Cхема: C C C C
Шрифт: A A A
Кернинг: 1 2 3
Изображения

Городъ Таганрогъ

показать меню
МОБУ СОШ № 16
Описание

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №16. Находится по адресу: пл. Мира 6/а. История школы № 16 начинается с 1945 года, когда была открыта вечерняя школа рабочей молодёжи № 3 на основании решения Исполкома Таганрогского городского совета депутатов трудящихся и приказа по Таганрогскому городскому отделу народного образования.

История школы №16 начинается с 1945 году (в статье Львовской Р. Коль цель ясна, то возраст не помеха // Таганрогская правда. – 2005. – 4 февр. – С. 9. приводится дата 5 февраля 1945 года). Вечерняя школа рабочей молодёжи № 3 была открыта на основании решения Исполкома Таганрогского городского совета депутатов трудящихся (протокол № 5, параграф 6 от 01.02.1945 года) и приказа по Таганрогскому городскому отделу народного образования (№ 15 от 07.02.1945г.)
1945 год. Школа рабочей молодежи №3 разместилась в разрушенном войной здании бывшей школы №28 (ныне – МОБУ СОШ № 14) по адресу: пер. Красногвардейский, 9. Был восстановлен только 2-ой этаж. Набран один 7-й класс. В кабинетах не было полов, окна заложены кирпичом, нет света, на класс всего 3 учебника. Ученикам дают талоны на сахар. Преподают учителя из школ № 28 и № 32. Первым директором был Феоктистов Георгий Назарович.
В 1951 году под руководством директора Н.П.Шумейко школа из семилетней стала средней. Были открыты филиалы в школе №26 (позже стала школа рабочей молодежи №4) и в здании пионерского лагеря (бараки у завода п/я 19, сейчас ТАНТК им. Г.М. Бериева). Директор школы Шумейко Николай Петрович (с 1950 по 1951 год).
В 1963 году состоялось открытие 2-х летней школы мастеров, затем классов мастеров с обучением по двум специальностям: холодная обработка металлов и планово-диспетчерская служба. Окончательное определение школы, как школы Комбайнового завода.
Школа неоднократно принимала участие в выставках ВДНХ. Директор школы Колесниченко Лидия Леонидовна (с 1958 по 1973 год).
В 1968-1969 гг. по предложению Областного отдела народного образования (в числе 40 школ РСФСР) в школе открываются профильные классы гуманитарного и физико-математического направления. Количественный состав учеников – 1000 человек, самый большой за всю историю школы.
Областной отдел народного образования на базе школы создает Таганрогский куст методической работы, включающий вечерние школы Неклиновского, Матвеево-Курганского, Мясниковского районов. Руководитель – директор вечерней средней общеобразовательной школы №3 (ВСОШ №3) г. Таганрога Колесниченко Лидия Леонидовна.
Школа неоднократно участвовала в Международных, Всесоюзных, а позже, Всероссийских конференциях, научно-практических семинарах, форумах и круглых столах, конкурсах и проектах, образовательных и в том числе профориентационных, президентских программах и грантах, городских и областных этапах Всероссийских олимпиад; в разные годы Приказами Министерства общего и профессионального образования Ростовской области школе был присвоен статус областной инновационной площадки (в 2010, 2013, 2016 и 2019 годах).
В разные годы педагоги школы получали заслуженные награды, принимая активное участие в мероприятиях различного уровня.
Директор школы Смирнова Галина Ивановна (с 1973 по 2001 год).
В 1981 году началась экспериментальная работа под руководством научно-исследовательского института общего образования взрослых Академии педагогических наук. Суть эксперимента – ведение циклового обучения, учет психологических особенностей взрослых обучающихся. В ходе эксперимента использовались очная и заочная формы обучения. Апробировалась работа по учебному плану: школа + ПТУ.
Школа имела филиалы:
• цех №21, Таганрогского Комбайнового завода (оснащение кабинетов в соответствии с требованиями к уровню кабинета средней школы);
• автохозяйства № 3, 4;
• 2 воинских части;
• завод «Прибой»;
• завод «Прессмаш»;
• общежитие для спецконтингента Комбайнового завода;
• мясокомбинат;
• цех завода им. Димитрова;
• общежития ТКЗ на Русском поле (ул. Чехова, ул. Кузнечная);
• классы незрячих и слабовидящих (2 филиала: промкомбинат и лекционный зал на ул. Александровской);
• ТПУ №20.
В 1981 году школа переехала в самостоятельное здание по адресу: ул. Инструментальная, 40А. В этом помог таганрогский комбайновый завод (директор – Н. В. Лутай), который курировал школу.
В период массового закрытия в Таганроге вечерних школ ВСОШ №3 продолжает работать.
С 1991-1995 гг. на базе школы работала экспериментальная площадка Государственной системы социальной помощи семье и детству под руководством президента консорциума «Социальная защита семьи и детства», доктора психологических наук, профессора С.А. Беличевой (г. Москва).
В 1992 году путём реорганизации вечерней средней общеобразовательной школы №3 и межшкольного учебно-производственного комбината №3 была создана средняя школа № 16 – Центр социально-педагогической реабилитации и коррекции с классами работающей молодёжи (постановление Главы Администрации г. Таганрога от 18.11.1992 г. № 2336, приказ по Городскому отделу народного образования от 20.11.1992г. № 3211а). Располагалась средняя школа № 16 по адресу: пл. Мира, 6-а. Филиал вечернего обучения находился на улице Инструментальной, 40-А. Школа была основана на базе учебно-производственного комбината с хорошо оснащенными производственными мастерскими. В средней школе № 16 остались работать педагоги вечерней школы, которые к тому времени имели большой опыт работы с проблемными обучающимися.
В 1992 году на базе школы №16 была создана медико-социально-педагогическая служба. Министерство образования РФ организовало проведение в школе № 16 выездной сессии научно-исследовательского комитета по теме: «Государственная система социальной помощи семье и детству».
А уже в 1994-1998 гг. Центр социально-педагогической реабилитации – школа №16 становится членом Российской Ассоциации «Педагогическая реабилитация детей и подростков», участвует в конференциях.
В апреле 2001 года Центр социально-педагогической реабилитации – школа №16 получил статус муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 16 (МОУСОШ №16).
В 2006 году приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области (№ 2457 от 29.11.2006) школе присвоен статус областной экспериментальной площадки «Социализация учащихся с девиантным поведением в условиях муниципального общеобразовательного учреждения».
С 2006 года педагоги школы №16 ведут образовательную деятельность в «Социальном приюте для детей и подростков г. Таганрога».
В 2008 году к МОУ СОШ №16 присоединилась МОУ ВСОШ № 2 (Постановление Администрации г. Таганрога № 4261 от 20.08.2008).
В 2011 году муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 (МОУ СОШ №16) переименована в муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение среднюю общеобразовательную школу №16 (МОБУ СОШ №16).
В 2012 году по инициативе учителя технологии Г.К. Гусарова, военного в отставке, ветерана боевых действий, поддерживающего тесную связь с Всероссийской общественной организацией ветеранов «Боевое братство», создан школьный Музей боевой и трудовой славы.

