Общепринято, что Корнелиус Крюйс родился 14 июня 1657 года в норвежском городе Ставангере. Но никаких источников, подтверждающих эту дату, не найдено. По высказываниям самого Крюйса он родился в 1655 году. Свидетельство о крещении мальчика было выдано матери Крюйса в 1692 году без указания даты рождения. Есть предположение, что мальчик родился до того, как его родители поженились, поэтому официальную дату родители перенесли на два года. При крещении в Кафедральном соборе Ставангера мальчик получил имя Нильс Ульсен.
В семье портного Уле Гудфастесена и его жены Аппелоне было шесть детей: две девочки (Кристен и Сидсель) и четыре мальчика (Кристиан, Ханс, Уле и Нильс Ульсен). Семья не была слишком зажиточной, но и не бедствовала. Мальчик родился в квартале Беккен-Клейва, но вырос в квартале Скаген, куда переехала семья. Этот квартал находился в двух шагах от моря.
Ставангер – это город, связанный с мореплаванием. Многие молодые люди находили хлеб свой насущный в море. Так случилось и с Нильсом Ульсеном. В 1668 году умер отец. Не в силах заботиться о такой большой семье, мать отправила четырнадцатилетнего подростка зарабатывать на жизнь в море. Многие норвежцы уезжали тогда в Нидерланды. Вероятно, среди них был и Нильс Ульсен.
Будущий российский адмирал изменил свое имя и фамилию после поступления на голландскую службу. Об этом времени в жизни Корнелиуса Крюйса почти ничего не известно. Из голландских документов известно лишь, что он работал на девятерых судовладельцев и до поступления на службу в Амстердамское адмиралтейство (1696) побывал в трех частях света: Европе, Азии, Америке. В письме Петру I Крюйс называл несколько государств, в которых работал, в частности, Францию, Данию, Италию, Португалию, Голландию. В письме Меньшикову писал, что служил шести королям и трем республикам. Он был шкипером, вел спасательные работы, поднимал ценные предметы с затонувших кораблей.
За время службы в лучшем по тому времени голландском флоте Крюйс получил представление о постройке кораблей и крепостей, о морской администрации, картографии, гидрографии, спасательных работах. Одним словом, к сорока годам это был опытный морской волк, осевший в амстердамском Адмиралтействе в должности обер-экипажмейстера.
В этот момент судьба Крюйса круто изменилась. В 1697 году в Амстердам с целью ознакомления с передовыми технологиями, культурой и бытом европейских держав приехал молодой царь Петр I. В составе «Великого посольства» он путешествовал как бомбардир Преображенского полка Петр Михайлов. Кто этот 25-летний молодой человек, для принимающих сторон не было секрета, но оставляло государю чуть больше свободы.
Царь трудился на верфях, приобретая искусство судостроения, и одновременно вел вербовочную кампанию. В России строился флот, чрезвычайно были нужны опытные корабелы, инженеры, мастера разных профессий, моряки, способный командный флотский состав.
Нанять Крюйса Петру порекомендовали нидерландский адмирал Жиль Схай и русский дипломат Ф. А. Головин. И голландцам, и русским был необходим представитель для налаживания торговых отношений, закупки кораблей. Крюйс долго не соглашался, но, в конце концов, 9 мая 1698 года подписал контракт.
Согласно контракту К. Крюйс назначался вице-адмиралом. Он должен был быть на российской службе 3-4 года. Все это время его место в нидерландском Адмиралтействе оставалось за ним, и половина жалования выдавалась семье. Кроме того, в контракте говорилось, что если Крюйс попадет в плен туркам, за него должны заплатить выкуп, если заболеет, то царь должен выплачивать «уговоренное жалованье… даже до кончины жизни ево».
Еще до окончательного заключения контракта Крюйс по поручению Петра I на основе морских уставов Нидерландов и Дании составил «Правила службы на судах». Они включали 63 артикула (статьи) общих постановлений об обязанностях лиц, служащих на корабле, и установление корабельных порядков. Появление их было обусловлено значительным увеличением личного состава флота в первую очередь за счет найма иностранцев. Необходимо было составить документ, определяющий их взаимоотношения и служебные обязанности. Впоследствии «Артикулы Крюйса» вошли в Морской устав Петра I, принятый в 1720 году.
По указанию Крюйса и на одинаковый с ним срок на русскую службу были приняты голландский капитан Рез в чине шаутбенахта, 5 капитанов, 23 комендора, 36 поручиков, 17 штурманов, 15 подштурманов, 34 боцмана, 32 боцманмата, 17 констапелей, 354 матроса и 51 лекарь.
