Cхема: C C C C
Шрифт: A A A
Кернинг: 1 2 3
Изображения

Городъ Таганрогъ

показать меню
Чайка
Описание

«Чайка» была первым произведением Антона Павловича Чехова, поставленным на сцене таганрогского театра. Это событие состоялось в 1896 году. С тех пор пьеса неоднократно ставилась таганрогскими режиссерами и даже южно-корейским режиссером Кан Те Сика. Кроме того, таганрожцы имели возможность увидеть пьесу А. П. Чехова в постановке российских и зарубежных театров в рамках Международных чеховских театральных фестивалей.

Постановки Таганрогского театра имени А. П. Чехова

«Чайка» на сцене дореволюционного таганрогского театра.

«Чайка» была первым произведением Антона Павловича Чехова, поставленным на сцене таганрогского театра. Это событие состоялось в ноябре 1896 года. Постановка имела исключительный успех.
За месяц до этого, 17 октября премьера пьесы прошла на сцене петербургского Александринского театра. Провал был жестоким, несмотря на то, что в спектакле были заняты лучшие артисты театра, в том числе В. Ф. Комиссаржевская, игравшая Нину Заречную. Это потрясло Чехова. «Пьеса шлепнулась и провалилась с треском. В театре было тяжелое напряжение недоумения и позора. Актеры играли гнусно, глупо. Отсюда мораль: не следует писать пьес», – с горечью скажет Чехов брату Михаилу Павловичу.
Тем удивительнее и приятнее было сообщение двоюродного брата писателя Г. М. Чехова о постановке пьесы в таганрогском театре. Антон Павлович в письме к общественному деятелю, будущему главе города П. Ф. Иорданову, с кем находился в постоянной переписке, спрашивает: «В Таганроге играли мою «Чайку»? Но откуда они взяли ее? Ведь она еще нигде не напечатана и появится в свет лишь 15 декабря в «Русской мысли». Был у меня только один экземпляр, который я послал в Киев, где пьеса имела большой успех. По какому же экземпляру играли в Таганроге? Воображаю, как и что они играли!»
П. Ф. Иорданов в письме от 12 декабря 1896 года отвечает: «Вашу «Чайку» играли в Таганроге очень хорошо и с большим успехом. Не понравилась она только одному прогоревшему в прошлом году таганрогскому антрепренеру, ныне заведующему редакцией «Таганрогского вестника» и пишущему фельетоны под псевдонимом «доктор Штокман». Я думаю, что он остался ею недовольным только потому, что она дала полный сбор, а сердце прогоревшего антрепренера не может переварить такого успеха нынешней антрепризы. Шла Ваша «Чайка» с очень хорошим ансамблем. Большой успех имела она и в Ростове, и в Новочеркасске. Играли ее по экземпляру, выписанному из театрального отдела «Новостей».
Георгий Митрофанович Чехов на такой же вопрос писателя ответил: «По газетам видно, что «Чайка» в Таганроге, Ростове и Новочеркасске прошла с большим успехом, так что роль Нины Заречной выдвинула премьершу таганрогской труппы Синельникову».
А спустя несколько лет, когда пьеса триумфально шла в Москве, Антон Павлович не забыл об успехе «Чайки» на сцене таганрогского театра. Он писал П. Ф. Иорданову:
«В Москве для меня играли мою «Чайку» в Художественном театре. Постановка изумительная. Если хотите, я буду настаивать, чтобы Художественный театр побывал в Таганроге...» (1899).

«Чайка» на праздновании 75-летия со дня рождения А. П. Чехова (1935 г.)

В следующий раз таганрожцам суждено было увидеть «Чайку» через 39 лет, и то не полностью. В 1935 году вся страна, и Таганрог в том числе, широко отмечала 75-летие со дня рождения А. П. Чехова. В ознаменование этой даты в город, где родился и провел детские годы писатель, артисты МХАТ, первые исполнители главных ролей привезли пьесу «Дядя Ваня». 27 и 30 мая в городском театре с колоссальным успехом прошли спектакли с участием О. Л. Книппер-Чеховой, А. Л. Вишневского, А. К. Тарасовой, И. М. Москвина. А вечером 28 мая в театре состоялся большой концерт. Он был открыт третьим актом «Чайки». Кроме того читались отрывки из «Дяди Вани» и рассказы Чехова «Шуточка» и «Злой мальчик».

