Биография Роберта Людвиговича Бартини запутана и лишь частично подтверждена документами. Его фамилия в одних документах пишется как Орос ди Бартини, в других как Орожди. По некоторым источникам он родился в местечке Канижа, по другим – в Фиуме. На допросе в НКВД он сообщил, что его отец не Людовико Орос ди Бартини, а австрийский барон Формах.
Поэтому лучше всего следовать собственным рассказам Бартини.
Роберт Людвигович Бартини родился 14 мая 1897 года. На свет мальчик появился «незаконно» у незамужней семнадцатилетней девицы по фамилии Ферсель. Чтобы избежать семейного позора, родственники передали ребенка на воспитание в крестьянскую семью. Едва оправившись, молодая мать нашла и забрала сына, надеясь, что отец признает его и женится на ней. Но он уже был женат. Несчастная девушка утопилась, а ребенок вернулся в приемную семью. Мальчика назвали Роберто. Через три года приемный отец получил работу садовника в поместье барона Людовико Орсо ди Бартини в Фиуме. Супруги Бартини были бездетными и предложили усыновить Роберто. Встретив отказ, донна Паола провела расследование и выяснила, что отец мальчика... барон Людовико.
Роберто был усыновлен и рос в богатой семье, окруженный любовью и заботой. Он хорошо успевал в гимназии, увлекался физикой, математикой, спортом, рисованием, языками и … самолетами.
Когда вспыхнула Первая мировая война, вчерашнего гимназиста призвали в армию и направили в офицерскую школу в Банска-Бистрице в Словении. После ускоренной подготовки он был направлен в действующую армию, в Буковину и попал туда как раз во время Брусиловского прорыва. В местечке Гниловоды в июне 1916 года Р. Бартини попал в плен и вместе с другими солдатами был отправлен в лагерь для военнопленных «Красная речка» в Хабаровском крае.
Из лагеря военнопленных Роберто выходит убежденным коммунистом. Известно, что на Дальнем Востоке он познакомился и тесно сошелся с венгерским писателем и революционером Мате Залка, который дал ему прозвище «Красный Барон». В России Р. Бартини провел четыре года и отплыл на родину в последней партии военнопленных в феврале 1920 года.
В Италии Р. Бартини ведет двойную жизнь. В доме авиаконструктора в Советском Союзе на стене висели две фотографии. На одной – молодой, гордый аристократ Роберто в энергичном байроновском полуобороте, на другой – он же деклассированный элемент, жалкий и не опасный. С одной стороны Бартини выдает себя за потомка венгерского дворянина, оканчивает Миланский политехнический институт и летную школу в Риме. С другой – становится членом итальянской компартии и выполняет немало тайных и рискованных заданий.
Полиция, в конце концов, напала на след Красного Барона. В августе 1923 года Бартини эмигрировал в Советскую Россию.
О заслугах Бартини перед коммунистической партией Италии свидетельствует послание генерального Секретаря ИКП Луиджи Лонго, отправленное из Рима 10 марта 1971 года: «Дорогой товарищ Ди Бартини, в юбилей пятидесятилетия основания Итальянской Коммунистической партии прими медаль, которая напомнит об этой исторической годовщине. Мы посылаем ее тебе как знак нашей всегда живой и горячей памяти и искренней благодарности, которую испытывают все активисты ИКП по отношению к тем товарищам, которые, как и ты, самозабвенно участвовали в борьбе за основание партии и в ее первых суровых испытаниях…
Вклад, внесенный тобой и другими товарищами, не будет забыт никогда, он является частью великого наследия жертв, завоеваний и героизма, которые сделали ИКП такой большой и сильной и которые превратили ее сейчас в испытанную революционную организацию, имеющую такой престиж и авторитет в Италии и в мире.
Вместе с этим горячим признанием, прими, дорогой Ди Бартини, братский привет от меня и от всей партии и искренние пожелания долгой жизни и доброго здоровья».
Роберто Орос ди Бартини в августе 1923 года навсегда покинул Италию. С этого времени его называют Роберт Людвигович Бартини. В СССР, благодаря Коминтерну, Бартини смог получить работу по своему направлению – авиации.
С 1923 по 1925 гг. во время в службы в РККА был старшим инженером и начальником отдела на Научно-опытном аэродроме (ныне Чкаловский).
Затем был переведен в Севастополь и назначен старшим инженером авиации Черного моря в звании комбрига (1925-1929).
