достижения Францем юношеского возраста в его жизни произошло много событий: переезд в Саратов, скоропостижная смерть отца, разорение семьи, обучение в мужской гимназии, а затем за неимением денег в училище при римско-католической епархиальной семинарии.
В 1875 году Шехтель приехал в Москву, где к тому времени его мать служила экономкой в семье П. М. Третьякова. В доме этого замечательного коллекционера юноша знакомится с архитектором А. С. Каминским, который готовит его к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако средств закончить обучение не хватило – через два года он был отчислен.
Выход из бедности был только один – браться за любую работу и делать ее быстро и добросовестно. Самостоятельная архитектурная практика Шехтеля начинается в 1880-е гг. и блестяще продолжается до самой революции 1917 года.
Много сил и времени Шехтель отдавал общественной и культурной деятельности. С 1906 по 1922 г. он состоял председателем Московского архитектурного общества, был постоянным членом международных конгрессов и съездов зодчих за рубежом, председателем V съезда российских зодчих в Москве. С 1896 года преподавал в Строгановском училище. Был удостоен наград не только за профессиональную деятельность, но и за благотворительность.
15 июля 1887 года Шехтель женился на Наталье Тимофеевне Жегиной (1862-1938). В семье было четверо детей: сыновья Борис (1889-1895) и Лев (1892-1969), дочери Екатерина (1888-1967) и Вера (1896-1958).
После революции 1917 года Ф. Шехтель пытался адаптироваться к новой жизни в молодом Советском государстве. Однако началась Гражданская война и заказы на строительство практически перестали поступать. Шехтель не приветствовал кровавые перемены, но и эмигрировать не собирался. Он всегда хотел только одного – заниматься любимым делом.
В 1920 году Федор Шехтель возглавил комиссию Высшего совета народного хозяйства. И тут снова блеснул талантом: благодаря комиссии Шехтеля, в России появился агитационный фарфор, графика, текстиль, впитавшие дух безумной эпохи, за которые сегодня гоняются коллекционеры всего мира.
Архитектор читал платные лекции, делал проекты ирригационной системы в Туркестане, оптического завода, санаториев в Подмосковье и Крыму, памятника 26 бакинским комиссарам. Он принимает участие в конкурсе на мавзолей Ленина, создав проект, навеянный образом египетской пирамиды. Последним всплеском творческой активности гениального зодчего стала разработка проекта легендарного ДнепроГЭСа.
Но единственной постройкой советского периода стал павильон Туркестана на Первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1923 года в Москве. Остальные проекты не были осуществлены.
Чудом Ф. Шехтелю удалось продать особняк на Большой Садовой. Летом 1917 года он снял дом на Первой Брестской улице, 59, но вскоре дом был реквизирован военным ведомством. Федор Осипович вместе с женой и старшей дочерью Катей был вынужден переехать на квартиру дочери Веры и зятя Г. Д. Гиршенберга (Малая Дмитровка, 25, кв. 22).
В это время архитектор был уже тяжело болен. Настал горький день, когда Шехтель – впервые за полвека – больше не смог работать. Власть назначила мэтру архитектуры персональную пенсию в 75 рублей в месяц (высшую в то время). Но прожить на эти деньги с женой и дочерью было невозможно. В мае 1926 года Федор Осипович переехал на дачу в Петровско-Разумовское. Здесь великий архитектор скончался от рака желудка 7 июля 1926 года.
Ф. О. Шехтель был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище на территории фамильного захоронения, надгробие которого было сооружено по проекту зодчего в 1895 году.
Сын архитектора Лев Федорович Жегин взял фамилию матери и стал художником, входил в ряд художественных объединений 1920-х гг., работал над теорией композиции в живописи, издал труд по этой теме. Дочери работали в Строгановском училище.
Внуки и правнуки архитектора Ф. О. Шехтеля внесли и вносят свой посильный вклад в историю русской культуры.
Полезные ссылки:
https://lit-street.livejournal.com/50525.html
https://lit-street.livejournal.com/tag/Шехтель%20Федор?utm_medium=endless_scroll
Федор Шехтель принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа XIX-XX столетий. Один из современников говорил о Шехтеле: «Он работал полушутя, жизнь в нем бурлила, как бурлит бутылка откупоренного шампанского…». Шехтель построил столько, сколько не удавалось ни одному архитектору, работал при этом он очень легко, весело и вдохновенно, проявляя потрясающую фантазию.
