11 января 1971 года прозвенел первый звонок в школе № 22. В новое учебное заведение пришли 1300 девочек и мальчиков, сейчас их гораздо больше. Школа расположена на ул. Кирова, 2 и обслуживает большой густонаселенный район. Здесь созданы комфортные условия для реализации качественного процесса обучения.
Принимала школу, достраивала и оснащала партами, досками, учебниками, т. е. всем тем, что необходимо для учебного процесса, первый директор – Иконникова Александра Гавриловна. Главной задачей директора было – подобрать и сформировать педагогический коллектив школы. И надо сказать, что ей это удалось. В школе начали работать самые талантливые педагоги. Часть детей пришла из других школ со своими классными руководителями.
В 1972 году школа провожала своих первых выпускников, детей, которые перешли из школы № 31. Классным руководителем была Осипова Елена Ивановна.
Своё детище – школу, Александра Гавриловна в 1972 году передала в надёжные мужские руки – Данилевскому Юрию Анатольевичу, ветерану Великой Отечественной войны, отличнику просвещения, учителю истории. В эти годы шло становление школы № 22, закладывались традиции. Школа была самой большой в городе, здесь обучалось до 2200 учеников, было 57 классов по 40-45 учеников в классе, в параллелях были классы «ж».
Все ученики начальной школы были октябрятами. Интересная была жизнь у младших школьников: соревнования между октябрятскими звёздочками, конкурсы, парады октябрятских войск, праздники, спортивные соревнования.
В 3 классе принимали в пионеры. Пионерская дружина школы носила имя Павла Степановича Кутахова, маршала авиации, нашего земляка. Дружина школы была правофланговой, т.е. занимала первые места в районных и городских соревнованиях. На сборе дружины школы избирали Совет дружины, куда входили самые уважаемые и достойные пионеры. Помогали Совету дружины старшие пионерские вожатые. Первой вожатой дружины была Никулишина Любовь Семёновна – учитель русского языка и литературы. Много дел и забот было у юных пионеров: шефство над ветеранами Великой Отечественной войны и людьми, нуждающимися в помощи; поисковая работа: записывали воспоминания ветеранов войны, делали паспорта улиц, носящих имена героев Великой Отечественной войны и героев таганрогского подполья, переписывались и встречались с П. С. Кутаховым и его родственниками. Вся эта работа нашла отражение в школьном музее авиации.
Вдохновителем и организатором всей этой работы был полковник, ветеран Великой Отечественной войны, военный руководитель школы – Я. К. Таран. Яков Кондратьевич убежал на фронт мальчишкой, стал сыном полка, разделил вмести с взрослыми людьми вся тяготы войны. В нашу школу пришёл работать в 1971 году. Сколько поколений учеников воспитал этот человек! Сколько мальчишек избрали для себя профессию военного!
Любимыми военно-патриотическими играми для многих поколений учеников были «Зарница» (для пионеров) и «Орлёнок» (для старшеклассников). Они включали несколько этапов: это смотр строя и песни, спортивные соревнования, ориентирование на местности, медицинская подготовка, оказание первой медицинской помощи, стрельба из пневматических винтовок.
В 14 лет лучших пионеров принимали в ВЛКСМ. Комсомольская организация школы была самой большой в городе, и руководил ею освобождённый комсорг. Классным коллективом, но теперь это называлось – комсомольская ячейка, руководил комсорг класса, а в школе – комитет комсомола.
Дети взрослели, дела становились серьёзными, требования росли. Каждый комсомолец отчитывался о своих успехах в ходе Ленинского зачёта, а отчитываться было о чём: шефство над младшими школьниками, организация экскурсий в музее авиации и Ленинском зале, сборы макулатуры и металлолома. Каждый ученик школы должен был в год сдать 25 килограммов макулатуры, а школа 22-25 тонн в учебный год. Лучших пионеров награждали путёвкой во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек», а комсомольцев – во Всероссийский лагерь «Орлёнок».
Школа № 22 была одной из первых в стране, где появился ученический комитет – учком, так ребята называли эту организацию. Председатель учкома был очень важным человеком в школе, его приглашали даже на заседание педагогического коллектива. Организация дежурства в школе, уборка территории, санитарное состояние кабинетов, успеваемость в классе, организация предметных вечеров – вот то немногое, чем занимался ученический комитет.
Все ученики, а особенно старшеклассники, ждали пятую трудовую четверть. Во время летних каникул ребята не только принимали участие в ремонте школы, работали на пришкольном участке и приводили в порядок улицы и скверы нашего города, но и выезжали в колхозы области. Вот это было самое счастливое время! На целый месяц класс становился трудовым отрядом, а родители наконец-то отдыхали от своих чад. В это время школьники не только оказывали помощь колхозам, но и весело проводили время: смотры художественной самодеятельности, спортивные соревнования, костры, дискотеки.
В школе всегда было интересно и весело. Традицией стало проведение смотров художественной самодеятельности, литературно-музыкальных композиций, конкурсов агитбригад, чтецов. Работали студии народного и эстрадного танцев. Хор, которым руководила Н. К. Бурцева, на протяжении многих лет побеждал в конкурсе хоровых коллективов.
По инициативе Мурашова Константина Михайловича и при поддержке директора Данилевского Юрия Анатольевича в 1979 году в школе был создан ВИА «Школяры», а девушки организовали ВИА «Девчата».