В июне 1698 года К. Крюйс и все эти лица прибыли в Россию.
Широкий ум и необыкновенная энергия Корнелиуса Крюйса засверкали особыми красками именно в России. Опытный моряк, навигатор и гидрограф, он был человеком неординарных способностей. От бога дан был ему великий дар организатора. В историю России адмирал К. Крюйс вошел как один из главных создателей российского флота, как участник русско-турецкой войны (1686-1700) и Северной войны (1700-1721).
Сразу же после прибытия в Россию в 1698 году Петр I отправил новоиспеченного вице-адмирала в Воронеж. Но об этом речь пойдет в разделе «К. Крюйс на Дону и в Таганроге».
В 1700 году началась Северная война. Шведы попытались захватить Архангельск. Летом 1701 года произошло сражение у Новодвинской крепости, в ходе которого был разгромлен авангард шведской эскадры. Это было первой победой русского оружия в Северной войне. Но шведы не оставили мысли уничтожить основной центр русской внешней торговли.
В марте 1702 года Петр I направил Крюйса из Воронежа в Архангельск. Вице-адмиралу лично Петром I было поручено заняться укреплением оборонительной системы города. Крюйс установил, что с военной точки зрения состояние Архангельска было очень плохим, крепостные сооружения были запущены, а два корабля, захваченные в 1701 году у шведов, не боеспособны. Архангельский воевода А. П. Прозоровский утверждал, что не получал от царя никаких приказов о начале работ, а поэтому не видел причин содействовать Крюйсу в его начинаниях.
Несмотря на противодействие воеводы, кое-что для укрепления Архангельска было сделано. Крюйс, как командир архангельской эскадры инспектировал ее корабли в Белом море и плавал до знаменитого Соловецкого монастыря. Кроме того, Крюйс собирал сведения о ситуации в дельте Северной Двины. Итогом его деятельности стало сосредоточение в руках вице-адмирала важной информации об имевшихся в этой местности ресурсах для борьбы со шведами.
В мае в Архангельск прибыл Петр I и лично занялся строительством укреплений и кораблей. А Корнелия Ивановича Крюйса он командировал в Нидерланды с поручением найма кораблестроителей и моряков, а также распределения по кораблям, портам и школам посланных с ним для обучения русских.
Пребывание в Амстердаме продлилось почти полтора года. Вице-адмирал опубликовал свои картографические труды. Он присматривал за 150 русскими юношами, присланными на обучение. Важное место в его деятельности занимала закупка оружия и снаряжения.
Кроме того, он активно занимался вербовочной работой и среди других нанял на русскую службу много своих выдающихся соотечественников: Петера Бредаля, Гендриха Весселя, Матиса де Реснера (Резен), Генриха Остермана, Витуса Беринга. Среди нанятых были военно-морские офицеры, солдаты, врачи, скульпторы, инженеры, картографы, плотники и т.д.
В 1704 году вице-адмирал вернулся в Россию. Скорее всего, именно тогда он привез с собой семью. В 1681 году он женился на Катарине Воогт. В браке с Катариной у Крюйса родилось пятеро детей, из них двое скончались в детском возрасте. Трое остальных – дочь Юханна (1682), сыновья Ян (1688) и Рудольф (1690).
Сразу после возвращения Крюйс был назначен командующим Балтийского флота. В его обязанности входило снабжение судов и адмиралтейства припасами, продовольствием и обмундированием, распределение команд по судам.
Одаренный необычайной энергией первый командующий флотом много сил вложил в обеспечение безопасности Санкт-Петербурга. В короткий срок вооружил, экипировал флот. В июне 1705 года в сражении у о. Котлин эскадра под командованием вице-адмирала К. Крюйса дала отпор шведам. В 1705-1709 гг. особой его заботой была организация обороны отвоеванного у шведов побережья. Крюйсу принадлежит идея обороны города путем устройства нескольких «малых крепостей» по берегу Невы между Шлиссельбургом и Петербургом и системой крепостей-фортов на Котлине. По его проекту на косе возводится крепость Св. Александра («Александр-шанец»).
Корнелий Крюйс внес вклад в развитие Кронштадта. В частности, под его наблюдением было закончено создание кронштадтской крепости и гавани, а также маяка, в будущем прозванного Толбухиным.
Крюйса можно считать и организатором метеослужбы. Указом Петра I ему было поручено вести систематические наблюдения за погодой и делать записи в журналы. Крюйс – родоначальник пожарной службы, по его распоряжению в учреждениях морского ведомства, в домах иностранных купцов вменялось в обязанность иметь пожарный инвентарь.
