барон Роберто Орос ди Бартини (14(02).05.1897, Фиуме (ныне Риека, Хорватия)- 06.12.1974, Москва) - авиаконструктор-исследователь, ученый. По происхождению итальянец. Сын барона, одного из богатых и знатных людей Австро-Венгерской империи - вице-губернатора города Фиуме.
«Заболел» авиацией после того, как увидел показательное выступление русского летчика Х.Н. Славороссова. В шестнадцать лет отец подарил ему аэроплан. После окончания гимназии и школы офицеров запаса поступил в Римскую летную школу, однако из-за тяжелого положения на фронте (1915) был отправлен на пополнение пехоты в Буковину. В результате прорыва Брусилова (1916) более двух миллионов солдат и офицеров оказались в русском плену, в их числе был и Бартини. Лагерь военнопленных располагался в с. Красная Речка под Хабаровском. Здесь познакомился с социалистами и воспринял их идеи. Вернувшись в Италию (1920), он решил не возвращаться к отцу, а начать самостоятельную жизнь, поступив на завод «Изотта-Фраскини» в Милане. Работал чернорабочим, шофером, разметчиком. Одновременно учился в политехническом институте, который окончил экстерном за два года, став авиационным инженером. В 1921 вступает в компартию Италии. В 1923 вынужден был эмигрировать в Россию. В Москве начал работать ст. лаборантом на Ходынском научно-опытном аэродроме, затем был переведен на должность эксперта техбюро. С 1926 направлен в Севастополь, где работал инженером-механиком первой миноносной эскадрильи ВВС, далее - ст. инспектором по эксплуатации матчасти управления ВВС. В 1927 вступил в члены ВКП(б). В 1928 поручили «оморячить» сухопутный самолет ТБ-1 (АНТ-4) «Страна Советов», подготавливаемый к перелету Москва - Нью-Йорк, морская часть которого проходила через Хабаровск к Сиэтлу. В мае 1929 впервые приехал в Таганрог.
Здесь на Азовском море были отработаны и прошли морские испытания самолета. С поставленной задачей Бартини справился и был отмечен грамотой ВЦИК СССР. После завершения перелета работает в Научно-техническом комитете ВВС. Здесь он завершает разработку своих проектов летающих лодок ЛЛ-1 и ЛЛ-2, явившихся дебютом Бартини в авиаконструировании. В дальнейшем он работает в ОПО-3, возглавляемом Д.П. Григоровичем, позднее сам руководит этим отделом; в ЦКБ НИИ ГВФ, в котором им был создан самолет «Сталь-6» (1933) - первый построенный Бартини, в конструкции которого впервые были использованы убирающиеся шасси и впервые применена стальная обшивка вместо деревянной, что значительно повысило скорость самолета. Им был разработан проект 40-тонного морского двухлодочного бомбардировщика МТ-Б, не имеющего аналогов в мире. В 1935 построен самолет ДАР (дальний арктический разведчик), на котором впервые в мире применили двойные «плавающие» элероны и который мог садиться на лед и воду, и «Сталь-7» с крылом типа «обратная чайка», на котором был установлен рекорд скорости и дальности (1939). Среди сотрудников КБ был и С. Королев, считавший Бартини своим учителем. В 1940 совместно с конструктором В.Г. Ермолаевым был создан ночной бомбардировщик Ер-2 (ДБ-240), серийно выпускавшийся до 1943. Под его руководством был разработан проект первого в стране широкофюзеляжного многоцелевого самолета Т-117, однако начатая постройка была прекращена.
В 1938 был арестован за связь с Тухачевским и якобы за шпионаж в пользу Италии и осужден на 10 лет плюс 5 лет поражения в правах. Весь этот период работал в системе 4-го спецотдела МВД СССР (ЦКБ-29 НКВД), в так называемых «шарашках», в т.ч. с середины 1940-х гг. и в Таганроге. Она называлась ОКБ-86 и размещалась на территории завода им. Димитрова.
В начале 1950-х уехал из Таганрога, оставив здесь сына и трех внуков. Но связи с Таганрогом не терял, приезжая и работая здесь. В 1956 реабилитирован, возглавил КБ в Люберцах. Бартини занимался космогонией и философией. Им была создана уникальная теория шестимерного мира пространства и времени, которая в науке получила название «Мир Бартини». В аэродинамике встречается термин «эффект Бартини». Основополагающие научные работы - «Некоторые соотношения между физическими константами» (1965), «Проблемы теории гравитации и элементарных частиц» (1966) и др. опубликованы. Награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, медалями.
В 1997 году в фойе ОКБ ТАНТК им. Бериева появилась мемориальная доска Р. Бартини.