|
Видео-лекция А.В. Смирнова «Пристани морского каравана судам быть. Почему Таганрог стал первой военно-морской базой России».
|
Бастионы Таганрога | |
|
Таганрогские бастионы |
|
Видео-лекция А.В. Смирнова «Военно-морская история Азовского моря. Ч. 3 Петровский период». |
|
Видео-лекция А.В. Смирнова «Трагедия Прутского похода 1711 года и судьба Таганрога». Ч.1 |
|
Видео-лекция А.В. Смирнова «Трагедия Прутского похода 1711 года и судьба Таганрога». Ч.2 |
«Мы сюда приехали и сие место,
которое перед десятью годами пустое поле видели,
ныне с помощью Божией изрядный город купно с гаванью обрели...».
Петр I - А. Д. Меньшикову
«Изволь в том, от чего, Боже сохрани, под нынешние часы,
осторожность учинить, как в Азове, так и наипаче в Таган-Рогу,
к обороне того места. Сам, Ваша милость,
сведом, каково туркам Таганрог».
Петр I - И. А. Толстому
«Коротки были дни Таганрога под властью Петра Великого,
но они наложили на чело его печать исторического величия,
они создали ему имя в истории и осветили его блеском славы гениального человека».
П.П. Филевский
«Как не своей рукой пишу... нужно турок удовлетворить...
Таганрог разрушить как можно шире, однако,
не портя фундаменты, ибо может быть бог иначе поворотит».
Петр I - Ф. М. Апраксину
Таганрог зарождался как важнейшая, а в XVII в. единственная база русского военно-морского флота и крупнейшая крепость на юге Российского государства.
Он был основан молодым императором Петром Алексеевичем после его первой военной победы: взятия турецкой крепости Азов (Азак) в результате Второго Азовского похода (1696 г.), в котором решающую роль сыграла первая русская флотилия, осадившая крепость со стороны моря. Сам Петр I в звании капитана принимал участие в осаде на галере.
Через несколько дней после разгрома турок Петр I возглавил экспедицию по ближним приморским местам для будущего устройства первой регулярной военно-морской базы на юге России. 27.07.1696 г. Петр I со своими подвижниками высадился на оконечности мыса Таган-Рог (тюрк. «Приметный мыс») на побережье Азовского моря, который впоследствии и выбрал для устройства первой искусственной гавани для стоянки русского флота и крепости «для бережения пристани морского каравана».
12 (22) сентября 1698 года (официальная дата основания Таганрога) Московский Пушкарский приказ, ведавший строительством крепостей, законодательно закрепляет начало строительства крепости на Азовском море: «Пристани морского каравана судам по осмотру и по чертежу, каков прислан за рукою итальянской земли капитана Матвея Симунта, быть у Таган-Рога, и сделать тое пристань в море на 300 сажен, поперек и землей вышиной как у моря бывает прибыльная вода, чтобы через те сваи морская вода не переходила, а для бережения той пристани на берегу сделать шанец, чтоб в том шанце ратным людям зимовать было мочно...».
Предметом особой заботы Петра I в начальный период строительства в Приазовье были гавань и крепостные сооружения, огромная роль в создании которых принадлежала иностранным инженерам, обладавшим глубокими познаниями и большим практическим опытом в области фортификации. Работы велись на основе личных указаний Петра I, осуществлявшего постоянный контроль.
Проектирование Троицкой крепости Петр I в 1696 году поручил барону Эрнсту Фридриху Боргсдорфу, который был инженером-практиком фортификации, а главным строителем гавани был назначен итальянский капитан Матвей Симонт, который и разработал ее проект.
Барон фон Боргсдорф и Петр I
стояли у истоков строительства не только крепости, но и города, план которого заранее разработан и «задуман как сложный организм, с системой площадей и распределением территории для военных объектов, общественных зданий и жилищ».
В июне 1699 года Петр I увидел небывалые по масштабу строительные работы: «крепостные стены еще не выведены, но берег унизан грозными батареями, под прикрытием которых флот мог стоять защищаемый от ветра искусственными молами».
И в этом же году (1699 г.) с Таганрогского рейда ушла в свой первый поход новорожденная Азовская эскадра.
1 сентября 1699 года в присутствии Петра I было освящено место закладки церкви во имя Святой Троицы, которая дала название городу. В 1700 году он был впервые внесён в список российских городов как Троицк на Таган-Роге, а в дальнейшем за ним закрепилось название – Таганрог.
Подписанный в 1700 году с Турцией Константинопольский договор признавал за Россией права на Азов и новые крепости с прилегающими землями, что давало гарантию на прекращение татарских набегов и отмену выплаты хану ежегодной дани.