Корнелий Иванович стремился наладить свою жизнь в Петербурге. Весной 1705 года он одним из первых решает строиться в молодом городе. Здесь проявился еще один талант К. Крюйса – архитектурный. Чертеж своего дома составил он сам в апреле-мае 1705 года. Это был деревянный дом с чертами европейского зодчества. В период ссылки К. Крюйса в Казань дом пришел в запустение и к 1719 году был разобран. После возвращения в северную столицу Крюйс построил новый каменный дом на месте современного здания Малого Эрмитажа. Он фактически руководил строительством. В 1722 году Крюйс уже принимал в новом доме гостей. После смерти адмирала дом неоднократно менял владельцев и в 1760-е годы был разобран. Остатки усадьбы были найдены в 2013 году при археологических раскопках.
Усадьба Крюйса была в центре светской, деловой и религиозной жизни города, здесь проводились заседания Адмиралтейского совета. Весь сановный Петербург и дипломатический корпус собирался на ассамблеи у него дома. Частым гостем в доме адмирала был сам царь и его семейство. В 1712 году Крюйс и его супруга были посаженными родителями на свадьбе Петра I и Екатерины. Он со стороны жениха, а жена со стороны невесты.
В домах Крюйса в Санкт-Петербурге и Кронштадте проводились богослужения. Затем он на свои средства построил на территории усадьбы деревянную церковь. В 1709 году при церкви была открыта маленькая школа для детей, которая дала начало знаменитой далеко за пределами Санкт-Петербурга школы «Петершуле».
Крюйс был вторым после Апраксина человеком на флоте, зимой он готовил экипажи, а летом командовал кораблями. С ним водил дружбу сам государь Петр I. Но в 1714 году по приказу царя Крюйса отдали под суд. Дело было серьезное. В 1713 году эскадра под командованием вице-адмирала следовала к Ревелю для соединения с купленными за границей кораблями. Наткнувшись на три неприятельских корабля, Крюйс стал их преследовать. Во время погони корабли «Выборг» и «Рига» сели на мель, другие же прекратили погоню. Корабль «Рига» удалось снять с мели, а «Выборг» был сожжен. Петр был в ярости, и никакие заслуги не спасли старого вице-адмирала – в 1714 году он был приговорен военно-морским судом к смертной казни, замененной ссылкой в Казань, куда он немедленно и отправился.
В 1715 году Корнелиус Крюйс был возвращен из ссылки и назначен заведовать адмиралтейскими и экипажескими делами. Через два года, 15 декабря 1717 года он был назначен вице-президентом Адмиралтейств-коллегии, и состоял в этой должности до самой кончины.
22 октября 1721 года по случаю заключения мира со шведами Крюйс произведен в адмиралы. По указанию Петра I Крюйсу «в небытии здесь господина адмирала Апраксина когда будут к вам указы из Адмиралтейской канцелярии, тогда против оных ответствовать письменно без медления». Этот приказ наделял Крюйса высшей ответственностью за флот.
Постепенно адмирала одолевали болезни. Значительный возраст и слабое здоровье все больше препятствовали заседать в Адмиралтействе, и дела он подписывал на дому.
3 июня 1727 года адмирал скончался. Прошение вдовы Крюйса Катарины о перевозке тела мужа в Амстердам было удовлетворено. Он был похоронен в Oude Kerk (Старой церкви) в Гамбургском квартале Амстердама. В 1990-е годы гробница была отреставрирована и в марте 1997 года торжественно открыта.
Вскоре после прибытия в Россию в конце октября 1698 года К. Крюйс был направлен в Воронеж.
В это время Россия находилась в состоянии войны с турками. Главной задачей было создание военно-морского флота, способного сломить турецкое господство на Черном море. Вице-адмиралу Петр I поручил надзор за уже имевшимися в Воронеже кораблями и верфями.
Проинспектировав построенные и недостроенные суда, Корнелий Иванович пришел к выводу, что они никуда не годятся. Недостаток обученной трудовой силы, значительная заболеваемость и смертность, некачественные материалы, сырая древесина – все это делало корабли, построенные кумпанствами, непригодными для морского плавания.
Принявшись за вверенное ему дело, Крюйс проявил свойственный ему энтузиазм и крайнюю непримиримость к некачественной работе, медлительности и лени. За весну 1699 года вице-адмирал осуществил сразу несколько дел: отремонтировал и привёл в «доброе» состояние 58 военных судов, считавшихся до того непригодными для плавания. Одновременно Крюйс возглавил работы по закладке 60 новых кораблей, а также сделал черновые чертежи первого русского 58-пушечного линейного корабля «Гото Предестинация» («Божие Предвидение») и надзирал за его строительством. В Воронеже находился и сам Петр, работая вместе с плотниками в течение зимы 1698-1699 года. Одновременно со строительством судов в Воронеже строилась военно-морская база у Троицкой крепости на Таган Роге.