На сегодняшний день известно о более чем 210 архитектурных работах Шехтеля. Большинство из них были разработаны и осуществлены в Москве и Подмосковье. Около 86 возведенных по проектам Ф. О. Шехтеля сооружений сохранились. Большинство из них находятся под охраной государства в качестве объектов культурного наследия.
В начале пути занятия архитектурой занимали в творчестве Ф. Шехтеля довольно скромное место. В основном он работал как художник-оформитель, рисовал для журналов, оформлял книжные и нотные обложки, меню торжественных обедов, театральные афиши. Самое большое место в деятельности молодого Шехтеля занимала работа театрального художника. Он придумывал театральные костюмы, создавал эскизы декораций. Шехтелем был даже издан специальный альбом с изображениями аллегорического шествия «Весна красна» во время народного гуляния на Ходынском поле 21 мая 1883 года в честь коронации Александра III.
Напомним, что Федор Осипович так и не окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и не получил диплом архитектора. Поэтому большинство ранних архитектурных проектов осуществлялись Шехтелем за пределами Москвы. Это усадьба Дервизов в Рязанской губернии, дача С. Т. Морозова на реке Киржач, дом А. А. Локалова в Ярославской области, усадьба В. Е. Морозова в подмосковном Одинцове-Архангельском и др.
Первые крупные заказы появились у Шехтеля в 1890-х. В тот период он работал преимущественно в неоготическом и неорусском стилях. Именно в стиле английской неоготики Шехтель осуществил свою первую крупную архитектурную работу – особняк З. Г. Морозовой в Москве.
Важным событием в творческой биографии зодчего стало получение им 26 января 1894 года Свидетельства Техническо-Строительного комитета МВД на право производить работы по гражданской строительной и дорожной частям. В качестве экзаменационной работы Шехтелем был представлен проект дома З. Г. Морозовой. Свидетельство особо подчеркивало, что оно «не дает ему право именовать себя Инженером или Архитектором». С этого времени право Шехтеля на составление самостоятельных проектов и ведение строительства было подтверждено официально, свои проекты Франц Осипович стал подписывать как «техник архитектуры», а основным местом его архитектурных работ стала Москва.
Начало 1900-х годов было самым плодотворным в творчестве архитектора. Он становится создателем нового стиля, получившего название «русский модерн». В 1901 году Шехтель запроектировал павильоны Русского отдела в Глазго. В 1900-1902 годах создал знаменитый особняк миллионера Рябушинского, который был признан шедевром, «архитектурным манифестом» русского модерна.
В 1902 году вместе со Станиславским, Немировичем-Данченко и Саввой Морозовым он создал здание, ставшее эталоном новой театральной культуры – здание Московского художественного театра в Камергерском переулке. Он придумал и символ театра – чайку, парящую над волнами.
Среди работ Федора Осиповича по пять театров и церквей, четыре часовни, две типографии, вокзал, банк, кинотеатр, три усадьбы, шесть дач и 30 особняков – такой плодовитостью и неординарностью идей едва ли может похвастаться любой другой зодчий.
При строительстве он использовал современные дешевые и надежные материалы: каркасные конструкции и металл, железобетон и стекло, глазурованный и облицовочный кирпич. Основным принципом архитектора было проектирование не «снаружи внутрь», а «изнутри наружу». Шехтель считал, что не владелец должен приспосабливать постройку под себя, а она сама должна быть построена с учетом потребностей хозяина. Поэтому архитектор уделял большое внимание внутренней планировке зданий и интерьерам. Красота и качество были для него тождественными понятиями.
В 1901 году Федор Шехтель стал академиком Академии художеств. В этот период среди работ архитектора появились дома в новых стилях – неоклассическом и неорусском.
В советские годы архитектор продолжал преподавать, стал профессором во ВХУТЕ-МАСе, работал в Научно-техническом отделе Высшего Совета народного хозяйства. Но на практике его талант не был востребован. Последний его реализованный проект – павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в 1923 году. На фоне роста популярности конструктивизма человек, строящий уникальные, штучные особняки, оказался не нужен.
В Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) познакомились и подружились Федор Шехтель, Исаак Левитан и Николай Чехов. Николай свел Шехтеля со своим братом Антоном. Их многое объединяло. Михаил Чехов писал об этом периоде: «Мы были знакомы с Ф. О. Шехтелем по крайней мере лет тридцать пять. Сын инженера технолога из Саратова, он приехал в Москву в 1875 г., поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где он и сошелся близко с моим братом Николаем».
Братьев Чеховых и Шехтеля объединял общий круг общения – они вращались в кругах талантливой молодежи того времени. МУЖВЗ было центром художественной жизни Москвы. Их общими знакомыми были К. Коровин, В. Серов, В. Васнецов и др.
В 1880-х годах Федор Шехтель и Николай. Чехов выступали как художники-иллюстраторы в юмористических журналах, а Антон Чехов печатал шутки, фельетоны, анекдоты.
Узнав о легочном заболевании Николая Шехтель, переживал за него, пытался помочь. Их дружба продолжалась до самой смерти Николая Павловича в 1889 году. Именно Шехтелю, одному из первых Антон Павлович сообщил о смерти брата: «Вчера, 17-го июня, умер от чахотки Николай. Лежит теперь в гробу с прекраснейшим выражением лица. Царство ему небесное, а Вам, его другу, здоровья и счастья... Ваш А. Чехов».
В ответном письме Шехтель сообщал: «Я его любил, как брата, и эта весть заставила меня бессознательно заплакать, что со мной редко бывает. <...> Теперь, когда его уже нет более, остается лишь вспомянуть, да и почаще вспоминать его по-детски чистую душу».
После смерти Николая дружба Федора Шехтеля и Антона Чехова не угасла. Их отношения были доверительными и непринужденными, о чем свидетельствует шутливый тон их переписки. «Если не приедете [в Бабкино], то желаю Вам, чтобы у вас на улице публично развязались тесемки у кальсон. Ждущий и потолстевший А. Чехов», – писал Антон Павлович из Бабкино, где Чеховы снимали дачу.
В ялтинском доме писателя до сих пор хранятся предметы, напоминающие об их дружбе: фотография Федора Осиповича с дарственной надписью: «Хорошему другу Антону Павловичу Чехову. Ф. Шехтель. 7 сент. 86 г.»; фотография Шехтеля с женой Натальей Тимофеевной, деревянная тумбочка-столик в стиле модерн и др. В 1903 году Шехтель в «день Ангела» подарил Марии Павловне золотой кулон с бриллиантами, изготовленный по его эскизу.
Федор Шехтель оформил первое издание книги Чехова «Пестрые рассказы» (1886). А Чехов посвятил Шехтелю рассказ «Два скандала» (1882).
В 1891 году А. П. Чехов привлек архитектора к сбору средств для голодающих Нижегородской губернии, а в 1897 году для создания проекта Народного дома в Москве. Проект был выполнен, но строительство не состоялось.
В 1897 году в связи с обострением болезни Антон Павлович вынужден был на две недели лечь в больницу. Шехтель не оставил друга без внимания, присылал продукты. Зато при необходимости доктор Чехов лечил Шехтеля и членов его семьи.
После смерти писателя по проекту Шехтеля была выполнена ограда на его могиле. Федор Осипович возглавил выставочный комитет Общества друзей Музея им. Антона Павловича Чехова, в задачу которого входила организация выставки памяти писателя. Несомненной данью памяти товарища стала выстроенная по проекту архитектора библиотека-музей имени А. П. Чехова в г. Таганроге.
После революции 1917 года потерявший здоровье, работу и жилье Шехтель собирался переехать в Крым. Он попросил Марию Павловну Чехову помочь ему в этом вопросе. Но уехать не удалось, деньги, отложенные на покупку жилья, обесценились, пенсии не хватало на жизнь, семья голодала.
Последнее из сохранившихся писем Марии Павловне Федор Осипович написал за три месяца до своей смерти 12 апреля 1926 года. Это письмо он закончил так: «Мне очень хочется вас повидать – у меня осталось так мало друзей! Позвольте вас крепко обнять. Всегда ваш Ф. Шехтель».
Видный московский архитектор Федор Шехтель и провинциальный Таганрог. Что их связывает?
Дружба выдающегося архитектора с выдающимся писателем позволила таганрогским властям просить Ф. Шехтеля разработать проект городской библиотеки, носящей имя А. П. Чехова.