Став достаточно известным в авиационных кругах, Бартини в конце 1929 года сделал в ЦАГИ доклад о своих разработках гидросамолетов. Правительство приняло решение предоставить ему возможность работы над своими самолетами. Бартини возвращается в Москву и начинает работать в КБ по гидроавиации на заводах № 22 и № 39 в качестве Главного конструктора своих проектов до августа 1930 г.
За критичное письмо на имя Сталина его увольняют из КБ, но стараниями руководителей ВВС страны на заводе № 22 ему создается небольшое КБ. До 1938 года Бартини создает самолеты «Сталь-6», дальний арктический разведчик ДАР и пассажирский «Сталь-7», которые отличают неординарность, глубокое научное обоснование принимаемых конструктивных решений.
Оклеветанный, он был арестован 14 января 1938 года и осужден Военной Коллегией Верховного суда 11 июня 1940 года на 10 лет с поражением избирательных прав на 5 лет по статье 58-6.
В 1939-1948 гг. Бартини отбывал срок наказания (4-й Спецотдел МВД) в том числе в ЦКБ-29 НКВД в Москве и в ОКБ-86 в Таганроге. В созданных НКВД конструкторских бюро тюремного типа («шарашках») трудились сотни тысяч людей. Несмотря ни на что, они создавали новые виды оружия и техники, необходимые для Победы. Бартини работал в таких «шарашках» вместе с А. Туполевым, С. Королевым, Д. Томашевичем и др.
После Таганрога с 1952 по 1956 год Бартини работал главным инженером перспективных схем Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С.А.Чаплыгина (СибНИА). Здесь он выполнял обширные экспериментальные исследования в области сверхзвуковых скоростей полета самолетов. В Новосибирске Бартини разработал проект сверхсовременного бомбардировщика-гидроплана А-57.
В 1956 году Бартини был реабилитирован и откомандирован из СибНИА в ОКБС МАП в Люберцах для продолжения работы над проектом. Он создает проекты А-57, Р-57, Е-57, Ф-57 – проекты сверхзвуковых крупных транспортных самолетов для перевозки ракет различных классов, вплоть до баллистических.
Именно в этот период рождается ещё одна выдающаяся идея – идея создания крупного самолета-амфибии вертикального взлета и посадки, которая воплотилась в самолет ВВА-14, и работа над которым велась в Таганроге.
Бартини является автором более 60 законченных проектов самолетов, оригинальных аэродинамических схем летательных аппаратов, силовых установок. Его основные труды лежали в области авиационных материалов, технологии, аэродинамики, динамики полета.
Помимо авиации и физики, Роберт Людвигович занимался космогонией и философией. Им создана уникальная теория шестимерного мира, где время, как и пространство, имеет три измерения. Эта теория получила название «мир Бартини». В литературе по аэродинамике встречается термин «эффект Бартини».
Роберт Людвигович Бартини был многогранной личностью: он прекрасно рисовал, владел шестью иностранными языками, писал стихи. Киноповесть «Цепь» (иногда ее называют автобиографической, хотя по факту это не совсем так – это, скорее, философский труд) – единственное художественное литературное произведение Бартини.
Р. Л. Бартини награжден Грамотой ВЦИК СССР (1929), орденом Ленина (1967), орденом Октябрьской Революции (1971).
В мае 1929 года Роберт Бартини впервые приезжает в Таганрог на авиационный завод № 31. Он принимает участие в подготовке сухопутного самолета АНТ-4 «Страна Советов» к трансконтинентальному перелету Москва – Дальний Восток – Тихий океан – Нью-Йорк. Поскольку значительная часть маршрута пролегала над акваторией Тихого океана, колесное шасси следовало заменить поплавковым. Будучи техническим руководителем морского этапа полета, Бартини успешно решил эту задачу. Перелет прошел удачно. Бартини был награжден Почетной грамотой ВЦИК.
В 1946 году Роберт Людвигович вновь в Таганроге, но уже в статусе заключенного. При авиационном заводе № 86 Постановлением Совета Министров от 29.07.1946 г. было образовано ОКБ-86 во главе с Р. Л. Бартини. Почти все ведущие конструкторы, начальники бригад, как и сам главный конструктор Бартини, были на положении заключенных. Рабочие помещения ОКБ находились в цехе № 10, а жили заключенные в здании электроцеха.
К работе приступили с 10 ноября 1946 года. Авиаконструкторы разрабатывали проекты самолетов Т-117, Т-200 и Т-210. Наиболее значительным был Т-117 – транспортный самолет огромной по тем временам грузоподъемности. Бартини проектировал его сразу в нескольких вариантах – десантный, санитарный, грузовой и даже пассажирский.