В мае 1699 года флот поднял паруса на реке Дон и отплыл в Азовское море. На рейде Таганрога Петр I провел свой первый смотр военных кораблей.
Первый морской поход начался 14 августа 1699 года. 10 боевых кораблей и 2 галеры под командованием Ф. А. Головина вышли из еще недостроенной таганрогской гавани. Во главе эскадры шел флагманский корабль «Скорпион», за ним корабли «Благое начало» (капитан – вице-адмирал К. Крюйс), «Крепость» (капитан П. Памбург), «Отворенные врата» (капитан Петр Михайлов – Петр I).
На борту «Крепости» плыл посол Емельян Украинцев, который следовал в Стамбул для заключения с турками мирного договора, необходимой гарантии нейтралитета Турции накануне открытия Россией военных действий против Швеции на Балтике.
На рассвете 18 августа 1699 года корабли бросили якорь в гавани Керчи. Здесь русских встретил турецкий флот в составе 4 военных кораблей и 9 галер. Переговоры о пропуске корабля с послом на борту в Черное море шли 11 дней. Утверждается, что в переговорах принимал участие К. Крюйс. Проводив посла до входа в Черное море, эскадра вернулась в Таганрог.
Описание этого похода запечатлено в документе, известном как «Журнал Крюйса во время переезда из Москвы на Воронеж, в Азов, Таганрог, Керчь и обратно к Азову».
Во время Керченского похода под руководством Корнелиуса Крюйса проводились промерные работы реки Дон. Это были первые научные морские исследования в России, благодаря которым появились карты, необходимые для мореплавания.
В результате был составлен «Атлас реки Дона, Азовского и Черного морей». Издание первого навигационного атласа реки Дон, Азовского и Черного морей в оригинале называется «Прилежное описание реки Дону или Танаису, моря Азовскаго или Езера Меотскаго, Понта Эуксинскаго или Чернаго моря» (1699). Как видно из заглавия, названия всех водоемов на юге России звучали по-другому.
В предисловии атласа Крюйс писал: «В присутствии царя снял ситуацию Дона до Азовского моря, начиная от Воронежа, сделал подробное описание, определил географическую высоту, каждые полчаса производил измерения глубины реки и все вычислил посредством компаса и часов».
Атлас был издан в 1703-1705 годах Хенриком Донкером в Амстердаме на русском и голландском языках. Его автор – сподвижник Петра Великого вице-адмирал Корнелий Иванович Крюйс, который лично занимался составлением карт и чертежей. Все рисунки раскрашены от руки и, по словам историков, наиболее точно для того времени отражают особенности водоемов и расположения городов и деревень. К. Крюйс внес неоценимый вклад в историю российской картографии.
Корнелию Крюйсу также принадлежат «Розыскания о Доне, Азовском море, Воронеже и Азове, (с некоторыми сведениями о козаках) учиненныя по повелению Петра Великого вице-адмиралом К. Крейсом в 1699 году и поднесенныя царевичу Алексею Петровичу». Их перевод с английского языка был сделан Борисом Берхом.
В 1700 и 1701 годы вице-адмирал продолжал заниматься ремонтом и постройкой кораблей в Воронеже, а также выполнением промеров глубин Азовского моря. В 1698-1702 годы Крюйс неоднократно посещал Таганрог с инспекторскими поручениями.
В марте 1702 года Крюйс из Воронежа был командирован в Архангельск, далее последовало назначение командующим Балтийского флота. На Азовском море он вновь появился в 1711 году.
20 ноября 1710 года Турция объявила войну России, потребовав ликвидации флота на Азовском море. Для руководства обороной Азовского моря и Таганрога Петр I назначил Ф. М. Апраксина, а начальником Азовского флота и крепости в Таганроге К. И. Крюйса. Вице-адмирал держал свой флаг на корабле «Меркурис». В эскадре числилось свыше 60 судов, среди них «Гото Предестинация», «Спящий лев», «Шпага» и др. Среди командиров были вызванные с Балтийского флота капитан-поручики П. Бредаль и В. Беринг.
В середине июля 1711 года турецкая эскадра вошла в Таганрогский залив. Часть галер направилась к Таганрогу. Навстречу им Крюйс выслал корабль «Соединение» и три шнявы. Но едва наши корабли показались из гавани, как неприятельские галеры возвратились к своему флоту.