«Чайка» в постановке С. С. Лаврова (1954 г.)

Прошло еще почти 20 лет. В культурной жизни Таганрога произошло замечательное событие. В конце войны, в 1944 году в наш незадолго до этого освобожденный от фашистских захватчиков город прибыли молодые талантливые выпускники Московского государственного театрального института им. А. В. Луначарского. В 1945 году были поставлены «Три сестры», в 1946-м – «Иванов», в 1950-м – Вишневый сад», а в 1954-м – «Чайка».
Режиссер-постановщик – Сергей Сергеевич Лавров, художник-постановщик – Александр Васильевич Устинов.
Премьера состоялась 15 июля 1954 года после торжественного заседания, посвящен-ного 50-летию со дня смерти А. П. Чехова.
В статье «Дела и дни таганрогского театра», опубликованной в журнале «Дон» (1958. № 4. С. 183-189), главный режиссер театра С. С. Лавров писал:
«В разные годы с неизменным успехом шли на сцене нашего театра «Иванов», «Вишневый сад» и «Чайка».
Остановимся, в частности, на «Чайке». С убеждающим искусством играла Л. Антонюк в этом спектакле роль Нины Заречной: и тогда, когда это – наивная провинциальная девушка, мечтающая о славе, и тогда, когда перед нами предстала женщина, переживающая тяжелую личную драму и упорным трудом добивающаяся победы в искусстве. В равной мере убедительно были показаны в образе Аркадиной (3. Рутковская) избалованность успехом, самовлюбленность, наивная эгоистичность, мелочность, жадность и последнее чувство стареющей женщины – все противоречивые черты, причудливо смешанные в этом характере. Человечно, трогательно был нарисован В. Волковым образ безвольного добродушного неудачника Сорина, запомнилась надевшая на себя «траур по своей жизни» Маша (А. Штынова), придавленный вечной бедностью учитель Медведенко (А. Бочаров). Много яркого и интересного было в работах А. Глазырина (Тригорин), П. Будяка (Треплев), С. Стремоусова (Шамраев). О. Воробьевой (жена Шамраева). По отзывам критики, весь строй чеховских образов, воссозданных психологически тонко, с большим тактом и любовью, точно соответствовал глубине замысла автора. Способствовало успеху спектакля и удачное его оформление – пейзажи, выполненные художником Устиновым в левитановских тонах».

«Чайка» в постановке В. С. Цесляка (1976 г.)

Следующую постановку самой сложной пьесы А. П. Чехова осуществили главный режиссер театра заслуженный деятель искусств РСФСР Владимир Станиславович Цесляк и художник Николай Николаевич Ливада. Премьера спектакля состоялась 16 мая 1976 года.
Зрители дали высокую оценку мастерству ведущих артистов театра В. Т. Гармашова (Сорин), А. М. Ионова (Дорн), Н. Н. Ергаковой (Маша), М. М. Плышевской (Полина Андреевна), тепло встретили молодых артистов, для которых «Чайка» стала дебютом на прославленной сцене, – Е. И. Хакало (Нина Заречная), В. А. Назарова (Треплев).
Но критика не приняла новаторских концепций режиссера, поэтому, когда в связи со 150-летним юбилеем театра таганрогскую труппу пригласили на гастроли в Москву, для постановки юбилейного спектакля пригласили главного режиссера театра Моссовета П. О. Хомского и главного режиссера Ростовского ТЮЗа Ю. И. Еремина. Для показа была выбрана пьеса А. П. Чехова «Дядя Ваня».

«Чайка» в постановке А. Г. Урбановича (1989 г.)

Таганрогский зритель прекрасно знал режиссера Александра Григорьевича Урбановича по двум замечательным постановкам. Это спектакль «Высшая мера» по пьесе В. Арро в 1983 году и «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову в 1988-м. Оба спектакля имели потрясающий успех, о них говорили, спорили, обсуждали.
В 1989 году Александр Урбанович в тандеме с художником-постановщиком Николаем Ливадой поставили чеховскую «Чайку». Премьера состоялась 10 декабря 1989 года. В главных ролях были заняты актеры И. В. Гриценко (Аркадина), В. Ф. Егельский (Тригорин), В. В. Бабаев (Дорн), И. Г. Подымахин и С. М. Избаш (Треплев), И. В. Сафронова (Нина Заречная). И снова о спектакле сложилось неоднозначное мнение, снова критики ломали копья, обсуждали и спорили. Покинув таганрогский театр осенью 1990 года, режиссер А. Урбанович прославился своими оригинальными работами на российской и зарубежной сцене.