А. Чехов с 1899 года был почетным попечителем таганрогской библиотеки. 14 лет подряд он закупал и посылал в Таганрог груды книг, пожертвовал свою личную библиотеку, способствовал созданию иностранного и справочно-библиографического отделов, курировал составление печатных каталогов. Антон Павлович горячо поддержал идею Ф. П. Иорданова о строительстве специального здания для библиотеки.
Но идея эта была осуществлена уже после смерти писателя. Как только в Таганрог пришла весть о кончине А. П. Чехова, по настоянию горожан, городская Дума на своем чрезвычайном заседании 16 июля 1904 года поручила городской Управе представить доклад об увековечении в г. Таганроге памяти Антона Павловича Чехова. Одним из предложений было возбудить ходатайство о разрешении городу открыть прием добровольных пожертвований на сооружение здание для городской библиотеки. Начался сбор средств.
В 1910 году была создана Особая комиссия по разработке проекта здания. 9 марта 1910 года от имени городского головы А. Хандрина Ф. Шехтелю было направлено следующее письмо: «Уважаемый Франц Осипович! Таганрогская городская Дума постановила в ознаменование 50-й годовщины рождения А. П. Чехова соорудить здание городской библиотеки и музея имени А. П. Чехова… Комиссия же остановилась на мысли обратиться к Вам с просьбой о составлении проекта, приняв во внимание как тот авторитет, которым Вы пользуетесь в художественном мире, так и те близкие отношения, которые в течение многих лет Вас связывали с покойным А. П. Чеховым».
Через две недели последовал ответ архитектора: «Я очень польщен предложением Вашим <…> и могу Вас уверить, что мой личный труд я совсем не буду считать и попрошу возместить лишь мои расходы на помощников».
Проект был готов в конце июля. Здание библиотеки и музея было заложено в торжественной обстановке 14 сентября 1910 года.
17 января 1914 года состоялось торжественное открытие и освящение библиотеки и музея в новом здании, на котором присутствовали родные писателя – М. П. Чехова, И. П. Чехов, М. П. Чехов.
Строгий облик здания делает его достойным памяти великого писателя.
Авторство второго здания – дома хлеботорговца Е. И. Шаронова, построенного в 1912 году, долгое время приписывали Ф. О. Шехтелю. Прототипом особняка является Ярославский вокзал в Москве, возведенный по проекту Шехтеля. Но до сих пор поиски проектной документации и материалов по истории строительства безрезультатны. С 1981 года здесь размещается музей «Градостроительство и быт г. Таганрога».
В честь Федора Осиповича Шехтеля была названа малая планета № 3967 – «Shekhteliya», открытая сотрудником Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Ивановной Черных (1935-2017). Если верить списку открытий Л. Черных, приведенному в Википедии, это знаменательное событие произошло 16 декабря 1976 года.
В 1985 году Ленинградский монетный двор изготовил настольную медаль «В память 125-летия со дня рождения Ф. О. Шехтеля. 1859-1926 гг.». Автор – Нина Анатольевна Посядо (р. 1942), советский и российский скульптор, медальер, член Союзов художников СССР и России, лауреат международных конкурсов. Медаль изготовлена из сплава под названием «томпак» – разновидность латуни с содержанием меди 88-97 % и цинка до 10 %. Тираж – 850 штук. Вес 127,09 г. Диаметр 60 мм.
2 февраля 2015 года в рамках серии «Архитектурные шедевры России» появились новые монеты из серебра 925 пробы под названием «Ярославский вокзал в Москве Ф. О. Шехтеля». Номинал составляет 25 рублей.
Лицевая сторона монет (аверс) выдержана в традиционном оформлении памятных монет РФ. В центре – двуглавый орел с опущенными крыльями (символ Банка России). Под рельефным изображением орла отчеканено полукругом «БАНК РОССИИ». Центральный круг отделяется от внешнего кольца бусовым ободком. Вдоль канта имеется ряд надписей: «ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ РУБЛЕЙ» (номинал), торговый знак монетного двора Санкт-Петербурга, 155,5 (масса в граммах драгоценного металла в чистоте), «2015» (год введения в оборот), «Ag 925» (серебро 925 пробы).
На реверсе на фоне очертаний здания Ярославского вокзала в Москве имеется рельефный портрет Ф. О. Шехтеля, который склонился над альбомом. С левой стороны от портрета архитектора на монете изображается часть стены с фрагментами лепнины и капители ионического ордера. Внизу по центру в три строки отчеканено «Федор Осипович Шехтель». Художник – Федор Сергеевич Андронов (р.1973).
