Айвазовский (Гайвазовский) Иван Константинович (29(17).07.1817, Феодосия – 02.05(19.04).1900, Феодосия) – живописец-маринист. Окончил Петербургскую академию художеств (1837). Академик-живописец Главного морского штаба (1844), профессор (1847), член Товарищества южно-русских художников (1894). Был избран членом Римской, Флорентийской, Штутгартской, Амстердамской академий художеств.
Иван Константинович Айвазовский занимает выдающееся место в истории не только русской, но и мировой пейзажной живописи. Всю свою долгую творческую жизнь художник много и плодотворно работал, что позволило ему оставить огромное художественное наследие – около шести тысяч произведений. Его картины находятся почти во всех музеях нашей страны, во многих галереях мира, а также в отечественных и зарубежных частных собраниях.
Айвазовский в Таганроге
В 1895 году известный художник-маринист Иван Константинович Айвазовский ездил в Нахичевань под Ростовом к католикосу всех армян Мкртичу и на обратном пути, возвращаясь домой в Феодосию, завернул в Таганрог, чтобы навестить своего земляка и старого доброго знакомого Якова Михайловича Серебрякова, которого знал много лет.
12 апреля ростовский почтовый поезд доставил в Таганрог специальный вагон, в ко-тором со всеми удобствами и комфортом путешествовал известный художник, он мог позволить себе это. На перроне вокзала знаменитого гостя встречала семья Серебряковых.
Для справки: Дом Серебрякова располагается на улице Петровской, 47 в городе Таганроге. Во второй половине XVIII века оно принадлежало купцу первой гильдии Якову Михайловичу Серебрякову.
Яков Михайлович Серебряков – армянский купец первой гильдии был первым владельцем Таганрогского кожевенного завода, основанного в 1853 году и запущенного в 1858 году. В 1865 году он построил многоквартирный доходный дом по улице Петровской. Строение располагалось между переулками Украинским и Тургеневским. Первый этаж большого дома был отведен под магазины, в них можно было приобрести парижскую одежду и обувь. В этом же доме была открыта нотариальная контора Ладохина. Известно, что 12 апреля 1895 года Ивана Константиновича Айвазовского принимали в доме на Петровской, 47.
Яков Михайлович Серебряков был активным общественным деятелем и занимался благотворительностью. На том месте, где сейчас построен дом на улице Греческой, 62, раньше размещалась армяно-григорианская церковь Святого Иакова. Купец специально купил этот участок и соорудил на нем церковь, которая была открыта весной 1906 года. Она простояла несколько десятилетий и в 1930 году была снесена.
Обнявшись и сердечно поприветствовав друг друга, все поспешили к ожидавшим их конным экипажам. Проследовав через оживленную привокзальную площадь и миновав массивные столбы шлагбаума, процессия не спеша покатила вверх по широкой главной улице города. В доме, где жила семья Серебряковых (Петровская, 19), их уже ждали.
Вечер гость провел в окружении представителей власти и в обществе местной знати. Несмотря на солидный возраст (Айвазовскому исполнилось 77), Иван Константинович был полон жизни и оптимизма, его увлекательная речь произвела приятное впечатление. Затем присутствующим предложили обед, за которым в адрес гостя-художника прозвучало много искренних здравиц.
После изысканного обеда за неизменной игрой в карты с разрешения Айвазовского таганрогский скульптор Егоров вылепил медальон. На это потребовалось всего полчаса, и, по мнению собравшихся, он вышел на диво удачным. Тут же, на вечере, Иван Константинович подарил недавно открытой в городе (в районе Марцево) колонии для малолетних преступников свою картину. На полотне был изображен спящий Спаситель вместе с апостолами в лодке во время бури. Также в честь своего пребывания в Таганроге Айвазовский преподнес полотно городу. По просьбе хозяина дома он любезно обещал украсить интерьер строящейся в городе армянской церкви иконою своего письма с изображением просветителя армян – святого Георгия.
Уже поздно вечером возбужденные и разгоряченные легким вином присутствующие отправились на вокзал, чтобы проводить именитого гостя. Попрощавшись и напутствуемый добрыми пожеланиями, Иван Константинович вошел в вагон, и поезд, пыхтя и как бы нехотя набирая скорость, медленно отошел от перрона гостеприимного таганрогского вокзала.
Картины И.К. Айвазовского из собрания Таганрогской картинной галереи
Творческий путь Айвазовского охватывает более половины столетия, поэтому, естественно, его живописный язык не был одинаковым, с годами он изменялся. В своих ранних произведениях Айвазовский отдал дань романтизму, увлекаясь необычными, напряженными моментами в жизни природы, изображая бури с ослепительными вспышками молний или эффекты солнечного и лунного света. Во второй половине XIX века, в годы господства реализма в русском искусстве, колорит его произведений становится более сдержанным. Четыре картины И.К. Айвазовского из собрания Таганрогской картинной галереи дают яркое представление об основных этапах творчества художника.