«Лишний человек» в постановке корейского режиссера Кан Те Сика (2014 г.)

30 марта 2014 года в театре имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля «Лишний человек», театральная фантазия по пьесе А. П. Чехова «Чайка». Режиссер – Кан Те Сик из Южной Кореи.
До этого в 2013 году на фестиваль «На родине Чехова» сеульский театр «Че» привозил свою постановку «Чайки». Мистер Кан предложил поставить «Чайку» с таганрогскими артистами. Театр предложение принял.
Таганрогский «Лишний человек» радикально отличается от той, что приезжала из Сеула.
Можно только догадаться, как сложно было актерам: и языковой барьер имел место, и иная ментальность, и незнакомое доселе воззрения на театральное искусство. Но к общему знаменателю пришли, результатам чего стал весьма необычный спектакль. Что же увидели на премьере зрители?
Удивляет, прежде всего, световое решение спектакля, ну никак в привычном представлении не свойственное классическому прочтению чеховских пьес. Световая партитура с какими-то просто обжигающими синими и красными подсветками аккомпанирует страстям, кипящим на сцене (сценография Марии Тепляшовой-Белогорцевой), являясь нематериальной метафорой чеховских «100 пудов любви» (так сам автор определял происходящее в своей пьесе).
Само действие «Чайки» перенесено в наше время, при этом щадящее и аккуратно сокращен текст, при полном сохранении всех характеров и сюжетных линий.
И к величайшему удивлению многих зрителей выясняется, что «Чайка» не только классическая, но и очень современная, более того – актуальная пьеса: и в наше время страдают от неразделенной любви, и в наше время есть место зависти и жадности. И в наше время таланту, увы, не всегда можно пробиться.

Постановки других театров на таганрогской сцене

«Чайка» в постановке японского театра «Токио Энтеги Ансамбл» (1993 г.)

В 1990 году руководство театром имени А. П. Чехова возглавил Владимир Георгиевич Федоровский. Он стал инициатором и организатором нескольких крупных театральных акций. Среди них – 1 Международный Чеховский фестиваль «На родине А. П. Чехова», который состоялся в мае 1993 года.
Среди других театров выделим японский театр «Токио Энтеги Ансамбл», который привез на фестиваль чеховскую «Чайку».
Спектакль был поставлен замечательным японским режиссером Цунетосси Хироватари, который просто обожал драматургию Чехова и «Чайку» ставил не однажды, всякий раз находя в пьесе новую глубину, новые темы и чувства. Для него и для японских артистов было счастьем сыграть свой спектакль в знаменитом чеховском театре. В техническом плане спектакль был слегка изменен, оказалось невозможным привезти оригинальную конструкцию, где текла вода и плавали серебряные грецкие орехи. Так символически выглядел главный мотив спектакля – безвозвратно уходящее Время.
Далеко от нас Япония, но даже такие расстояния исчезают, когда видишь актеров «Токио Энтеги Ансамбла», в игре которых – чеховская жажда прекрасной жизни для всех на земле: любви и вдохновенного искусства. Таковы в спектакле «Чайка» Треплев (Цукихара Ютака) и Дорн (Цукамото Нобуо). Живет эта жажда подспудно и в Аркадиной (Сига Савако) и Тригорине (Ириэ Ёсукэ). Спектакль шел на японском языке.

Три «Чайки» на 6-м Международном Чеховском фестивале в Таганроге.