В Москве, прежде всего, нужно вспомнить о фамильном захоронении семьи Шехтель на Ваганьковском кладбище. Оно было спроектировано и построено самим Федором Осиповичем задолго до своей смерти, возводилось для сына Бориса, умершего ребенком в 1895 году. Фундаментальное надгробие сооружено из серого гранита в стиле модерн и представляет собой массивную плиту с надписью «Семейство Шехтель» и стилизованным крестом. Ограда с металлической решеткой плавными линиями обрамляет семейное место, внутри двумя рядами расположены шесть гранитных надгробий. Захоронения оформлены в одном стиле: прямоугольный открытый цветник с небольшой мемориальной плитой.
Здесь покоятся сам архитектор, его жена Наталья Тимофеевна, дочь Екатерина, сын Борис, внук Вадим Тонков, известный исполнением роли Вероники Маврикиевны. Надгробие является объектом культурного наследия федерального значения. Недавно было реставрировано.
В музее МХАТ экспонируется скульптурный портрет Ф. О. Шехтеля работы скульптора Николая Андреевича Андреева (1873-1932).
В 2011 году у стены Ярославского вокзала в Москве на тротуаре, установлен памятник архитектору Шехтелю с надписью: «Федор Осипович Шехтель, автор здания Ярославского вокзала». Инициатором установки выступили Российские железные дороги. Памятник представляет собой бронзовый бюст на высоком постаменте из мрамора черного цвета. Место для установки выбрано не слишком удачное, в малозаметном углу.
В мае 2016 года небольшой безымянный сквер на Большой Садовой улице получил официальное название аллеи Архитектора Шехтеля. Решение об этом приняло Правительство Москвы 24 мая 2016 года. Вблизи аллеи расположено пять зданий, связанных с архитектором, в том числе два его личных особняка. При жизни Ф. О. Шехтеля сквера здесь не было, а был храм Святого Ермолая. В 1915 году в этот храм пришел креститься из католицизма в православие Франц-Альберт Шехтель. Тогда он получил имя Федор. В этом же храме отпевали архитектора в 1926 году. Но в 1929-м Ермолаевскую церковь закрыли, а в 1932-м снесли. Сейчас на этом месте стоит поклонный крест. Протяженность аллеи составляет около 103 метров.
В г. Таганроге установлены два памятных знака, посвященных Ф. О. Шехтелю.
В 1996 году памятная доска появилась на здании Центральной городской библиотеки имени А. П. Чехова (ул. Петровская, 96). В 2008 году ее заменили на новую.
29 июля 2004 года городская Дума Таганрога приняла решение № 758 об установке нескольких памятных досок. Среди них – памятной доски Ф. О. Шехтелю на здании музея «Градостроительство и быт Таганрога» (ул. Фрунзе, 80). 21 ноября 2013 года на фасаде музея была установлена новая информационная доска.
Фотографии здания Чеховской библиотеки часто попадают на открытки, конверты, почтовые карточки. Их любят изображать художники и графики.
К 100-летию Чеховской библиотеки в г. Таганроге в рамках VIII Международного Чеховского книжного фестиваля прошла научно-практическая конференция «Продолжение Чехова». В ней приняли участие академик Российской академии архитектуры Е. И. Кириченко, член Чеховской комиссии А. Н. Подорольский, работники библиотеки и искусствоведы из Таганрога. Доклады участников конференции были опубликованы в сборнике: Продолжение Чехова : к 100-летию здания таганрогской городской библиотеки (проект Ф. О. Шехтеля). Материалы IV научно-практической конференции 15-16 мая 2014 г. Таганрог. 2014. 80 с.
Новейшие технологии также задействованы в деле просвещения таганрожцев и гостей города. С 23 сентября 2022 года заработал проект «Окно в Таганрог: взгляни на город иначе». По пути следования трех трамвайных маршрутов 40 аудиогидов рассказывают о здешних достопримечательностях и выдающихся людях. Сканируйте QR-код в салоне трамвая и через наушники послушайте рассказ о Федоре Осиповиче Шехтеле, и не только о нем. Эта инициатива получила воплощение благодаря ВЭБ.РФ и проекту «Таганрогский трамвай».