Одновременно со строительством гавани и крепости, началось строительство второй линии обороны со стороны суши – «Петровского ретраншемента». По Миусскому полуострову в самой узкой его части были сооружены четыре небольших крепости, которые составили внешнее кольцо укреплений Таганрога. На Беглицкой косе – Павловская крепость. С другой стороны залива – крепость «Черепаха», на месте которой спустя двести лет был построен металлургический завод. Отсюда шла линия обороны до самого Миуса, где на его берегу была возведена Ново-Павловская крепость. В устье Миуса была возведена Семеновская крепость.
В это же время в двух километрах к юго-востоку от мыса на Азовском море был насыпан остров для строительства на нем цитадели – «Черепаха», защищавшей подступы со стороны моря. Это было поручено Симонту под наблюдением Ф.М.Апраксина. Это был первый в России морской форт на искусственном основании, послуживший прообразом будущих морских оборонительных сооружений Кронштадта.
В 1709 году Петр I в последний раз приехал в Таганрог, к этому времени город был уже полностью отстроен. В самой крепости насчитывалось 293 орудия, 40 гаубиц и гарнизон в более чем 7 тысяч человек. Удобная Гавань (площадью 774 тыс. квадратных метров), впервые искусственно построенная в открытом море, поражала даже иностранцев. Гавань прикрывали более 200 орудий и форт на острове Черепаха. Царь остался доволен всем увиденным. В честь окончания строительства гавани и верфи, за особые заслуги Матвей Симонт был награжден золотой медалью с изображением контуров крепости и надписью, что она «дана ему за труды гавана».
В это же время был назначен главным смотрителем работ голландский инженер городового дела Рейнгольт Трузин для продолжения строительства города по чертежу, «каков дан инженеру Крестьяну Руэлю, а достраивать ныне по письмам Эрнста Фридриха».
Троицкая крепость на территории оконечности мыса была огорожена земляным валом высотой около 8 м. и рвом глубиной около 5 м. протяженностью около 3 км. В центре (по оси нынешней улицы Чехова) вал доходил примерно до нынешнего Некрасовского переулка. Боковые стороны ломаными линиями спускались к обрыву, со стороны которого ограды не было. Здесь крутой обрыв представлял собой естественную преграду. В крепостном валу были выстроены мощные оборонительные сооружения: три бастиона, два полубастиона, три равелина, оснащенные пушками и гаубицами. Вдоль вала размещались казематы, пороховые погреба, казармы. Двое крепостных ворот – северные (Московские, Архангельские) и южные (Морские, Никольские) – тщательно охранялись. На случай осады с суши дополнительным препятствием служил сухой ров.
Сам город Троицк на Таган-Роге застраивался согласно утвержденному проекту с самого момента его основания. В городе была сделана радиально-лучевая система расположения улиц, сходившихся к морю. Улицы-лучи переходили за крепостной оградой в подъездные дороги. Они и участки под застройку имели геометрически правильные очертания.
Помимо строительства крепости, гавани и города велась большая работа по благоустройству и озеленению городской и пригородной территории: «Кругом Таганрога насеять желудей для лесу, а также в городе по берегу и по морским пригожим местам посадить ивы… Сеять желуди в Азове и Таганроге, посадить там иву по речным и морским берегам, сеять разные травы и цветы». Так, в 1701 году появилась дубовая роща (роща «Дубки») вблизи урочища Большая Черепаха, непосредственно от оборонительной линии.
К исходу первого десятилетия XVIII века проект застройки Таганрога был осуществлен практически полностью, крепостные и гаванные работы также близились к завершению:
«Мы сюда приехали и сие место, которое перед десятью годами пустое поле видели, ныне с помощью Божией изрядный город купно с гаванью обрели...».
Таганрог с 1699 по 1711 гг. с честью выполнял роль стража южной границы России. Турецкое правительство чрезвычайно болезненно реагировало на свободное плавание русских судов по Азовскому морю и всячески препятствовало этому. В ноябре 1710 г. Турция, объявила войну России, в результате которой русские войска потерпели поражение. 12 июля 1711 года был заключен Прутский мирный договор, по которому Россия обязалась не содержать флот на Азовском море и разрушить Таганрог полностью.
«Как не своей рукой пишу, – сообщал Петр I адмиралу Ф. Апраксину 19 сентября 1711 года, – нужно турок удовлетворить…Таганрог разрушить как можно шире, однако, не портя фундаменты, ибо может быть бог иначе поворотит».
И уже 10 февраля 1712 года Таганрог был уничтожен: до основания разрушены все наземные постройки крепости, ликвидирован флот и оставлено Приазовье.