В мае и ноябре 2009 года в два этапа Таганрог принимал 6 Международный Чеховский фестиваль «На родине А. П. Чехова». Если говорить образно, то в этот раз к Азовскому морю слетелись целых три «Чайки».
Первую «Чайку» представил Республиканский театр белорусской драматургии из Минска. Спектакль шел на белорусском языке. Изюминка заключалась в том, что действие происходит не в стенах театра, а на природе. «Идея спектакля на природе подсказана самим Чеховым. Все же в «Чайке» действие происходит непосредственно в усадьбе. К тому же один из героев произведения свою пьесу также ставил в природных условиях», – считает режиссер Валерий Анисенко. На родине он произвел настоящий переполох.
В Таганроге этот удивительный спектакль планировали показать на площадке возле Домика Чехова. К сожалению, из-за капризной дождливой погоды не удалось осуществить задуманное. Но и на театральной сцене великолепная игра актеров произвела должное впечатление, а с пониманием языка проблем вообще не возникло.
Вторая «Чайка» прилетела из Москвы. В фестивале принял участие Театр-студия «Откровение». Это один из самых молодых столичных театральных коллективов, который «вырос» из самодеятельной театральной студии при Центре культуры «Меридиан». «Откровение» – название не случайное. В основе деятельности коллектива лежит откровенное, исповедальное общение со зрителем по поводу всех волнующих современного человека вопросов. Таганрожцев молодые актеры пригласили на спектакль-размышление о таланте, счастье, любви, признании. Словом, обо всем, что волновало и волнует людей и в чеховские времена, и сейчас. Спектакль получил Диплом фестиваля.
Ставропольский театр драмы имени М. Ю. Лермонтова показал фантазию под названием «Пять пудов любви». Режиссер Сергей Филиппов. Это психологическая комедия о людях, которые хотят любить и быть любимыми, но не умеют ни того, ни другого. Их любовь эгоистична, а значит – обречена на провал. За всем, что они говорят (будь то театр, литература, жизненные позиции, урожай и хомуты) стоит явный второй план – требование любви. На наших глазах милая суета и «пять пудов любви» усадьбы Сорина превращаются в «голый безобразный» театр, который давно пора сломать.
Ставропольская версия «Чайки» получила диплом лауреата, а аплодисменты публики принимали народная артистка РФ Н. Зубкова, заслуженный артист РФ А. Ростов, актеры А. Жуков, И. Барташ, Е. Капралова и другие, занятые в этом спектакле.

«Чайка» в постановке сеульского театр «Че» (2013 г.)

В 2013 году таганрожцы познакомились с режиссером Кан Те Сиком, когда он, большой поклонник А. Чехова и популяризатор его творчества в Южной Корее, приехал в театр в ходе своего путешествия по чеховским местам России. Здесь он увидел комедию-триллер «Дверь в смежную комнату», и пригласил таганрогский театр на международный театральный фестиваль в Сеул в июне 2013 года.
Кан Те Сик учился в России, затем в южно-корейской столице он организовал свою компанию под названием «Театр Ч». В 2013 году на фестиваль «На родине Чехова» этот сеульский театр привозил свою постановку «Чайки». Спектакль состоялся 21 сентября 2013 года в рамках очередного Международного Чеховского фестиваля.
Исконно русская по проблематике чеховская «Чайка» вдруг задышала таинственным ароматом тонкой восточной философии. Хотя корейские актеры сделали все возможное, чтобы адаптировать свою трактовку для российской публики: костюмы, манера игры на первый взгляд почти не отличались от русской театральной школы. Но в том и заключается мастерство, чтобы на тонком уровне, без насилия над зрителем, передать свое, национальное восприятие Чехова.


Думаю, таганрогская публика еще не раз увидит на сцене Таганрогского театра любимую «Чайку» в постановке российских и зарубежных режиссеров и театров.
Библиография
Текст перед Библиграфией

Постановки Таганрогского театра имени А. П. Чехова

«Чайка» на сцене дореволюционного театра

  1. Глушко, В. Чехов и театр / В. Глушко // Вехи Таганрога. – 2001. – № 9. – С. 21-26.

  2. Чехов на сцене дореволюционного театра // А. П. Чехов на таганрогской сцене: альбом / сост. О. И. Галушко. – Таганрог, 2009. – С. 12-13.

  3. Щеглова, С. «Вашу «Чайку» играли в Таганроге...» / С. Щеглова // Таганрогская правда. – 1997. – 29 янв. – С. 3.

    «Чайка» в постановке С. С. Лаврова (1954 г.)

  4. Брансбург, С. Пьесы А. П. Чехова на сцене театра / С. Брансбург // Таганрогская правда. – 1971. – 13 февр. – С. 3.
  5. Братцев, Е. Театр готовится к юбилею / Е. Братцев // Таганрогская правда. – 1959. – 16 дек. – С. 2.