Самолет Т-117 был изготовлен почти на 80%, однако его строительство было прекращено из-за нехватки двигателей. Чертежи самолета Т-117 были переданы организованной в Киеве фирме Антонова. Почти готовый самолет отправили на металлолом.
В 1948 году Бартини был освобожден из заключения и назначен главным конструктором ОКБ-86 (Приказ министра авиапромышленности СССР М. Хруничева от 27.04.1948 г.).
Постановлением Совета Министров от 12.06.1948 года ОКБ-86 было ликвидировано, личный состав и оборудование передали заводу № 86. Бартини назначили главным конструктором по гидроавиации в ОКБ МС Бериева. В 1952 г. Бартини переезжает в Новосибирск.
В 1964 году Бартини предлагает Министерству обороны схему вертикально взлетающей амфибии. К удаче конструктора Министерство обороны одобряет этот проект.
Выходит постановление о строительстве нового самолета на Таганрогском авиационном заводе. Так появился на свет последний летательный аппарат Роберто Бартини – самолет-амфибия ВВА-14. Этот самолет, учитывая его сложность и проблематичность, был экспериментальным.
Первый полет опытного экземпляра состоялся 4 сентября 1972 года. Летчик-испытатель Юрий Куприянов и штурман Лев Кузнецов подняли ВВА-14 в небо над Таганрогом. С сентября 1972 по июнь 1975 года на ВВА-14 совершили 107 полетов с общим налетом свыше 103 часов, в том числе перелет по маршруту Таганрог – Воронеж – Жуковский, состоявшийся 16 июня 1973 года.
К сожалению, самолет не был завершен из-за отсутствия подъемных двигателей, но был испытан на всех режимах, за исключением вертикального взлета и посадки. В результате испытаний был получен богатый экспериментальный материал, представляющий большую ценность. Самолет ВВА-14 стал великолепной школой для коллектива ТАНТК им. Бериева, позволив успешно разрабатывать последующие конструкции, среди которых неповторимый самолет-амфибия А-40 «Альбатроc».
О Роберте Людвиговиче Бартини написано неожиданно много книг и статей, технических и художественных. Приводим книги в алфавите авторов и названий.
Авиационный конструктор и ученый Роберт Людвигович Бартини : научно-технический сборник. – Новосибирск, 2019. – 352 с.
Сборник был задуман давно. Сотрудник СибНИА Рудольф Федорович Кисляков начал подготовку к изданию в 1995 году к 100-летию со дня рождения Бартини. Составителями книги, кроме Кислякова, стали С. Т. Кашафутдинов и Ю. Н. Темляков. Но финансовые и другие обстоятельства надолго задержали выход книги в свет. После кончины Р. Кислякова работу продолжил Ан. А. Калюта. Сборник готовился к изданию почти четверть века. Он содержит автобиографические и биографические материалы о жизни и деятельности Р. Л. Бартини, воспоминания работавших с ним сотрудников СибНИА и ТАНТК им. Г. М. Бериева (г. Таганрог), не публиковавшиеся ранее научные работы Р. Л. Бартини в области концепций и проблем аэродинамики дальних сверхзвуковых бесхвостых самолётов, крыловых профилей. Рассказано об истории создания и характеристиках разработанных Р. Л. Бартини известных самолетов «Сталь-6», «Сталь-7», Ер-2 и экспериментального самолёта ВВА-14. Приведены работы Р. Л. Бартини по теоретической физике. Выпуск книги осуществлён силами СибНИА в 2019 году
Бартини, Р. Л. Цепь : киноповесть в трех частях. 1952-1974 / Р. Л. Бартини; редактор-составитель Пухов Андрей Александрович. – Москва, 2019. – 193 с.
В 2019 году небольшим тиражом было издано единственное художественное литературное произведение Бартини – киноповесть «Цепь». Иногда ее называют автобиографической, хотя это скорее, философский труд. Оригинал хранится в научно-мемориальном музее Н. Е. Жуковского в Москве. При жизни автора она не была опубликована. А. А. Пухов проделал большую работу по редактированию, а также снабдил книгу несколькими значимыми приложениями: «Хроника жизни Бартини», «Технические проекты Бартини», «Литература о Бартини», «Труды Бартини», «Авторские свидетельства Бартини». Книга иллюстрирована рисунками Р. Л. Бартини.