В 2016 году МОБУ СОШ №16 города Таганрога становится участником Единого Национального Реестра «Ведущие образовательные учреждения Российской Федерации за 2015 год» (в Реестр внесена запись от 10 марта 2016г.).
С 2022 года школа принимает участие в Федеральном образовательном проекте «Школа Минпросвещения России», благодаря чему по программе модернизации школьных систем образования произведён капитальный ремонт фасада школы и остекление окон стеклопакетами. Учебные кабинеты оснащены современными средствами обучения и воспитания. Оборудована комната – Центр детских инициатив. Введена должность советника директора по воспитанию.
В 2022-2023 учебном году в МОБУ СОШ №16 г. Таганрога функционируют:
• специальные классы для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно, задержкой психического развития (5-9 классы);
• классы очно-заочного обучения (8-11 классы).
В МОБУ СОШ №16 в 5-9-х специальных классах для детей с ЗПР обучаются подростки 11-18 лет, имеющие проблемы в обучении, в общении со сверстниками, родителями. Это дети с задержкой психического развития, которая обусловлена органическими поражениями нервной системы. Некоторые обучающиеся ранее неоднократно оставались на второй год или не посещали школу. Многие ученики демонстрируют девиантное поведение и имеют негативный жизненный опыт:
• состоят на учёте в полиции;
• имеют судимость;
• прибыли из учреждений закрытого типа;
• проживают в приёмных семьях или находятся под опекой и попечительством.
Контингент обучающихся 8-11-х классов очно-заочного обучения представляет собой коллектив, состоящий из работающей молодежи, по каким-либо причинам имеющих длительные перерывы в обучении, которые зачастую также проживают в неблагополучных малообеспеченных семьях и вынуждены работать. Часть обучающихся – это подростки «группы риска», беременные и несовершеннолетние, имеющие детей. Увеличивается количество несовершеннолетних учениц, которые уже будучи беременными попадают к нам в школу, и «малолетних мам».