  6. Волков, В. Чеховские спектакли на таганрогской сцене / В. Волков // Таганрогская правда. – 1954. – 15 июля. – С. 4.

  7. Глушко, В. Творящая чудо : народная артистка РСФСР Л. С. Антонюк / В. Глушко // Вехи Таганрога. – 2001. – № 9. – С. 35-36.

  8. Лавров, С. С. Дела и дни таганрогского театра : заметки режиссера / С. С. Лавров // Дон. – 1958. – № 4. – С. 183-189.

  9. Михайлов, И. «Чайка» на сцене таганрогского театра / И. Михайлов // Таганрогская правда. – 1954. – 20 июля. – С. 2.

  10. «Чайка» в постановке В. С. Цесляка (1976 г.)

  11. Глушко, В. Неси свой крест и веруй. Творческий портрет заслуженной артистки России Елены Федоровской / В. Глушко // Вехи Таганрога. – 2002. – № 12. – С. 28-30.
  12. Сериков, С. Возвращение «Чайки» / С. Сериков // Таганрогская правда. – 1974. – 20 нояб. – С. 3.

  13. Слуцкий, Б. «Чайка» : поэзия пьесы и проза спектакля / Б. Слуцкий, Г. Андрианов // Таганрогская правда. – 1976. – 22 мая. – С. 3.

  14. Феденко, А. Гастроли чеховцев на Украине / А. С. Феденко // Таганрогская правда. – 1976. – 5 июня. – С. 4.

  15. Федоровский, В. Ф. Перед премьерой / В. Ф. Федоровский // Таганрогская правда. – 1976. – 15 мая. – С. 4.

    «Чайка» в постановке А. Г. Урбановича (1989 г.)

  16. Абаджан, Г. Бегом от… Чехова / Г. Абаджан // Таганрогская правда. – 1989. – 5 дек. – С. 2.

  17. Браиловский, Л. Чехов и рок-н-ролл: «Чайка / Л. Браиловский // Молот. – 1989. – 30 нояб.

  18. Урбанович, А. Бегом… от критика / А. Урбанович // Таганрогская правда. – 1989. – 9 дек. – С. 3.

  19. «Лишний человек» в постановке корейского режиссера Кан Те Сика (2014 г.)

  20. Паншин, Е. Кто лишний человек? / Е. Паншин // Таганрогская правда. – 2014. – 4-10 апр. – С.16.

    Постановки других театров на таганрогской сцене
    «Токио Энтеги Ансамбл» (1993 г.)

  21. Андрианов, Г. Созвездия на сцене / Г. Андрианов // Таганрогский вестник. – 1993. – 5 июня. – С. 5.

  22. Федоровский, В. Г. «Чайка» прилетит из Токио / В. Г. Федоровский // Таганрогская правда. – 1992. – 21 нояб. – С. 3.

    Республиканский театр белорусской драматургии. Минск (2009 г.)

  23. Каратаева, В. На родине Чехова – от Мадрида до Минска... : участники второго этапа Международного чеховского фестиваля «На родине Чехова» в Таганроге / В. Каратаева // Таганрогская правда. – 2009. – 30 окт.-5 нояб. – С. 5.

  24. Ткаченко, Г. Театральные «десанты» в Таганроге / Г. Ткаченко // Культура Дона. – 2009. – № 11. – С. 3.

    Театр-студия «Откровение». Москва (2009 г.)

  25. Каратаева, В. На родине Чехова – от Мадрида до Минска... : участники второго этапа Международного чеховского фестиваля «На родине Чехова» в Таганроге / В. Каратаева // Таганрогская правда. – 2009. – 30 окт.-5 нояб. – С. 5.

  26. Ткаченко, Г. Театральные «десанты» в Таганроге / Г. Ткаченко // Культура Дона. – 2009. – № 11. – С. 3.

    Ставропольский театр драмы им. М. Ю. Лермонтова (2009 г.)

  27. Ткаченко, Г. Театральные «десанты» в Таганроге / Г. Ткаченко // Культура Дона. – 2009. – № 11. – С. 3.

    «Чайка» в постановке сеульского театра «Че» (2013 г.)

  28. Вахонин, С. Чехов говорит по-корейски / С. Вахонин // Наше время. – 2013. – 27 сент. – С. 6.

Фотогаллерея