Бузиновский, С. Б. РО (о загадочной судьбе Роберта Бартини) / С. Б. Бузиновский, О. И. Бузиовская. – Барнаул : «Оранта», 1994. – 274 с.
В 1993 году в альманахе «Знак вопроса» (№ 3-4) был опубликован журнальный вариант первой части документальной повести «РО» под названием «Все возможно?». Автор – Сергей Борисович Бузиновский, художник-дизайнер из Барнаула, который много лет занимался исследованием судьбы Р. Л. Бартини. Полностью книга вышла в 1994 году.
Бузиновская, О. И. Тайна Воланда / О. И. Бузиновская, С. Б. Бузиновский. – Барнаул, 2003. – 575 с.
Литературно-художественное издание – переработанный вариант повестей «РО» и «Все возможно?» Книга написана в соавторстве с супругой Ольгой Ивановной Бузиновской, старшим преподавателем кафедры теории, истории и методики преподавания литературы АлтГу. Переиздавалась в Москве, Санкт-Петербурге и Риге (на латышском языке).
Ключевой фигурой книги является философ, ученый и авиаконструктор Роберт Людвигович Бартини. Авторы прослеживают загадочную судьбу Бартини, его влияние на развитие космонавтики, авиастроения, литературы. Утверждают, что Бартини влиял на М. Булгакова, В. Набокова, А. Грина, А. Толстого, А. Платонова, Е. Шварца, Л. Лагина, А. Волкова, Л. Леонова, И. Ефремова, А. де Сент-Экзюпери и других писателей. По мнению авторов именно Бартини стал прототипом самых необычных персонажей – Воланда, Друда, Хоттабыча, Буратино и даже Маленького принца. Правда это или мистификация – судить читателю.
Заблотский, А. Н. Вертикально взлетающая амфибия ВВА-14 (изделие «М») // Самолеты ТАНТК им. Г. М. Бериева / А. Н. Заблотский, А. И. Сальников. – Москва : «Рестарт», 2005. – С. 284-299.
В 1968 году при Таганрогском машиностроительном заводе было создано ОКБ, глав-ным конструктором которого назначили Р. Бартини. ОКБ работало над созданием самолета ВВА-14, который должен был стать частью авиационного противолодочного комплекса. О судьбе самолета-амфибии вертикального взлета и посадки коротко рассказывают авторы этой книги.
Казневский, В. П. Роберт Людвигович Бартини: 1897-1974 / В. П. Казневский. – Москова : «Наука», 1997. – 87 с.
Автор Виктор Павлович Казневский много лет работал под руководством Р. Бартини. В своей книге он интересно и увлекательно описывает научную деятельность авиаконструктора, отразил особенности его творческого почерка, а также нравственный облик этого человека необычной и трудной судьбы
Лаврищев, Д. Роберт Бартини – авиаконструктор завтрашнего дня / Д. Лаврищев // Роберт Бартини : сборник / сост. Е. А. Ватулян. – Москва : ВИАМ, 2016. – С. 126-219.
Сборник подготовлен Всероссийским научно-исследовательским институтом авиационных материалов. В первую часть включена книга известного в Италии историка в области авиации, профессора Джузеппе Чампалья «Жизнь и самолеты Роберта Бартини».
Вторая часть «Роберт Бартини – авиаконструктор завтрашнего дня» подготовлена сотрудником ВИАМ Дмитрием Сергеевичем Лаврищевым. На основе документов архива Научно-мемориального музея профессора Н. Е. Жуковского, Российского государственного архива экономики, Российского государственного военного архива, Государственного архива Российской Федерации автор раскрывает особенности летательных аппаратов, спроектированных Робертом Бартини, предпосылки их создания и влияние данных проектов на развитие советской авиации. В книге представлены редкие исторические фотографии, схемы и чертежи летательных аппаратов Бартини.
Мартыненко, В. Н. Роберт Людвигович Бартини //Самолеты взлетают с моря / В. Н. Мартыненко. – Ростов-на-Дону : «Литера-Д», 1993. – С. 93-98.
В 1993 годы вышла книга Владимира Николаевича Мартыненко «Самолеты взлетают с моря». Это была первая ласточка из целой серии книг, посвященных самолетостроению в Таганроге. В. Мартыненко работал на авиационном заводе с 1944 года. В 1946 годы связал свою судьбу с ОКБ морского самолетостроения (ныне ТАНТК им. Г. М. Бериева). Одна из глав книги посвящена работе над самолетом-амфибией ВВА-14 под руководством Р. Л. Бартини.
