Cхема: C C C C
Шрифт: A A A
Кернинг: 1 2 3
Изображения

Городъ Таганрогъ

показать меню
О творчестве
Описание

Творчество Чехова принадлежит концу XIX – началу XX в. веку, но то, что он наш современник, ни у кого не вызывает сомнения. Чехов – не только наш современник, он будет современником и следующих поколений, потому что безупречна чистота его помыслов, бесконечно его уважение и любовь к человеку, всегда актуальная тематика - и в XIX, и в XX, и в нынешнем XXI веке. В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых писателей России – его произведения регулярно появляются в журналах «Северный вестник» и «Русская мысль» (с 1892), газетах «Новое время» (до 1893) и «Русские ведомости»; выходят отдельные издания и сборники («Рассказы», 1888; «Хмурые люди», 1890; «Повести и рассказы», 1894), которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах. Не отрицая растущий талант Чехова, критика оказывается по большей части неспособной принять особенности его «объективной» (как он сам характеризовал ее) художественной манеры, обвиняет писателя в равнодушии к социальным проблемам, в отсутствии прямых авторских оценок и мировоззрения в целом, в том, что он пишет «с холодной кровью», в излишнем «фотографизме» и т.д.; в высказываниях героев усматривает позицию писателя: так, слова старого профессора об отсутствии у него «общей идеи» (повесть «Скучная история», 1889) воспринимались как авторское признание и проецировались на все творчество Чехова. Исключение составила повесть «Палата № 6» (1892), за которой было признано бесспорное общественное значение. В целом же за Чеховым закрепилась репутация писателя, чуждающегося социальных проблем, – бытописателя и мастера тонкого психологического анализа. В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма («Огни», 1888) , социального дарвинизма («Дуэль», 1891), радикального народничества («Рассказ неизвестного человека», 1893); решает волновавшие общество вопросы семейных отношений («Три года», «Супруга», «Ариадна», все 1895), аномальных явлений психики («Черный монах», 1894) и др. Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова – «хмурые», скучные, живущие «в сумерках» люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически – они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии. В конце 1890-х – начале 1900-х гг. Чехов – признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии – о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т.д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам «художественной объективности», Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта («Моя жизнь», 1896; «Мужики», 1897; «В овраге», 1900). Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе «Дом с мезонином» (1896) , «маленькой трилогии» «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898) . В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают «тоску по идеалу», переживают стремление к новой, лучшей жизни («По делам службы», 1898; «Архиерей», 1902; «Невеста», 1903). Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно. Рассказы Чехова – это, по словам Горького, «дорогие и тонкие кружева», которые требуют осторожного обращения. То же можно сказать и о всем содержании чеховского творчества. Новаторские реформы Чехова всего раньше и всего полнее были восприняты и оценены в области драматургии, что и естественно: в драматургическом произведении любой изобразительный прием выступает обнаженнее, потому что в самой основе данного литературного вида заложена необходимость показа значительного содержания в резко ограниченной рамками форме, что обусловливает, так сказать, большую концентрированность приемов, большее сгущение. Вполне закономерно поэтому, что именно драматургия Чехова впервые, в ряду других видов его творчества, поразила своею новизной и критику, и актеров, и публику. Мало того: чеховская драматургия в течение многих лет выполняла роль той позиции, на которой разыгралась война между адептами новых форм искусства и консерваторами. Если к мысли о необходимости освежения приемов художественного мастерства в области прозы Чехов подходил постепенно, то относительно необходимости реорганизовать все стороны театрального искусства справедливо будет сказать, что с этой мыслью он вступил в литературу. Достаточно напомнить, что еще в самом начале 1882 года, то есть на заре своей литературной деятельности, Чехов выступил в печати со статьей «Гамлет на Пушкинской сцене», где писал: «Никто так сильно не нуждается в освежении, как наши сцены». Атмосфера рутины, апатии, равнодушия зрительного зала к происходящему на сцене — вот на что указывал молодой Чехов, как на коренное зло. «Страдания выражать надо так, — писал Чехов к О. Л. Книппер, — как они выражаются в жизни, — то есть не ногами и не руками, а тоном, взглядом; не жестикуляцией, а грацией». Когда артистка готовила роль Маши в «Трех сестрах», Чехов ей указывал: «Люди, которые давно носят в себе горе и привыкли к нему, только посвистывают и задумываются часто. Так и ты частенько задумывайся на сцене во время разговоров». Отсюда у драматурга эти характерные обрывы разговора, недомолвки, словно не идущие к делу слова и фразы, внезапные паузы и т. д. и т. д. А в сочетании этого сдержанного, полного «намеков» материала с сдержанным в своем выражении, но глубоким переживанием актера получается то самое «подводное течение» пьесы, заменившее собою «устаревшее действие», о котором с такою меткостью говорит Немирович-Данченко, как о новом слове и драматургии и сценического искусства. Надо правдиво переживать — и тогда сам собою отпадет резкий жест, крикливая наигранная интонация, условная натянутая мимика, взамен которых появится сдержанная, но заразительная взволнованность, то красноречивое «безмолвие», о котором Чехов говорит во «Врагах», все многообразие естественных выражений в жесте, мимике, интонации, походке. Искусство Чехова не укладывается в сухие схемы, готовые формулы, и не раз, перечитывая его книги, убеждаешься, как узки и несправедливы были иные ходячие представления о нем. Впрочем, критики разных поколений, несходных убеждений и вкусов всегда соглашались в одном – в признании могущества Чехова-художника, заразительности его творческой манеры. Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр XX века. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.

Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах: Сочинения. Т. 18 . – Москва: Наука, 1988. - С. 319-320
А. П. - XI, 426, 435, 436
А. П. Ч - в - I, 593, II, 499
Антоша - I, 552, 558, 584, XVIII, 246
Антоша Ч. - I, 100, 552, 562, 563, 567, 572, 584, III, 598; XVI, 386, 392, 397, XVIII, 77, 267, 290
Антоша Ч.. - I, 552, 566
Антоша Чехонте – I,. 116, 122, 125, 147, 151, 154, 471, 550, 552, 555, 563, 564, 566, 568, 575, 577, 582, 583, 585-588, 593, 594, 596; II, 474; III, 581-583, 589, VI, 624, X, 347, XVI, 413, 466, 472; XVII, 241, XVIII, 199, 209, 246, 289, 292 ,
А-н Ч-те - II, 469, 543; XVIII, 246