22 июля турки решились на активные действия: у Петрушиной косы был высажен десятитысячный десант янычар. В яростной схватке с турками схлестнулись 1500 казаков и два батальона пехоты. Удайся высадка, и крупный отряд янычар ударил бы таганрогской крепости в тыл, а атака турецкого флота с моря довершила бы разгром города. Десант был сброшен в море. На месте битвы сейчас поднимается к небу шестиметровый православный крест. На памятной доске написано: «Казакам, защитившим Таганрог от морского десанта янычар – 22 июля 1711 г., благодарные потомки».
24 июля неприятельский флот, так и не осмелившийся атаковать Таганрог с моря, скрылся из вида. С полной уверенностью можно утверждать, что гарнизон Троицкой крепости в Таганроге и Азовский военно-морской флот под командованием вице-адмирала Крюйса в 1711 году с честью выполнили свой долг и свою роль стража пограничных рубежей на Юге России.
Если на Азовском море дела русских войск и флота были благополучны, то в районе реки Прут, где шли основные военные действия, они потерпели поражение. По Прутскому мирному договору Россия возвращала Турции Азов, не имела права держать свой флот на Азовском море, а Таганрог подлежал полному разрушению и передаче Османской империи.
По этой причине в августе 1711 года вице-адмирал К. И. Крюйс со своими офицерами покинул Таганрог.
Впервые память о российском адмирале была увековечена в его родном городе Ставангере. В 1903 году одна из улиц получила наименование «улица адмирала Крюйса». В мае 1997 года здесь был установлен памятный камень в честь Крюйса.
В 1991 году в Центральном военно-морском музее имени Петра I (Санкт-Петербург), созданном еще Петром Великим в 1709 году как Модель-камера при Главном Адмиралтействе, был установлен бюст К. Крюйса. Автор – скульптор З. Г. Абашвили. Заира Георгиевна – дочь вице-адмирала Г. С. Абашвили, защищавшего Ленинград в дни блокады. Окончила скульптурный факультет Института живописи и культуры им. И. Е. Репина. С 1975 года работает в студии художников-маринистов при Центральном военно-морском музее (ЦВММ). Скульптурные портреты прославленных адмиралов, и среди них К. И. Крюйса, долгие годы были основной темой ее творчества.
В 1994 году в г. Таганроге часть Приморской объездной дороги в границах между улицами Социалистической и Портовой получила наименование «улица имени Адмирала Крюйса». Она проходит почти по самому берегу Таганрогского залива. Здесь расположены несколько пляжей, аквапарк, военно-исторический музей, гостиницы, кафе, частные коттеджи, а так же промышленные предприятия. Из всех объектов на этой улице открывается великолепный вид на Таганрогский залив.
В 1996 году здесь же, в Таганроге стартовал проект создания памятника знаменитому норвежцу. Бронзовый макет был выполнен известным ростовским скульптором А. Скнариным, завод «Красный гидропресс» вызвался воплотить проект в жизнь. Практически было выбрано место для установки – Пушкинская набережная. Но, к сожалению, дальше макета дело не пошло. В городской казне денег не было, а спонсоров в то нелегкое время не нашлось.
6 ноября 2000 года памятник сподвижнику Петра I был открыт в г. Ставангере. Он расположен на улице Остерваг, около дома 9. Бронзовый адмирал смотрит в сторону моря, за его спиной находится небольшой бульвар. Левая рука Крюйса лежит на шпаге, в правой он держит шляпу. На гранитном постаменте написано: «Admiral Cornelius Cruys. Stavanger 1655. St. Petersburg 1727. Reist av Inge Steenslands Stiftelse November 2000. Utført av Per Ung». Статуя выполнена известным норвежским скульптором Пером Унгом по заказу благотворительной организации Фонд Инге Стеенланн (Inge Steenslands Stiftelse).
Таганрог тоже не остался в стороне в деле увековечения своих создателей и защитников, в том числе адмирала Крюйса. 29 апреля 2011 года на Пушкинской набережной был открыт памятник «Адмиралам, офицерам, матросам Азовской флотилии, строителям первой военно-морской базы России – Таганрога». Огромный старинный якорь, которому около 300 лет, был отреставрирован на предприятии «Юг – Художественная ковка» и установлен на пьедестал.
Имена руководителей и строителей Таганрога были отлиты на двух мемориальных досках и укреплены на постаменте. На доске «Служилые» – имена А. Меньшикова, Ф. Лефорта, Ф. Апраксина, К. И. Крюйса и других. Памятник создан по инициативе некоммерческого фонда «Таганрог исторический» на пожертвования жителей города.