Морозова, Т. Роберто Бартини / Татьяна Морозова. – Таганрог : Лукоморье, 2002. – 31 с.
Очерк написан таганрогской писательницей на основании знакомства с материалами об авиаконструкторе в Музее истории авиации им. Н. Е. Жуковского и личной беседы с Р. Бартини. Т. Морозова предполагала опубликовать его в «Литературной газете», но не сложилось, и после смерти авиаконструктора рукопись долго пролежала в столе. После переработки очерк был опубликован.
Морозова приводит такой эпизод. Как-то в Таганроге на застолье у нее дома Бартини спросили, в чем смысл жизни отдельного человека. Он ответил: «Уходя зажечь лампочку, чтобы оставшимся жить было светлее».
Научные чтения, посвященные 100-летию со дня рождения Р. Л. Бартини : сборник докладов. – Москва : Изд-во ГосНИЦ ЦАГИ, 1997. – 64 с.
Научные чтения организованы Государственным научно-исследовательским центром ЦАГИ, ТАНТК им. М. Г. Бериева и Научно-мемориальным музеем Н. Е. Жуковского. Во вступительном слове директор ГосНИЦ ЦАГИ А. Г. Мунин отметил: «Очень трудно дать краткую характеристику Р. Л. Бартини. Наверное, так всегда бывает с талантливыми людьми – они оставляют печать незаурядности на всем, чего касаются в своей деятельности. Именно такое чувство прикосновения к огромному таланту испытывает каждый, когда речь заходит о творческом вкладе и наследии Роберта Людвиговича».
Погорелов, Н. А. Невостребованное наследство. Записки об авиаконструкторе Р. Л. Бартини / Н. А. Погорелов. – Харьков: Издательство Харьковского авиазавода, 2012. – 750 с.
Николай Александрович Погорелов был заместителем Р. Бартини в период работы над ВВА-14. Поскольку Роберт Людвигович жил в Москве и в Таганроге бывал наездами, то и вся работа по созданию ВВА-14 легла на плечи Погорелова. В книге воспоминаний отражена бесконечная борьба идей Бартини с сопротивлением среды, особенности «конкуренции» в советском авиапроме и ВПК на примере данного самолета. Но «невостребованное наследство» не ограничивалось одним самолетом. В книге также содержится объемный материал, связывающий как все предыдущие разработки Бартини, так и его не осуществленные, но глубоко продуманные и обоснованные проекты летательных «везделетов» семейства экранолетов-экранопланов-экраноходов.
Роберт Орос ди Бартини – советский авиаконструктор, физик-теоретик, философ : статьи по физике и философии / [сост. А. Н. Маслов]. – Москва : Самообразование, 2009. – 221 с. : ил.
В 2020 году книга была переиздана московским научно-издательским центром «Луч».
Сборник составлен Александром Николаевичем Масловым и включает статьи Р. Бартини по теоретической физике, космологии и философии. В своих физических работах Бартини дал набросок теории 6-мерного квантованного пространства-времени и предложил метод сведения основных физических величин к пространственно-временным. Философские работы Бартини имели целью обоснование его физических концепций. Большинство статей публикуются впервые. Маслов предпослал сборнику краткую справку о жизни и творчестве Бартини.
Скрицкий, Н. Роберт Людвигович Бартини // Самые знаменитые авиаконструкторы России / Н. Скрицкий. – Москва : «Вече», 2004. – С. 190-203. – (Серия «Самые знаменитые»).
В книгу включены биографии основоположников и теоретиков авиации, конструкторов самолетов и вертолетов, создателей авиационных двигателей. Среди авиаконструкторов имена Н. Поликарпова, А.Туполева, С. Ильюшина, Г. Бериева и др.
Биографии Р. Бартини предпосланы такие строки: «Имя Бартини не так известно, как имена многих выдающихся советских авиаконструкторов, Его самолеты если и выходили в серию, то ненадолго. Большинство же конструкций надолго обгоняли свое время и были осуществлены значительно позднее».
Удалов, К. Бартини и его проекты. В 4 т. / К. Удалов, М. Рысь. – Москва : Изд-во «Эксплорер», 2020-2021.
Четырехтомник Константина Геннадьевича Удалова и Марека Рыся посвящен всем летавшим и не летавшим проектам Р. Л. Бартини. Издание иллюстрировано большим количеством схем и фотографий, ранее не публиковавшихся. Формат альбомный. Предполагается четыре тома.