Ан. Ч. - I, 552, 560; III, 94, 471, 530, 603; XVIII, 246
Ан, Ч-е - III, 457, 600, XVIII, 201
Анче - II, 470, 542, 544, XVIII, 246
Ан Че-в - I, 555
А.Ч. -I, 556; II, 470, 499; III, 248, 361, 362, 364-367, 374, 375, 377-380, 390, 398, 402, 472, 473, 477, 530, 597, 604, 605, IV, 456, VI, 616, XVIII, 219
А. Ч - в - I, 555, 557
А. Че - в - I, 555, 557
А. Чехонте - I, 208, 551, 552, 584, 587, 589, 591, 592, 594-597, II, 470-472, 479, 480, 483-489, 491-497, 499, 508, 504, 505, 509, 511-513, 516-521, 524, 525, 529, 530, 532, 534, 550, 552-554, III, 31, 454-456, 458, 459, 461, 464, 465, 467, 474, 530, 542-544, 546, 547, 649-551, 553, 554, 557-559, 562-564, 566-568, 570-575, 580, 582, 584, 585, 587, 589, 594-597, 599-602; IV, 30, 456, 466 - 475, 477-481, 483-486, 488- 492, 494-508, 510-518, V, 342, 606, 611, 612, 615-619, 622, 623, 627, 629, 630, 632-634, 636-640, 644, 645, 647, 649, 651, 653-655, 658, 663, 665, 666, 668, 670 - 672, 676, 677, VI, 616, 625-628, 632-635, 640, 641, 644, 645, 647, 649, 651, 653, 657, 658, 661 - 663, 668, 669, 671, 672, 674, 677-680, 682, 683, 685-687, 689-691, 694, 695, 699, 705, VII, 624, XI, 402, XII, 315, XIII, 467, XVI, 406, XVIII, 8, 13, 82, 267, 310
Г. Балдастов - I, 158, 552, 576 577
Макар Балдастов - I, 139, 576
Брат моего брата - II, 301, 470, 501,505, 539, III, 530, 552, 572 588, 589, 597, 603 IV, 456 466 469, 471, 480, 488, 497, 510 V, 606, 659, VI, 616, 681, XVI, 386, 489,
494; XVIII, 274, 276
Врач без пациентов - IV, 456, 488
Вспыльчивый человек - VI, 616, 681, XVIII, 276
Гайка №53/4 (dubia) - XVIII, 243, 245
Гайка № 6 - II, 470, 482, XVIII, 244-248
Гайка № 9 - II, 470, 482, 483, ХVIII, 244, 245
Гайка № 101010101 (dubia) - XVIII, 244, 245, 248
Гайка № 0,006 (dubia) - XVIII, 200, 243, 245, 246, 251
Грач - VIII, 438
Дон-Антонио Чехонте - I, 552, 564
Дяденька - III, 530, 562, 563
Кисляев -VII, 716, 717
М Ковров - II, 58, 59, 489, XVI, 27, 386, 406, 407, 410
Крапива - I, 555, XVIII, 235
Лаэрт - III, 554
Нте (dubia) - XVIII, 200, 274, 275
Н-те (dubia) - XVIII, 274
-нте (dubia) - XVIII, 274
Прозаический поэт - I, 34, 552
Пурселепетанов - XVIII, 241, 266
Рувер - III, 532; IV, 504, 512, 517; V, 606, 640, XVI, 386, 415, 419, 421, 423, 426, 429, 433, 434, 436, 437, 439, 441, 442, 444-446, 448, 482, 495
Рувер и Ревур - IV, 456, 505
С. Б. Ч. - XVIII, 200, 264
Улисс - III, 532, XVI, 386, 415, 448, 451-468, 470, 472, 473, 475, 477- 479, 482
Ц - XVI, 386, 507
Ч. Б С.- II, 470, 490, XVIII, 262, 264, 265
Ч. без С - II, 470, 486, XVIII, 264
Человек без селезенки - I, 552, 554, 575, 577, 594, 596-598, II, 182, 231, 254, 306, 470, 479, 480, 484—490, 492, 493, 493-499, 503, 504, 514, 522, 525, 53В, 544, 545, 649, 552, 553; II, 23, 45, 74, 150, 218, 530, 546, 549, 514, 556, 558, 559, 561—564, 569, 572, 574,670-578, 580, 584, 5*5, 588, 595, 596 599, IV, 456, 467, 468, 473,
479, 486, 493, 495, 501, 504, 514, 517, V, 606, 612, 622, 627, 629, 635, 639, 653, 654, 658, 669, 673, VI, 616, 652, VIII, 438, 439, 442, X, 484, XVI, 886, 402, 404, 406, 409, 411, 490; XVIII, 207 264
Чехонте - I, 26, 551, 552, 559, 56, III, 531, 532, 550, 555, 589; I, 476; VI, 656; VIII, 421; XV, 313, XVIII, 11, 225, 274
Ч. Хонте - III, 503, 568
Шампанский - II, 470, 482, 4
Юный старец (dubia)- XVIII, 13, 236, 238, 239
«.. .въ» - I, 552, 557
Z - XVI, 386, 513
Архип Индейкин - XVIII, 15
Василий Спиридонов Сволачев - XVIII, 54
Известный (dubia) - XVIII, 83
Индейкин - XVIII, 8, 218, 225
Н Захарьева - XVIII, 29
Петухов - XVIII, 8, 218
Смирнова - XVIII, 8
.....