В сентябре проходило торжественное открытие школьной спартакиады и в течение всего учебного года проходили соревнования между классами по различным видам спорта, сдача норм ГТО.
Самыми любимыми и долгожданными мероприятиями были загородные походы и туристические слёты в Алексеевском лесу. А лучшие туристы под руководством учителя физкультуры Павлова Семёна Андреевича отправлялись в многодневные походы по Ростов-ской области, в Архыз, ездили кататься на лыжах в Карелию и под Воронеж.
Ежегодно на каждых школьных каникулах от трех до пяти групп при финансовой поддержке шефов совершали поездки в разные города страны: Москву, Ленинград, Минск, Воронеж, Вильнюс, Волгоград.
В 1984 году школу возглавила новый директор Шальных Галина Петровна. Под её руководством школа вступила в полосу экспериментов и инноваций. Были открыты педагогический и спортивные классы, начался эксперимент по обучению детей с 6 лет. На базе школы работала экспериментальная площадка по программам Давыдова и Занкова, Шаталова, апробировали новые учебники и программы. Продолжилось оформление учебных кабинетов, были заново оформлены Ленинский зал и зал военной славы. Учащиеся старшей школы могли подготовиться к экзаменам в институт, занимаясь по 12 варианту учебных программ, что предполагало выбор профильных приоритетных учебных предметов. Это было время интереснейших тематических вечеров для старшеклассников, конкурсов агитбригад и художественной самодеятельности. В школе появился первый компьютерный класс, укомплектованный вызывающими сейчас улыбку «Правцами».
С 1996 года школой руководила Писаренко Людмила Алексеевна. Школа продолжала старые традиции и давала жизнь новым. Традиционными стали праздники посвящения в первоклассники, пятиклассники, десятиклассники, дни ученического самоуправления, коммунарские сборы, участие в городских клубах «Патриот» и «Гражданин», «Дебаты». В 2010-2011 учебном году вышла школьная газета «Гоша», выходит журнал «Литературный медиа-мир».
В 2011 году школу возглавила Фролова Галина Анатольевна. Вначале Г. Фролова работала в школе № 22 секретарём комсомольской организации, затем учителем, потом завучем. Галина Анатольевна поддерживала школьные традиции и занималась нововведениями, понимая, насколько это важно для развития учебного заведения. Выпускники школы демонстрировали результаты ЕГЭ и ГИА выше, чем в среднем по городу, что убедительно свидетельствовало об уровне мастерства педагогов, об их неустанном поиске, о преданности профессии. Учащиеся школы вновь становились призёрами олимпиад, побеждали во всевозможных творческих и интеллектуальных конкурсах. Продолжали радовать спортивные достижения ребят.
За истекшие годы в школе появились два приоритетных направления в работе: организация научной деятельности учащихся и система работы с одарёнными детьми. Традиционно все победы школьников и учителей были озвучены на ежегодном итоговом фестивале «Формула успеха».
В 2012 году на должность директора школы была назначена Оськина Раиса Васильевна. С приходом нового директора состав педагогического коллектива значительно обновился. В школу пришли молодые педагоги. Одним из приоритетных направлений работы школы становится «Модернизация образования». Для реализации данного проекта школа получила специальное оборудование: систему проведения видеоконференций, 16 моноблоков для компьютерного класса и спортивный инвентарь.
В период с 2013 по 2016 год работой коллектива школы № 22 руководил Ананьев Александр Александрович. Возглавив школьный коллектив в августе 2013 года, Александр Александрович видел главной своей задачей сохранение традиций школы, создание комфортных условий для реализации качественного процесса обучения. По его инициативе в школе стартовал новый проект «Школьное телевидение». Возобновилась интернациональная работа и работа школьного музея. Обновились школьные коридоры. Школа заиграла новыми красками. Ученики по-прежнему побеждали в городских и областных предметных олимпиадах, активно участвовали во всероссийских конкурсах-играх «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «КИТ», «Британский бульдог».
В настоящее время коллектив школы № 22 возглавляет Чемес Оксана Евгеньевна.
1972 - 1984 Данилевский Юрий Анатольевич
1984 - 1996 Шальных Галина Петровна
1996 - 2011 Писаренко Людмила Алексеевна
2011 - 2012 Фролова Галина Анатольевна
2012 - 2013 Оськина Раиса Васильевна
2013 - 2016 Ананьев Александр Александрович
2017 –
по настоящее время Чемес Оксана Евгеньевна
(1942)
Заслуженный учитель школы РСФСР
В 1966-1974 и в 1978-1989 гг. преподавала в школах Таганрога. Одновременно в 1989-1998 годы являлась заведующей научно-методическим центром при городском управлении образования. Отличник народного просвещения, отличник образования СССР, учитель высшей категории.
(1971)
Председатель городской Думы – Глава Таганрога
Философ, юрист, доктор философских наук, профессор. С 1998 года преподавала в ТРТУ (ТТИ ЮФУ, ИТА ЮФУ). Депутат Городской Думы г. Таганрога VI-VII созывов. С 14 октября 2016 года – Председатель городской Думы – Глава Таганрога.
Фатеев Андрей Евгеньевич
(1980)
Глава администрации г. Таганрога
Кандидат филологических наук. Работал в управлении образования г. Таганрога (2004-2010); в Таганрогском институте имени
А. П. Чехова (2010-2014); областном министерстве образования (2014-2023). С 2022 года министр образования Ростовской области. С 4 мая 2023 года – глава администрации г. Таганрога.