В дальнейших планах «Таганрога исторического» создание комплекса «Адмиралы Азовского моря» на Пушкинской набережной. В список флотоводцев, чьи бюсты должны быть установлены возле памятника адмиралам, входят: сам Петр I, Ф. Апраксин, В. Беринг, К. Крюйс и другие адмиралы петровского и екатерининского периода, начинавшие свою службу на Азовском море.
29 декабря 2011 года в Успенском Адмиралтейском храме (г. Воронеж) установлены мемориальные доски Петру I, Федору Апраксину и Корнелию Крюйсу. Выполнены они заслуженным художником РФ скульптором Юрием Астапченко. Это первые ласточки предполагаемой Аллеи морской славы. Проект Аллеи принадлежит историку капитану первого ранга в запасе Валерию Расторгуеву. Предполагается изготовить около 75 мемориальных досок.
30 октября 2014 года в Таганрогской таможне была открыта памятная стела, посвященная первому российскому торговому кораблю на Азовском море – «Благое начало». Стелу венчает копия корабля, построенного весной 1699 года на Хоперской верфи. В июне того же года он стал первым большим российским военным кораблем, вышедшим в Азовское море (капитан – вице-адмирал К. Крюйс). В июле 1702 года корабль был переоборудован под торговый и отправлен с грузом пушнины в Керчь, принадлежавшую в то время Османской империи. Из Троицкой крепости на мысе Таган Рог глава Адмиралтейского приказа Федор Апраксин сообщал Петру I: «Корабль, Государь, торговый в Керчь управил… что называется Благое Начало, на нем комендор Питер Лобек, да для толмачества Андрей Миющик, а как там ему поступать дал статьи». Авторы памятного знака – Анатолий Афанасьев, Владимир Голынский и Анатолий Серебряков.
30 декабря 2015 года открылся подземный переход между Малым и Большим Эрмитажем в Санкт-Петербурге. Он позволят создать пешеходную связь от Миллионной улицы до Дворцовой набережной через территорию музейного комплекса. В 2013 году на этом месте были проведены археологические раскопки, которые выявили, что в земле сохранились остатки усадьбы адмирала К. Крюйса. Строительство подземного хода стартовало в ноябре 2014 года. Его вел подрядчик ООО «Бета-ком». Длина тоннеля составила 8 метров, ширина – 4,6. Внутри предусмотрена 1,8-метровая пешеходная зона, вдоль которой расположены зоны археологической музеефикации фундаментов усадьбы Крюйса, отделенные витринами. Подземный ход получил название «Крюйсов переход».
27 июля 2019 года в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха Вооруженных Сил РФ «Патриот» (г. Кронштадт) напротив Морского собора открылась «Аллея адмиралов». Впервые в одном месте представлены скульптурные портреты выдающихся морских флотоводцев и военачальников, государственных деятелей, ученых, кораблестроителей всех эпох, внесших неоценимый вклад в развитие флота и совершивших великие победы и географические открытия.
Бюсты расположены на гранитных постаментах по «пятеркам». Первая пятерка – это скульптуры Ф. Апраксина, Г. Спиридова, К. Крюйса, А. Сенявина, А. Круза. Все бюсты выполнены из полимерной бронзы силами двух талантливых молодых скульпторов Ивана Зубарева и Владислава Муханова.
Снова вернемся в Таганрог. Известный художник, заслуженный работник культуры России Николай Николаевич Ливада в ноябре 2021 года передал в дар Таганрогскому художественному музею историческое полотно «Гнездо Петрово». Это групповой портрет пяти человек, имевших непосредственное отношение к нашему городу. Слева на картине вице-адмирал Корнелий Крюйс, далее генерал-адмирал Федор Апраксин, в центре – Петр I, за ним – инженер Матвей Симонт, и справа – адмирал Алексей Сенявин. Фигура Симонта условна, т. к. художник не смог найти его изображения, поэтому портрет строителя крепости Н. Ливада писал с таганрогского поэта и художника Олега Львовича Хаславского.
Первой биографией Корнелия Крюйса была книга историка В. Н. Берха «Жизнеописание российского адмирала К. И. Крюйса», напечатанная в типографии Н. Греча в Санкт-Петербурге в 1825 году. Василий Николаевич Берх, будучи морским офицером, ученым, автором трудов, посвященных морским путешествиям россиян, жизнеописаниям лиц царской династии, видных государственных деятелей и военачальников, в 1828 году был официально утвержден историографом русского военно-морского флота.
