Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа
№ 24 (МОБУ СОШ № 24). Находится по адресу: ул. Дзержинского, 149. Школа основана в 1936 году. За долгие годы в школе появилось много традиций. И одна из них заключается в преемственности поколений. Треть педагогического коллектива – выпускники школы № 24.
Школа была основана в 1936 году. Первым директором школы был Дунаевский Михаил Ефимович. Первый выпуск школы состоялся в 1939 году. В годы войны немцы превратили здание школы в конюшни. После освобождения города школа № 24 работала под руководством Фостиковой Валентины Антоновны, но не в самом здании, а в бараках, которые были напротив школы. Школа в то время была 7-летней.
В 1947 году школу возглавила Яровенко Наталья Николаевна и оставалась ее директором на протяжении 28 лет. 12 сентября 1954 года ученики вновь вернулись в стены своей школы, отремонтированной после войны.
В 1957 году состоялся первый послевоенный выпуск. Это были учащиеся сразу 3-х десятых классов. Интересной жизнью жили ученики тех лет. Это было время пионерии и комсомола, сбора макулатуры и металлолома, побед в предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях и смотрах художественной самодеятельности. В школе ставились пьесы на английском языке, был создан духовой оркестр под руководством Н. Ф. Дьяченко. Участницы вокального ансамбля «Камышинка», руководимого А.К.Зайцевым, были неоднократными победителями областных и городских конкурсов.
С 1975 года директором школы стала Карлова Зинаида Николаевна. Это было время расцвета кабинетной системы обучения. Кабинеты физики, химии, НВП, изучения правил дорожного движения, тир были оформлены и оборудованы по последнему слову того времени. В школе работало 2 лингафонных кабинета.
В 1976 году была сделана пристройка к старому зданию школы, в которой распахнули двери спортивный зал, столовая и новые учебные кабинеты.
С 1982 года, после полета в космос выпускника школы Ю. В. Малышева, был оборудован кабинет космонавтики, оформленный при активном содействии Н. А. Черничкиной. В это время учащиеся школы поддерживают тесные контакты с учащимися Народной Республики Болгарии. Создается кабинет интернациональной дружбы.
В 1986 году возглавила школу ее выпускница Л. Я. Дворцевая.
За долгие годы в школе появилось много традиций. И одна из них заключается в преемственности поколений. Треть педагогического коллектива – выпускники школы № 24. Славу школе приносят ее выпускники, среди которых дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Ю. В. Малышев, Герой Социалистического Труда металлург А. И. Бирюков, Заслуженные учителя Российской Федерации К. А. Куква, З. А. Шубина, Т. В. Глазова.
1943 – 1947 Фостикова Валентина Антоновна
1947 – 1975 Яровенко Наталья Николаевна
1975 – 1986 Карлова Зинаида Николаевна
1986 – 2000 Дворцевая Людмила Яковлевна
2000 –
настоящее время Карлина Оксана Анатольевна
(15.09.1950)
Заслуженный учитель России
Отличник народного просвещения РСФСР. С 1976 года – учитель математики в школе № 24. С 1981 года – завуч школы.
С 1986 по 2000 – директор школы.
Яровенко Наталья Николаевна
13.03.1919 – 16.06.2000)
Заслуженный учитель школы РСФСР
Преподавала историю в школе № 6. Пережила оккупацию. После освобождения города была назначена директором школы № 6.
В 1947 году Н. Яровенко назначили директором средней школы № 24, которой она отдала 28 лет.
Бирюков Анатолий Илларионович
(21.11.1929– 09.04.2012)
Герой Социалистического Труда
Работал на Таганрогском металлургическом заводе с 1943 по 1980 год. Старший вальцовщик. Возглавлял бригаду в листопрокатном цехе. Награжден орденом Ленина, медалями. На фасаде дома, где проживал А. Бирюков, установлена мемориальная доска.
Малышев Юрий Васильевич
(27.08.1941– 10.11.1999)
Дважды Герой Советского Союза (1980, 1984)
Летчик-космонавт СССР. Окончил таганрогскую школу № 24. В дальнейшем, вплоть до 1998, ежегодно приезжал с семьей в Таганрог к матери. В 1985 году Ю. Малышеву присвоено звание «Почетный гражданин города Таганрога». Кавалер двух орденов Ленина и индийского ордена «Ашока Чакра».