Сайт школы №16

1945 г.                       Феоктистов Георгий Назарович
1950-1951гг.            Шумейко Николай Петрович
1958-1973гг.            Колесниченко Лидия Леонидовна
1973-2001гг.            Смирнова Галина Ивановна
с 2001
по наст. время        Макареня Наталья Павловна

Курцер Борис Яковлевич

(29. 09.1939 г.)

Член Союза журналистов СССР, писатель

Б.Я. Курцер – член Союза журналистов (СССР) России, лауреат областной журналистской премии им. Н Погодина. С марта 2007-го по апрель 2019 года Борис Яковлевич был председателем городской журналистской организации Ростовского областного отделения Союза журналистов России. Б. Я. Курцер – автор целого ряда книг.


Слуцкий Борис Моисеевич

(04.05.1941, Таганрог)

Член Союза журналистов России, писатель

Главный редактор газет: «Таганрогская правда», «Городская площадь», «Все каналы ТВ в Ростове и Ростовской обл.», «РИО», «Северный регион» и др. периодических изданий на Дону. Руководитель пресс-центра ОАО «Таганрогский комбайновый завод». Лауреат областных и всероссийских творческих конкурсов. С 2015 г. – главный редактор альманаха «Вехи Таганрога».

В 2011 году, руководствуясь Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 г.г.», распоряжением Главы Администрации области (Губернатора) (от 30.08.2011 № 10844/03.1), письмом МО и ПО РО от 08.09.2011 № 11334/03.1 «Рекомендации главам муниципальных образований области по созданию в ОУ области музеев (экспозиций) Боевой и трудовой Славы к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», письмом Управления образования г. Таганрога от 13.09.2011 № 4165 «О создании школьных музеев Боевой и трудовой Славы к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.), в целях дальнейшего развития системы патриотического воспитания обучающихся, привития милосердия и чувства признательности защитникам Отечества, расширения исторических знаний школьников о Великой Отечественной войне, о героических подвигах соотечественников, отвоевавших независимость страны, в МОБУ СОШ № 16 был создан школьный Музей боевой и трудовой славы.
Музей создавался силами коллектива школы, обучающихся и их родителей под руководством директора школы Натальи Павловны Макареня при непосредственном участии музейного педагога Геннадия Константиновича Гусарова – ветерана боевых действий, члена Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство».
В 2011 году было выделено помещение для создания музейной экспозиции, установлены выставочные стеллажи, изготовленные учителем технологии Валерием Павловичем Кириченко. Была организована поисковая работа по сбору фотодокументов, биографических рассказов, личных вещей родственников-участников войн и локальных конфликтов, раритетов времен Великой Отечественной войны и советского периода истории Таганрога. Активное участие в сборе материалов приняли заместитель директора по воспитательной работе Ольга Владимировна Кудрина, заведующая школьной библиотекой Инна Ивановна Бондаренко, учитель математики Лариса Витальевна Мельничук, родители и обучающиеся школы А.Б.Дикий, А.А. Приймак, В.В. Рогозин, А. Шукан и другие.
С 2012 года в школе ведется внеклассная работа в форме кружковой деятельности.
В 2012-2013 учебном году при школьном музее функционировал военно-патриотический кружок «Память» под руководством Геннадия Константиновича Гусарова и историко-поисковый кружок «Поиск» под руководством Ларисы Владимировны Романенко. Обсуждался проект макета военного блиндажа в натуральную величину. В летний период 2013 года силами музейного педагога Геннадия Константиновича Гусарова, учителя технологии Валерия Павловича Кириченко и трудового отряда летнего пришкольного лагеря данный проект был воплощен в жизнь. Активное участие в этой работе приняли обучающиеся 9 «А» класса Дикий Евгений, Кот Владислав, Шевченко Александр, 6 «А» класса Фандеев Виктор, 6 «Б» класса Колесников Евгений, 7 «А» класса Маткава Гурам.
Военный блиндаж в натуральную величину был воссоздан по чертежам и оригинальным военным фотографиям и занял центральное место в музее. В блиндаже имеется струганный армейский стол и деревянная лавка, артиллерийская буссоль, которой измеряют расстояние до цели, небольшая печь-буржуйка, найденная на полях Миус-фронта, а также каска, фляжка и др.
В настоящее время Музей боевой и трудовой славы МОБУ СОШ №16 насчитывает порядка 553 экспонатов, среди которых ведущее место занимают уникальные фотографии военного времени, награды ветеранов Великой Отечественной войны И.Л. Гусарова, Мельничук В.Д. Заритовского И.Г. Авсюк Б.В., личные вещи ветеранов: матросская форма «голландка» И.Н. Приходько, форма сержанта Советской Армии В.А. Ерошенко; подлинники документов: справка о смерти Морозова С.Т., справка о ранении Мельничук В.Д., переписка рядового РККА Полякова Ф.А., хроника Афганской и Чеченской войн. Оформлены экспозиции: «Время – память о Вас» (раритеты Великой Отечественной войны), «Исполняя свой долг» (хроника Афганской и Чеченской войн), «Эхо войны» (осколки снарядов, фрагмент снаряда от реактивного миномета «Катюша», найденные в местах боевых действий, фрагмент фюзеляжа «летающего танка» – «Ил-2» и другие фрагменты, найденные в районе Миус-фронта), «Экспонаты III Рейха». Все материалы систематизированы и подвергнуты учету.
Имеется отдельная экспозиция, посвященная советскому авиаконструктору – Георгию Михайловичу Бериеву (1903-1979), которая началась с пуговицы с адмиральского мундира Бериева, приобретенной на «блошином» рынке. Позже о находке узнала дочь Бериева – Майя Георгиевна и передала в школьный музей множество подлинных вещей – награды генерального конструктора, документы, среди которых есть даже поздравление с днём рождения от самого И. В. Сталина.
Школьный музей является базой для систематической воспитательной работы по сохранению и приобретению обучающимися знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о нашей малой родине. Экспонаты музея хранят память о традициях жизни наших прадедов и способствуют поддержанию традиций, на которых воспитывается нынешнее поколение. Учебные экскурсии, уроки-экскурсии, встречи с ветеранами и участниками войн, школьные конкурсы военно-патриотической направленности, тематические представления, литературно-исторические постановки, Дни памяти, поисковая работа, работа по подготовке экскурсоводов из числа обучающихся школы – все эти мероприятия способствуют формированию личности обучающихся.
В дальнейшей работе школьного музея планируется следующее:

  • расширение экспозиций,
  • продолжение поисковой деятельности;
  • ведение Книги Памяти,
  • создание презентаций по военно-исторической тематике;
  • привлечение подростков «группы риска» к экскурсионной деятельности;
  • развитие системы видео- и аудио- гидов;
  • проведение семинаров, круглых столов, диспутов;
  • работа по обмену опытом с представителями поисковых отрядов других школ города;
  • сотрудничество с государственными музеями и общественными организациями;
  • проведение акции «Война глазами детей».
В школе создана и активно работает система наставничества. Опытные педагоги создают условия для мотивации деятельности подростков в школьном музее, привлекают к работе подростков «группы риска», обучающихся с девиантным поведением с целью профилактики противоправного поведения, формирования нравственных ориентиров. Культурно-просветительская работа в школьном музее позволяет обучающимся из неблагополучных семей, подросткам «группы риска» реализоваться как личность, повысить свою самооценку, почувствовать психологическую комфортность в коллективе.
Школьный музей стал центром воспитательной работы, средством воспитания общественной активности школьников, обеспечивает им создание среды, благоприятной для творческого развития, способствует восстановлению культурных традиций.
В целях повышения эффективности работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, формированию у обучающихся интереса к культуре и истории родного края, сохранению культурного наследия и героического прошлого предков, по развитию творческих способностей и общественной активности в ходе проведения экскурсионной и культурно-просветительской работы на базе Музея боевой и трудовой славы проводятся экскурсии для обучающихся других школ города Таганрога.


Библиография
Текст перед Библиографией
  1. Анечкина, Н. Творить, зажигать и сеять!..: подведены итоги конкурса и присвоены звания «Учитель года-2009» в Таганроге / Анечкина Н. // Новая таганрогская газета. – 2009. – 21 марта. – С. 4

  2. Большинскова, Н. Кипучие будни: о пионерской дружине имени Героя Советского Союза С. Г. Морозова / Н. Большинскова // Таганрогская правда. – 1982. – 16 июля. –   С. 3.

  3. Борисова, В. Воспитание подвигом: о музее боевой и трудовой славы школы №16 / В. Борисова // Таганрогская правда. – 2014. – 16 июля. – С. 4.

  4. Булейко, А. Заслуженный грант: о гранте от фонда «Социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» / А. Булейко // Таганрогская правда. – 2016. – 22-28 апр. – С. 4.