Среди этих работ поэтичностью исполнения выделяется «Лунная ночь. Купальня в Феодосии», написанная в 1853 году. Произведение полно умиротворенности и гармонии, царящих в природе в ночной час; в нем передано ощущение величавого покоя, тишины, одухотворенности, нежное очарование лунной южной ночи.
С большим мастерством выполнено фактурное построение картины. Небо и дальний план написаны легкими ударами кисти, передающими неясные очертания окутанных легкой дымкой гор. Чем ближе к переднему плану, тем пастознее становится красочный слой.
В том, как Айвазовский сумел сочными мазками рассыпать лунные блики на прибрежной зыби, сказалось и высокое мастерство художника, и поэтичность его ощущении. Эти завершающие живописное полотно искрящиеся мазки приковывают внимание. И на чем бы ни был сосредоточен наш взгляд – на неясных ли силуэтах кораблей или на освещенной светом керосиновой лампы деревянной купальне, на прибрежных ли строениях города или на фигурках двух девушек. – мы опять и опять обращаемся к игре лунных бликов на воде, которые придают сияние и блеск всей картине.
Не менее романтична, хотя, возможно, и не столь эффектна работа «Закат на море». Последние отблески догорающей зари залили золотисто-розовым светом горизонт и нежно-голубую гладь моря. На волнообразные массивы гор спускается ночной туман, сверкающие белизной пены гребешки волн набегают на каменистый берег, покачивается на волнах парусник. На поверхности вода более прозрачна и под влиянием рассеянных лучей заходящего солнца приобретает зеленоватые, сиренево-лиловые и бирюзовые оттенки. Удивительное колористическое богатство отличает и изображение бескрайнего неба, занимающего около двух третей холста.
В отдельных своих произведениях последних десятилетий Айвазовский уделял особое внимание передаче свето-воздушной среды. Очевидно, пленэрная живопись второй половины XIX века не оставила равнодушным и прославленного мариниста-романтика. Несомненный интерес в этом отношении представляет недавно отреставрированная картина «Нева». В ней изображен хмурый осенний день; над непокойной рекой низко нависли свинцовые тучи. Мастерски передает художник и серебристое свечение волн, и тающие вдали шпиль Адмиралтейства и величественный купол Исаакиевского собора, и накренившийся под порывами ветра парусник, чей трепещущий в напоенном влагой воздухе красный вымпел оживляет холодноватую строгость сине-голубых тонов неба и воды.
И.К. Айвазовский до последних дней жизни счастливо сохранил не только зоркость глаза, но и ясность чувств и мышления. Уже в глубокой старости, когда художнику исполнилось восемьдесят два года, он создал картину «Лунная ночь» (1899). Несмотря на не-большие размеры, эта работа написана широко и свободно, в обобщенной манере, характерной для последних лет творчества Айвазовского.
Справка
Из книги Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны. Т. 13: Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник; Сост. Тартанова С. Л. и др. – Москва, 2006. – С.17.
… Коллекция произведений живописи, вывезенная в годы Второй мировой войны из Таганрогского краеведческого музея, насчитывает 48 полотен. В основном это произведения русских живописцев XIX в., среди которых преобладают пейзажи. Это объясняется тем, что именно пейзаж чаще всего использовался в убранстве интерьера…
Таганрогские картины представляли русскую пейзажную живопись во всем ее разнообразии. Среди вывезенных полотен были работы известнейших русских маринистов И. К. Айвазовского и А. П. Боголюбова. Присутствие их работ в Таганрогском музее не случайно. Оба художника бывали в Таганроге, здесь жили их родственники, из коллекций которых и поступили эти картины, являющиеся авторскими повторениями известных работ прославленных мастеров…
1. АЙВАЗОВСКИЙ ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ 1817-1900. Буря на море. ХIХ в. Холст, масло. 79 х 145 см. КП 151. Инв. № (?)
Гористый берег моря. На горе – замок. Внизу, у прибрежных скал – корабль с красным флагом и сломан ной мачтой, шлюпка и бревенчатый плот с матросом….
Иван Константинович Айвазовский оставил огромное творческое наследие. Он писал также портреты родных и близких, друзей, автопортреты, много работал над историческими, мифологическими и библейскими сюжетами. Но главные темы в творчестве И.К. Айвазовского – морские пейзажи и картины на тему бурь и кораблекрушений.
Иван Константинович много занимался выставочной, общественной и благотворительной деятельностью. Он оказывал материальную помощь нуждающимся актерам и сценическим деятелям, художникам и скульпторам, пострадавшим от геноцида армянам, жителям Феодосии и др. Был членом Российского Географического общества, членом совета Лазаревского института восточных языков в Москве, членом Санкт-Петербургского Общества поощрения художеств, членом Общества изящных искусств в Одессе, Общества спасения на водах и др.
Иван Константинович Айвазовский умер в ночь на 19 апреля (2 мая) 1900 г., похоронен в родном городе Феодосии. На надгробном памятнике высечено на русском и армянском языках: «Профессор Иван Константинович Айвазовский 1817-1900» и «Рожденный смертным оставил по себе бессмертную память».