В 1831 году эта работа в несколько сокращенном виде была опубликована в первой части четырехтомника В. Н. Берха «Жизнеописание первых российских адмиралов, или Опыт истории российского флота» (Санкт-Петербург, Морская типография).
Репринт оригинального издания 1825 года был выпущен издательством «Norsk Tidsskrift for Sjovesen» в 2002 году.
Далее следует упомянуть «Словарь достопамятных людей Русской земли» – биографический справочник, составленный Дмитрием Николаевичем Бантыш-Каменским. Словарь включает расширенные биографии 630 видных государственных деятелей, представителей Русской Православной Церкви, военачальников, флотоводцев, учёных, врачей, писателей, композиторов, художников и многих других. При составлении словаря Бантыш-Каменский использовал многочисленные архивные материалы, фамильные документы и устные предания. Словарь вышел в Москве в 1836 году. В 1847 году он был переиздан в Петербурге. Во второй части словаря можно найти биографию Корнелия Крюйса.
В 1864 году в Санкт-Петербурге выходит книга «История русского флота. Период Азовский». Автор – капитан I ранга Сергей Иванович Елагин. К сожалению, исследователь успел выпустить только первый том из задуманной многотомной «Истории Русского флота», ранняя смерть не позволила осуществить обширные планы. Работа над изданием продолжилась под руководством Ф. Ф. Веселаго. В книге Елагина освещается начало российского флота, строительство кораблей, наем иностранных специалистов, среди которых «сведущий кораблестроитель, знакомый со всем, касающимся вооружения флотов, опытный в навигации и гидрографии, проницательного ума, и к тому же в цвете лет» К. Крюйс.
В 1996 году в Ростове-на-Дону выходит репринтное издание книги С. И. Елагина, а в 2017 году в серии «Военно-историческая библиотека» в Москве сокращенный вариант книги без приложений.
В 1885 году в типографии В. Демакова (Санкт-Петербург) была напечатана первая часть «Общего морского списка». Это краткий биографический словарь командного состава Российского Императорского флота с 1696 по 1917 г. Насчитывает 23 тома. Принципы построения списков заключаются в их периодизации по царствованиям российских монархов и, в рамках каждого периода, в перечислении всех офицеров в алфавитном порядке с указанием основных этапов службы. Первая часть называется «От основания флота до кончины Петра I». На страницах 197-199 можно найти сведения о К. И. Крюйсе.
Не был забыт адмирал и в Таганроге. В 1898 году вышла книга крупнейшего и до сих пор непревзойденного историографа нашего города Павла Петровича Филевского «История города Таганрога». Этот труд на долгие годы стал библиографической редкостью, поскольку имя П. Филевского, как человека, не принявшего советскую власть, предали забвению. И только в 1990-е гг. об историке и его труде наконец-то заговорили. В преддверии 300-летия города (1996) в издательстве «Сфинкс» двадцатитысячным тиражом было осуществлено репринтное переиздание, и книга мгновенно исчезла из магазинов. В 2007 году в издательстве «Лукоморье» небольшим тиражом вышло третье издание книги, причем в современной орфографии без «ятя» и «фиты». Этого издания тоже нет в книжных магазинах. В настоящее время в продаже имеется четвертое издание, выпущенное в 2019 году. В «Истории города Таганрога» П. Филевский подробно и основательно рассказывает об Азовских походах Петра I, основании и устройстве гавани и крепости в Таганроге. На страницах книги не раз встречается имя К. И. Крюйса.
В 1912 году в Санкт-Петербурге вышла книга «История русского флота: период Петровский». Автор – Константин Георгиевич Житков, капитан второго ранга, автор 10 крупных работ по истории русского флота. Исследование включает в себя сведения о Крюйсе, приведена фотография адмирала.
Корнелий Крюйс упоминается во многих дореволюционных изданиях. В энциклопедиях «Брокгауз и Ефрон», «Гранат», Военной энциклопедии, Русском биографическом словаре. В журнале «Морской сборник» (1849. № 1) помещена статья А. Соколова «Суд над вице-адмиралом Крюйсом».
В советское время разрозненные сведения о Крюйсе появляются в различных книгах, справочных и периодических изданиях, в том числе региональных и местных. В 1991 году в ростовском историко-краеведческом альманахе «Богатый колодезь» (вып. 1) опубликована статья А. Колесникова «Времени застывшие листы» об «Атласе реки Дон», составленном К. Крюйсом. Этой же теме посвящена глава в книге таганрогских авторов А. Карпова и В. Когана «Азовский флот и флотилии» (1994).
