Когда-то со шлагбаума начинался город. За ним простирались необъятные степи. Через шлагбаум в Таганрог въезжали подводы с кладью, простые путники и известнейшие люди. Шлагбаум был свидетелем важных событий в истории города. В настоящее время он находится в самом центре разросшегося города, а в Таганрог ведут несколько въездов, главным из которых является Ростовский.
В начале 1770-х годов, в период возрождения Таганрога, на том месте, куда сходились многие степные дороги, ведущие в Троицкую крепость, был поставлен деревянный полосатый шлагбаум и караульная будка. Солдаты вели наблюдение за проезжающими и проверяли «подорожные». Здесь же производился сбор налога на дорожное строительство с каждой груженой подводы. Таким образом, шлагбаум выполнял роль «въездных» ворот в город.
В начале XIX века городские власти начали возводить каменный шлагбаум. Он был построен в честь победы над Наполеоном и торжественно открыт 27 сентября 1814 года.
Это был редкий образец инженерного искусства, выполненный в стиле раннего классицизма. Автор проекта неизвестен. По обе стороны дороги стояли два одинаковых столба: в основании — массивная каменная квадратная тумба, на ней высокая четырёхгранная сложенная из кирпича, оштукатуренная и побеленная пирамида, оканчивающаяся огромным медным шаром, увенчанным символом российского государства — двуглавым орлом. На фасадной части каждой пирамиды был закреплён герб города, пожалованный Таганрогу в 1808 году императором Александром I.
Шлагбаум был свидетелем важных событий в истории города. В июне 1820 года через него в Таганрог проследовали А.С. Пушкин и герой Бородинской битвы генерал Н. Н. Раевский с семьей. В сентябре 1825 года он видел въезд императора Александра I с многочисленной свитой. Трижды через него въезжал в город композитор П. И. Чайковский. В 1844 году здесь проехал Павел Егорович Чехов, с чего началась таганрогская история семьи Чеховых.
В советское время геральдика с колонн шлагбаума была снята. И сам шлагбаум, к сожалению, не сохранился. В 1963 году он был разобран, так как мешал движению машин и трамваев.
Вскоре под руководством архитектора П. В. Бондаренко был разработан проект небольшого сквера на углу ул. Петровской и ул. Дзержинского. В память о городском шлагбауме была построена уменьшенная копия одной стелы. Проект по сохранившимся фотографиям выполнила архитектор Э. Е. Бронзова. На стеле имелись два герба города Таганрога: старый и новый, утвержденный в 1966 году. Открытие сквера состоялось в октябре 1974 года.
Прошли годы. Пришедший в запустение сквер был реконструирован. Проложены дорожки, установлены лавочки и фонари. Памятный знак отреставрирован. Реконструкцию произвели на средства рекламного агентства «Графика» по проекту архитектора С. Рябоштанова. Второе рождение сквера торжественно отпраздновали 5 сентября 2005 года. На следующий год среди жителей был проведен конкурс на лучшее название, в результате которого в мае 2006 года сквер получил официальное наименование «У шлагбаума».
Таганрог постепенно расширялся за счет бывших пригородов и интенсивной застройки. Соответственно, далеко отодвинулись въезды, их стало несколько: Ростовский, Мариупольский, Поляковский, Николаевский и другие.
Главным является – Ростовский въезд. Современный проект разработан архитектором П. В. Бондаренко. На главных въездах (Ростовском, Мариупольском и Николаевском) установлены придорожные поклонные кресты.