Известно, что вплоть до самой смерти Петра не покидала мысль о возврате Таганрога, однако этим планам не суждено было осуществиться.
Только при Екатерине II, преодолев огромные трудности, русские вернули и восстановили Азов и Таганрог.
В городе много памятников, достопримечательностей и исторических мест, связанных с Петром I и его эпохой.
В первую очередь имя Петра I нашло свое отражение в городской топонимике:
– одна из центральных улиц носит имя улица Петровская
– существовала Петровская площадь (ныне – Октябрьская площадь)
Большинство находятся в исторической части города на территории бывшей Троицкой крепости:
– Флагманский спуск (Спускной, Адмиралтейский, Николаевский, Никольский, Морской). Находится в естественном овраге на южной стороне мыса, по которому, согласно устным преданиям, поднялся Петр I при выборе места для гавани и крепости в 1696 году.
– мемориальная доска «Таганрогский морской порт основан в 1698 г. Петром I» на металлической тумбе с макетом маяка возле ворот Таганрогского морского порта, с которого и начиналась история города.
– мемориальная доска на здании судоремонтного завода (утрачена) «Таганрогский судоремонтный завод основан в 1709 г. Петром I».
– Исторический (Комсомольский, Морской, Воронцовский, Петровский) бульвар и
сквер имени «Петра I»
– памятник Петру I – отцу-основателю г. Таганрога
– памятный знак и указатель «Троицкая крепость на Таган-роге»
– памятный знак на месте разрушенной Троицкой церкви
– информационные указатели – «Троицкая крепость. Артиллерийская батарея» (3 знака)
– информационный указатель «Петровская гавань. Форт Цитадель»
– информационный указатель «Троицкая крепость. Место высадки Петра Первого»
– информационный указатель «Троицкая крепость. Никольские ворота»
– информационный указатель «Троицкая крепость. Архангельские ворота»
– информационный указатель «Второй полу-Бастион Троицкой»
– памятный знак и указатель «Пушка. Третий бастион Троицкой крепости»
– памятный знак «Крепость Черепаха»
– памятник адмиралам, офицерам, матросам Азовской флотилии, строителям первой военно-морской базы России – Таганрога
– мемориальная доска «Церковь построена на месте расположения палатки Петра I / 1696 г. / на Церкви во имя Святого Николая Чудотворца
– «Петровские казармы» (неофициальное название) – фрагмент «общевойсковой ячейки», расположен по адресу переулок Полуротный, 16. Памятник архитектуры, построен в начале XIX века. Относится к Объекты культурного наследия федерального значения
Указ Президента РФ № 176.
Якоря, поднятые в разное время со дна Азовского моря стали памятными знаками петровской эпохи:
– «Адмиралтейский» якорь, найден во время расчистки и углубления гавани в 1860-е годы. Долгое время украшал бульвар (Морской, Приморский, Комсомольский бульвар). В 1930-х был установлен возле входа в таганрогский историко-краеведческий музей, а после войны – увезен и установлен во дворе Областного Краеведческого музея (г. Ростов-на-Дону), где и находится по сей день.
– старинный якорь на площади Морского вокзала, на табличке надпись: «30-летию устройства гавани и города, южными воротами России ставшего. 12 сентября 1998 г. Таганрог».
– «Петровский» якорь, на котором вычеканено: «Деланъ якорь при нижнетуринском заводе 1727 года мастером Иваном Федоровым. Весом 17 пудъ, 34 фунта». Установлен возле учебного корпуса «Е» ТТИ ЮФУ (бывш. ТРТУ).
Некоторые якоря нашли свое пристанище на Аллее якорей
в Приморском парке.
Многие учреждения, организации и предприятия исторически связаны с императором:
– первый в Таганроге городской музей был назван Музеем «Имени Петра Великого» (ныне – Таганрогский Историко-краеведческий музей).
–Таганрогская пожарная команда г. Таганрога именуется «Командой Петра 1- го» (с 6 апреля 1910 года по Высочайшему соизволению императора
Николая II)
– памятная стела кораблю «Благое начало», который во времена Петра I стал первым российским торговым судном на Азовском море и с которого пошла торговля, была установлена на территории Таганрогской таможни в ознаменование 315-летия начала таможенной деятельности в Приазовье и образования таможни.
– бюст императору Петру Великому был установлен в летнем саду Инженерно-технологической академии Южного федерального университета (ИТА ЮФУ) между корпусами «Г» и «Д», в университетском квартале в начале улицы Энгельса и переулка Некрасовского.
– открыт литой бюст Петру I на территории завода «Прибой».
– памятник «Фрегат Петра Великого» установлен на территории «Таганрогского научно-исследовательского института связи».