  5. В школах города: учащиеся готовятся к 90-летию со дня рождения В. И. Ленина // Таганрогская правда. – 1960. – 23 марта. – С. 2.

  6. Вахонин, С. Блиндаж, «голландка» и пуговица адмирала: о музее боевой и трудовой славы школы №16 г. / С. Вахонин // Наше время. – 2015. – 31 марта. – С. 3.

  7. Вахонин, С. Победил «Ответственный выбор»: о гранте федерального Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации / С. Вахонин // Наше время. – 2016. – 28 апр. – С. 4.

  8. Вахонин, С. Душа поет: о победителе городского конкурса «Учитель года-2004» преподавателе музыки из школы № 16 О. Ковтуновой / С. Вахонин // Наше время. – 2004. – 21 апр. – С. 2.

  9. Вахонин, С. Салют победы над блиндажом: о музее Войны и труда в школе №16 г.  / С. Вахонин // Новый таганрогский курьер. – 2015. – 18 марта. – С. 4; 5.

  10. Вовк, Е. Все начинается с веры: о преподавании «Основы православной культуры», в школах города / Е. Вовк // Таганрогская правда. – 2010. – 2 марта. – С. 5.

  11. Дворкович, Л. Ребята пришли в гости / Л. Дворкович // Таганрогская правда. – 1960. – 5 мая. – С. 4.

  12. Достижения школы № 16 с 1965 по 2022 год.

  13. Дуденко, К. «Тройка» – проблема № 1 / К. Дуденко // Таганрогская правда. – 1964. – 27 нояб. – С. 2.

  14. Егорова, Е. Таганрогская школа выиграла грант: грант от федерального Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации / Е. Егорова // Молот. – 2016. – 15 апр. – С. 2.

  15. Ермолова, Л. Выпускной вечер / Л. Ермолова // Таганрогская правда. – 1960. – 26 июня. – С. 4.

  16. Каратаева, В. В парикмахеры пойду – пусть меня научат!: об открытии кабинета «Парикмахерское дело» в школе №16 для трудных подростков / В. Каратаева // Таганрогская правда. – 2016. – 9-15 дек. – С. 4.

  17. Каратаева, В. Виват, учителя! / В. Каратаева // Таганрогская правда. – 2004. – 8 апр. – С. 3.

  18. Каратаева, В. Слагаемые учительского счастья: учитель русского языка и литературы школы № 16 О. Г. Гарькавская – победитель конкурса «Учитель года Таганрога-2009» / В. Каратаева // Таганрогская правда. – 2009. – 2-8 окт. – С. 9.

  19. Киричек, М. Центр социально-педагогической реабилитации (МОУ СОШ №16) / М. Киричек // По ладоням твоих площадей: История Таганрога через прошлое и настоящее его площадей. – Таганрог: ООО «Издательство «Лукоморье», 2007. – С. 142-143.

  20. Кравченко, М. Завершился городской конкурс «Учитель года-2004» / М. Кравченко // Вальцовка. – 2004. – 30 апр. – С. 3.

  21. Круг забот родительского комитета: выступление председателя родительского комитета при школе №16 // Таганрогская правда. – 1949. – 27 апр. – С. 3.

  22. Львовская, Р. Коль цель ясна, то возраст не помеха: к 60-летию школы №16, бывшей вечерней школы №3 / Р. Львовская // Таганрогская правда. – 2005. – 4 февр. – С. 9.

  23. Львовская, Р. Школа, в которой оттаивают сердца / Р. Львовская // Таганрогская правда. – 1993. – 23 нояб. – С. 3; 24 нояб. – С. 3.

  24. Львовская, Р. Никогда не говори «никогда», или Как вылечить школой?: о работе школы № 16 / Р. Львовская // Таганрогская правда. – 2008. – 4 окт. – С. 1.

  25. Львовская, Р. Дом, где согреваются сердца: о школе №16, получившей статус школы центра социально-педагогической реабилитации с классами рабочей молодежи  / Р. Львовская // Молот. – 1994. – 12 февр. – С. 5.

  26. Львовская, Р. Для трудных подростков школа – дом родной / Р. Львовская // Таганрогская правда. – 1999. – 6 нояб. – С. 5.

  27. Морозова, О. Пионерский вечер / О. Морозова // Таганрогская правда. – 1960. – 5 мая. – С. 4.

  28. Набоков, О. Сбор дружины юных ленинцев / О. Набоков // Таганрогская правда. – 1960. – 8 окт. – С. 4.