Удалов, К. Г. Самолет ВВА-14 / К. Г. Удалов, Г. С. Панатов, Л. Г. Фортинов. – Москва : АВИКО ПРЕСС, 1994. – 56 с. : ил. – (Самолеты ТАНТК им. Г. М. Бериева).
Авторы рассказывают об удивительном самолете Р. Бартини, о котором вполне можно было сказать: «здесь все делалось впервые в мире». В небольшом по объему издании изложена история создания самолета, даны его технические характеристики, приводится много фотографий.
Фортинов, Л. Г. Маэстро Бартини / Л. Г. Фортинов. – Москва : Авико Пресс, 2011. - 40 с.
Недавно ушедший из жизни главный научный сотрудник ТАНТК им. Г. М. Бериева в 1963-1967 гг. сотрудничал с Р. Л. Бартини. Небольшие по объему воспоминания воскрешают эти события. В книге есть редкие фотографии самолетов и их автора. Ранее отрывки из воспоминаний Фортинова печатались в альманахе «Вехи Таганрога» (2003, № 16).
Фортинов, Л. Г. Самолет-амфибия вертикального взлета и посадки ВВА-14 Главного конструктора Роберта Людвиговича Бартини / Л. Г. Фортинов. – Таганрог: ИП Ашихмина О. С., 2017. – 56 с.
Вторая книга Леонида Григорьевича Фортинова посвящена 120-летию со дня рождения авиаконструктора.
Giuseppe Ciampaglia. La vita e gli aerei di Roberto Bartini. - Roma: Ed. IBN Scol., 2010. - pp. 142.
Чампалья, Д. Жизнь и самолеты Роберта Бартини // Роберт Бартини : сборник / сост. Е. А. Ватулян. – Москва : ВИАМ, 2016. – С. 126-219.
Книга итальянского историки в области авиации, профессора Джузеппе Чампалья была издана в Риме около 2010 года. В 2016 году она вошла в сборник, подготовленный Всероссийским научно-исследовательским институтом авиационных материалов. Благодаря переводу книги Д. Чампалья в издании раскрыты ранее неизвестные аспекты биографии Бартини до эмиграции в Советский Союз в 1923 году.
Чутко, И. Э. Красные самолеты / И. Э. Чутко. – Москва : Политиздат, 1978. – 128 с. : ил.
Книга журналиста Игоря Эммануиловича Чутко о главном конструкторе Р. Л. Бартини выходила трижды (1978, 1979 и 1982). Автор проработал двадцать лет в различных КБ самолетостроения, поэтому рассказывает о своем герое со знанием дела. Игорь Чутко был знаком с Бартини и многое написал с его слов, в том числе историю происхождения и детства, которая больше всего подвергается сомнению исследователей. Много текста посвящено работе Бартини в конструкторском бюро. Повесть написана в художественно-документальном жанре и, несмотря на узкоспециализированную тему, читается легко и увлекательно.
Чутко, И. Э. Красные самолеты // Мост через время / И. Э. Чутко. – Москва : Политиздат, 1989. – С. 7-140.
В сборник вошла повесть «Красные самолеты» и новые повести, рассказывающие о героических и драматических судьбах незаконно репрессированных замечательных конструкторов П. Гроховского, Л. Курчевского, о создателе прообраза самолета завтрашнего дня А. Москалеве и других.
Якубович, Н. В. Великий Бартини. «Воланд» советской авиации / Н. В. Якубович. - М. : Яуза : Эксмо, 2013. - 256 с. (Серия «Гении авиации»).
Книга посвящена великому авиаконструктору, не получившему мирового признания при жизни. Судьба Бартини трагична и загадочна. Его дальний арктический разведчик ДАР на целое поколение опередил свое время, «Сталь-6» был самым быстрым истребителем начала 1930-х гг., а созданный на базе сверхскоростного «Сталь-7» дальний бомбардировщик Ер-2 уже летом 1941-го бомбил Берлин. Однако сам Бартини в это время «мотал срок» в ГУЛАГе по политической 58-й статье. Но, несмотря на все препятствия, ему удалось сдержать свою юношескую клятву, «посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолеты летали быстрее черных».
Якубович, Н. В. Самолеты Бартини / Н. В. Якубович. – М. : Изд-во РУСАВИА, 2006 г. - 110 с.
Автор на основе архивных материалов и воспоминаний ветеранов знакомит читателей с необычными самолетами и экранопланами, спроектированными Робертом Бартини, приехавшим в СССР из Италии в 1923 г. и посвятившим жизнь развитию советской авиации.