Фомина О. Э., учитель географии, 8-951-495-07-48, olenka_fomina_71@mail.ru
Быкова Е.В., учитель русского языка и литературы, 8-928-184-62-61,vip.literatura5@mail.ru
Целью работы является осуществление воспитания, обучения, развития и социализации, уважительного отношения к другим народам и культуре школьников средствами музея.
Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисков, исследовательской деятельности, служить целями совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Цель музейной деятельности формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.
Описание школьного музея
«Наше наследие»
Материалы экспозиции музея размещаются на стендах вовремя проведения экскурсий. Материал музея сохраняется в электронном виде в папках.
Экспозиционная работа «Мир увлечений»:
- «Почтовые открытки разных лет»
- Значки «Космос»
- Календари 20 века – 15 экспонатов.
- Моя родная школа. (Фотоматериалы разных лет)
- Экспозиционная работа «Таганрог – город воинской славы»
- Экспозиционная работа «Освобождение Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков».
В школьном музее в отличие от других музеев превалирует учебно-воспитательное начало, так как его аудиторией являются дети и подростки. Своей экскурсионно-просветительской деятельностью музей позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания.
Профиль нашего школьного музея определяется научной дисциплиной, на основе которой строится его экспозиция – это история, краеведение. Выбор профиля музея был определён конкретными условиями школы, возможностями комплектовать фонды музея подлинниками. Музей нашей школы – это музей комплексного профиля, который создан на базе изучения истории края, истории школы.
Создавая музей, мы учитывали и хронологические рамки музейной экспозиции. Так, например, создавая экспозиции по истории школы, мы опирались на материалы довоенной поры (с момента возникновения школы), создавая материалы об истории города, мы учитывали исторические факты с конца XIX века.
Сбор материалов для школьного музея подчиняется учебно-воспитательным задачам, которые стоят перед нашей школой, а также позволяет решить задачи, связанные с реализацией воспитательной системы школы «Интеграция индивидуальных и коллективных форм работы, ориентированных на саморазвитие и самореализацию обучающихся».
Для того чтобы раскрыть вопрос о музейно-педагогических подходах к созданию музейной экспозиции в музее школы, остановимся подробнее на вопросе, связанном с организацией нашего музея.
Создание любого школьного музея должно проводиться с учётом следующих особенностей:
- начальный период создания музея;
- сбор материалов для школьного музея;
- создание основного и вспомогательного фондов музея;
- ведение учёта фондов;
- хранение фондов;
- проведение экспозиционной работы (создание выставок собранных материалов);
- организация и проведение учебной и внеклассной работы в школьном музее.
В нашей школе музей был создан год назад по инициативе педагогов и членов школьного органа самоуправления – совета старшеклассников. Мысль о создании музея стала достоянием всего коллектива. Необходимо было направить усилия в воспитательном процессе на героико-патриотическое воспитание подростков, которое является главным направлением в воспитательной системе нашей школы. Кроме этого, в школе работает большое количество педагогов, которые являются выпускниками нашей школы и могут оказать посильную помощь в сборе материалов для экспозиций, как по истории школы, так и по истории города.
Открытию музея предшествовала интересная поисковая работа, которая уже сама по себе является активной формой героико-патриотического воспитания школьников. Сбор материалов в нашей школе проводился различными способами: повесили объявление – обращение ко всем школьникам с просьбой приносить в музей «старинные вещи», фотографии прошлых лет; обратились к родительской общественности школы, к выпускникам школы с просьбой приносить фотографии школьных лет, предметы из школьной жизни.
В течение уже первого года существования нашего музея ребята систематически занимались сбором материалов для школьного музея. Одни из них собирали предметы, характеризующие жизнь и быт людей нашего края: предметы домашнего обихода, одежду, орудия труда, другие собирали материалы по истории района, края, третьи – документы, воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, четвёртые – экспонаты и материалы по истории школы.
Много материалов собрано в нашем музее по истории школы: об учителях, учениках, о ветеранах педагогического труда, о выпускниках школы.
Приступая к сбору материалов по истории школы, прежде всего, мы наметили, по каким основным вопросам истории школы будет проводиться сбор. В экспозиции есть такие разделы:
Первый раздел экспозиции– «Организация школы», который включает:
- фотографии здания школы в первые годы её существования;
- фотографии первых учителей, учащихся.
- учебные занятия – фотографии учителей, учеников, учебники, дневники, классные журналы, тетради, наглядные пособия, изготовленные учениками;
- фотоматериалы.
Первый раздел – «Освобождение Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков», который включает:
- фотоматериалы;
- сведения о героях-подпольщиках.