  29. Нестерова, Л. Новый учебный год – в новой школе: о вновь открывшихся и школах после ремонта / Л. Нестерова // Наше время. – 2022. – 9 сент. – С. 6.

  30. Норглик, В. Творения молодых рук / В. Норглик // Таганрогская правда. – 1960. – 5 июня. – С. 2.

  31. О ликвидации третьей смены в школах Таганрога // Таганрогская правда. – 1946. – 27 сент. – С. 2.

  32. Памяти Натальи Владимировны Мокляк: некролог учителю школы №16 // Таганрогская правда. – 2020. – 2 дек. – С. 7.

  33. Передовой санитарный пост: об учащихся школы, вовлеченных в члены общества Красного креста // Таганрогская правда. – 1951. – 27 мая. – С. 3.

  34. Прянишникова, А. Было весело и интересно / А. Прянишникова // Таганрогская правда. – 1960. – 2 апр. – С. 4.

  35. Прянишникова, А. Имени писателя Гайдара / А. Прянишникова // Таганрогская правда. – 1971. – 24 июля. – С. 4.

  36. Прянишникова, А. Шефы помогли / А. Прянишникова // Таганрогская правда. – 1964. – 26 авг. – С. 3.

  37. Раздельное обучение в школах Таганрога: разделение школ на женские и мужские // Таганрогская правда. – 1946. – 14 мая. – С. 2.

  38. Сахновский, А. Реставрация с педагогическим эффектом: о реставрационной мастерской при школе / А. Сахновский // Новый таганрогский курьер. – 2019. – 15 июля. – С. 8.

  39. Светлова, Ю. Лучшие учителя Дона будут бастовать: о лауреате конкурса «Учитель года Дона» – учителе музыки школы №16 О. Ковтуновой / Ю. Светлова // Комсомольская правда. – 2004. – 5 окт. – С. 7.

  40. Сдатчикова, И. Три «зайца» от бывшей «вечерки». В будущем учебном году прекратит свое существование вечерняя (сменная) школа №2. Но она не исчезнет бесследно, а лишь присоединится к средней общеобразовательной школе №16 / И. Сдатчикова // Таганрогская правда. – 2008. – 9 авг. – С. 1.

  41. Слуцкий, Б. Строгая любовь: воспоминания о школе №16 / Б. Слуцкий // Вехи Таганрога. – 2016. – № 65-66. – С. 79-80.

  42. Смирнов, Г. Необычный центр с обыкновенными проблемами: беседа с директором школы №16, имеющей статус Центра социально-педагогической реабилитации / Г. Смирнов // Таганрогская правда. – 1995. – 25 мая. – С. 3.

  43. Стерх, А. Республика ШКИД на площади Мира / А. Стерх // Город. – 1997. – 9 окт. – С. 1-2.

  44. Удовиченко, С. Морозовцы: о пионерской дружине школы №16 имени Героя Советского Союза Семена Морозова / С. Удовиченко // Таганрогская правда. – 1983. – 19 янв. – С. 3.

  45. Шильченко, В. Учитель с большой буквы : об О.Д. Клоковой / В. Шильченко // Таганрогская правда. – 2004. – 5 нояб. – С. 3.

  46. Юные шефы домика Чехова: о помощи учащихся школы №16 в благоустройстве // Таганрогская правда. – 1945. – 27 апр. – С. 4.

  47. Ямпольская, Э. Эти дети – тоже наши: о центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции трудных детей и подростков / Э. Ямпольская // Таганрогская правда. – 2013. – 18-24 янв. – С. 8.

  48. Школьный музей

  49. Борисова, В. Воспитание подвигом: о музее боевой и трудовой славы школы №16 / В. Борисова // Таганрогская правда. – 2014. – 16 июля. – С. 4.
  50. Вахонин, С. Блиндаж, «голландка» и пуговица адмирала: о музее боевой и трудовой славы школы №16 г. / С. Вахонин // Наше время. – 2015. – 31 марта. – С. 3.
  51. Вахонин, С. Салют победы над блиндажом: о музее Войны и труда в школе №16 г. / С. Вахонин // Новый таганрогский курьер. – 2015. – 18 марта. – С. 4; 5. 
  52. Сахновский, А. «Бессмертный полк» с нами круглый год!:  о музее боевой и трудовой славы школы №16 / А. Сахновский // Таганрогская правда. – 2019. – 21-27 июня. – С. 3.
Фотогаллерея