В связи с 300-летием российского флота появились несколько изданий. Так, в Санкт-Петербурге в 1995 году вышла книга «Адмиралы российского флота. Россия поднимает паруса». В книге впервые собраны воедино малоизвестные современному читателю исторические очерки, воспоминания, рассказывающие о жизни и флотоводческой деятельности адмиралов парусного флота. Здесь можно найти два материала о Крюйсе: послужной список из «Общего морского списка» и «Жизнеописание адмирала Корнелия Ивановича Крюйса» Берха в сокращенном варианте.
В 1995 году опубликованы материалы семинаров, прошедших в Санкт-Петербурге 9 декабря 1994 г. и в Ставангере 16 февраля 1995 г. под названием «Адмирал Корнелиус Крюйс». В докладах освещены темы норвежско-русских связей, личность К. Крюйса, его служба России, дан анализ его корреспонденции и т. д.
2 июня 1998 года в преддверии 300-летия Таганрога в Таганрогской городской библиотеке имени А. П. Чехова прошла презентация книги «Корнелий Крюйс. Адмирал Петра Великого». Книгу выпустил в свет Фонд Корнелиуса Крюйса при участии российских авторов и издателей. Книга издана в Норвегии в 1998 году. Представление книги российской общественности прошло в Москве, Санкт-Петербурге и Таганроге. В числе норвежской делегации в Таганроге был Тургрим Титлестад, ведущий редактор книги, руководитель научно-исследовательского проекта «Корнелиус Крюйс». Несколько экземпляров книги норвежские гости подарили чеховской библиотеке и краеведческому музею. Книга прекрасно издана, содержит редкие фотографии.
В 2000 году в Москве вышла книга Н. В. Скрицкого «Самые знаменитые флотоводцы России». Автор сделал попытку рассмотреть биографии выдающихся российских адмиралов и флотоводцев. В число избранных попали как русские по происхождению моряки, так и прибывшие в Россию из-за границы: Ф. Лефорт, Ф. Головин, Ф. Апраксин, К. Крюйс и другие.
Продолжая публикацию документов, связанных с жизнью и деятельностью великого реформатора России Петра I, Российский государственный архив ВМФ подготовил и в 2003 году издал письма императора к К. Крюйсу. Послания Петра впервые представлены в полном объеме.
В этом же, 2003 году в Санкт-Петербурге вышел самый полный и глубокий на сегодняшний день труд о К. И. Крюйсе. Это книга норвежского историка Т. Титлестада «Царский адмирал Корнелиус Крюйс на службе у Петра Великого». Автор сообщает важные сведения о детских годах Крюйса и многолетней службе в голландском флоте, до сих пор не известные российским исследователям. Книга содержит много весьма интересного и ценного и бесспорно заслуживает внимания читателя.
Российский государственный архив военно-морского флота (РГАВМФ) располагает самым крупным в мире собранием документов о жизни и деятельности адмирала К. Крюйса. Описание значительной части документов представлено в издании «Жизнь и деятельность адмирала Корнелиуса Крюйса (каталог документов РГАВМФ)» (2008).
Следующее издание под названием «Адмирал Корнелий Крюйс: Жизнь и деяния» тоже представляет архивные документы. Это инвентарная опись, которая содержит документы в архиве канцелярии Крюйса и архивные документы, связанные с Крюйсом, в архивах генерал-адмирала Ф. М. Апраксина, отделения военно-морского флота и канцелярии петербургского адмиралтейства. Все эти архивы сохраняются в Российском Государственном Архиве Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге. Авторы: Ханс ван Конингсбругге, Владимир Соболев, Тамара Мазур, Марсель Стутен. Книга вышла в 2009 году в издательстве «Нидерландско-Российский Архивный Центр.
В 2012 году в Санкт-Петербурге издана книга «Протестанты на службе России». Это цикл биографических очерков о наиболее значимых для истории российской культуры и государственности военных, политических, научных деятелей, педагогов и меценатов. На обложку вынесены фамилии Грегори, Крюйса, Лефорта, Миниха, Остермана и других протестантов, для которых Россия стала второй родиной.
И наконец, в 2013 году вышла книга Владимира Виленовича Шигина «Создатели морского устава». К. И. Крюйс в 1698 году по поручению Петра I на основе морских уставов Нидерландов и Дании составил «Правила службы на судах». Они включали 63 артикула (статьи) общих постановлений об обязанностях лиц, служащих на корабле, и установление корабельных порядков. Впоследствии «Артикулы Крюйса» вошли в Морской устав
Петра I, принятый в 1720 году.