4 ноября 1976 года на площади Восстания перед зданием вокзала станции Таганрог-II был торжественно открыт памятник «Паровоз» как символ победы красногвардейцев во время вооруженного восстания в январе 1918 года.
4 ноября 1976 года на площади Восстания перед зданием вокзала станции Таганрог-II был торжественно открыт памятник «Паровоз» как символ победы красногвардейцев во время вооруженного восстания в январе 1918 года.
17(30) января 1918 года по приказу ВРК на всех заводах и фабриках города раздались протяжные гудки сигнала к восстанию: вооруженные отряды красногвардейцев Русско-Балтийского (ныне комбайнового), котельного, металлургического, кожевенного заводов и других предприятий перешли в наступление. Под их напором, белогвардейцы, отступая в центр города, заняли наиболее крупные зданиях – железнодорожного вокзала, гостиницы «Европейская», винного склада, клуба коммерческого собрания, телефонной станции и телеграфа. Самым долгообороняемым стал Вокзал, куда красноармейцы направили паровоз с тремя грузовыми вагонами, который на полном ходу вы¬летел на перрон и врезался в здание вокзала, перепугав юнкеров. Красноармейцы воспользовались посеянной паникой и выбили неприятеля из здания. Так 1 февраля 1918 года в Таганроге установили советскую власть.
Памятник был сооружен по проекту таганрогского архитектора П.В. Бондаренко.
На железобетонном постаменте в виде отрезка железнодорожного рельсового пути находится настоящий паровоз старого образца выпуска 1920-х гг., отреставрированный бригадой ветеранов-ремонтников под руководством Я.А. Лободенко. Борт паровоза увенчан вензелем «ЕП» – «Екатерининская железная дорога» и литерами Юп-4504. Сзади паровоза – кирпичная стенка, символизирующая стену вокзального здания, в которую выехал паровоз в 1918 году, выбив белогвардейцев из вокзала.
Впереди укреплена наклонная гранитная плита с текстом:
1 февраля 1918 года, направив паровоз с вагонами на здание вокзала, рабочие Таганрога разгромили последний оплот белогвардейцев.
В городе была установлена Советская власть.
На момент создания памятника паровозов дореволюционного выпуска не сохранилось, поэтому из депо Дербент Северо-Кавказской железной дороги взяли списанный старый паровоз легендарной русской серии «Э», который притащили сначала в Батайск, где сняли то, что могло пригодиться для ремонта, а потом отправили в Таганрог. По прибытии в город, паровоз лишился тендера (емкости для воды, топлива и смазочных материалов). Чтобы максимально отобразить ту эпоху и для исторической достоверности, восстановили буфера и винтовую сцепку, а также был нанесен вензель «ЕП» – «Екатерининская железная дорога» и литеры Юп-4504.
Установка паровоза на постамент происходила под руководством главного инженера станции Ковалева Михаила Ивановича.
Торжественный митинг по случаю открытия памятника «Паровоз» прошел 4 ноября 1976 года, где присутствовали представители партийных, советских, общественных организаций, ветераны партии, участники революции и жители Таганрога.
Открыл митинг первый секретарь Орджоникидзевского райкома партии В. А. Крицкий, перерезали и открыли памятник первый секретарь горкома партии Б. Ф Зубрицкий, заместитель председателя исполкома горсовета депутатов трудящихся Н. Г Шахов, начальник станции Таганрог Н П. Дьяченко, участник январского вооруженного восстания Н. А. Степаненко и друге представители общественности.
Выступал на митинге и участник вооруженного восстания, бывший рабочий Русско-Балтийского завода, генерал-майор в отставке Н. И Плужников, который вспоминал о тех исторических днях 1918 года.