Cхема: C C C C
Шрифт: A A A
Кернинг: 1 2 3
Изображения

Городъ Таганрогъ

показать меню
Ликвидкомы и воинствующие безбожники
Описание

Резко отрицательное отношение молодой советской власти к религии и церкви вместе с желанием экспроприировать имущество религиозных организаций привело новую власть к жестокому конфликту с этими организациями и верующими. В ходе конфликта в Таганроге, как и во всей стране, были арестованы и репрессированы многое священнослужители и верующие, разрушены храмы, расхищены или уничтожены религиозные художественные произведения.


Ансамбль городских храмов придавал Таганрогу в конце XIX – начале XX веков неповторимую прелесть и самобытность. К сожалению, как и в других российских городах, с приходом советской власти красота не спасла таганрогские храмы от поругания и разрушения. Закрытие и разрушение церквей в Таганроге активно началось в начале 1920-х годов XX века.
29 декабря 1922 года на основании указаний Губликвидкома была создана таганрогская ликвидационная комиссия при отделе управления НКВД. Первым делом комиссии стал учет всех имеющихся в округе церквей и молитвенных домов и опись их имущества.
Кампания по конфискации церковного имущества шла трудно, с конфликтами и противодействием священников и верующих, но всё же завершилась к 24 июня 1922 года. В 1923 году началась кампания по «добровольной» передаче колоколов государству.
В конце 20-х – начале 30-х годов началось новое наступление, выразившееся в нещадном разрушении церковных сооружений и храмов. Поводом для этого служило либо «обращение трудящихся», либо «ненадлежащее», якобы, содержание здания храма церковной общиной. Далее следовало решение исполкома городского Совета, которое потом утверждалось областным исполкомом.
Представители ликвидационных комиссий описывали имущество, опечатывали и закрывали церкви. Затем помещения храмов передавалось другим организациям или подлежало разборке с использованием материалов под новое строительство – школ, Дворцов культуры и других общественных заведений. Физическое разрушение храмов не всегда происходило быстро. Иногда этот процесс растягивался на многие годы. Например, Армянская и Греческая церкви были снесены лишь в конце 50-х годов XX века.
С 1923 по 1938 год в Таганроге закрыты все домовые церкви в зданиях бывших Мариинской и Александровской гимназий, Богоугодного заведения, Александровского дворца. Закрыты часовни: при бывшем Палестинском обществе, Александровская часовня, Павловская часовня на старом кладбище и др. Закрыты Успенский собор, Греческий монастырь и все храмы, кроме Всехсвятской кладбищенской церкви.
Многие священники были репрессированы. Характерным для этого времени является «Дело святых» – судебный процесс против почитателей таганрогского старца Павла, ныне причисленного к лику святых.
В середине 20-х годов одной из форм борьбы с религией стал Союз добровольного общества безбожников. В Таганроге его отделение возникло в феврале 1926 года. Союз воинствующих безбожников (СВБ) играл активную роль в пропаганде атеизма, организации антирождественских и антипасхальных кампаний, в подготовке общественного мнения для ликвидации храмов. Период особенно бурного роста Союза безбожников приходится на 1929 – начало 1930-х гг. Далее его деятельность постепенно приходит в упадок, а с началом Великой Отечественной войны СВБ переключается на борьбу с фашизмом и практически исчезает.
Кроме Союза безбожников официальным проводником политики новой власти являлась пресса. На страницах местной газеты появлялись многочисленные «разоблачительные материалы», которым отводилось особое место.
В конце 1980-х – начале 1990-х годов, после долгих лет насильственно насаждаемого атеизма, Россия вновь повернулась к религии. В Таганроге обновились старые храмы и построены новые церкви и часовни. Над городом снова засияли золотые купола.


Домовые церкви Таганрога имелись в приютах, учебных заведениях, больницах и т. д. Все они были закрыты в 1920-1930-е годы.
Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская, Острожная).
В 1806 году на Рыбной площади был построен острог. В здании острога была устроена Покровская домовая церковь, которую посещали не только арестанты, но и жители близлежащих домов. В 1870 году арестантов перевели в новую тюрьму (ныне СИЗО-2 на ул. Ленина, 175), где тоже была острожная церковь. Старое здание некоторое время использовалось под больницу, где продолжала действовать церковь.
Когда бывший острог разрушили, освобождая землю под строительство жилья, здесь установили колонну с крестом и надписью о том, что на этом месте находилась церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. При советской власти памятный знак был уничтожен, церковь в тюрьме – закрыта.
Церковь во имя Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженская, дворцовая).
В здании, известном как Дворец Александра I, при жизни императора была устроена небольшая походная церковь. После внезапной кончины Александра I императрица Елизавета Алексеевна выкупила особняк и велела устроить в комнате супруга домовую церковь. В особняке был открыт первый в России мемориальный музей «Высочайший Императора Александра I дворец».
В 1922 году церковь была закрыта, ее убранство, в большинстве своем, растащено. 22 ноября 1930 года заведующим городским музеем назначили
О. Лапина. В течение нескольких месяцев он уничтожил бывший Дворец Александра I, а мемориальные комнаты превратил в коммунальные квартиры. В настоящее время здесь располагается детский санаторий «Березка».
Церковь во имя Воздвижения Креста Господня (Архиерейская).
Особняк был построен в 1824 году и являлся собственностью генерала Х. П. Кирсанова. С 1911 года здесь располагалась квартира архиерея и его канцелярия, а также Архиерейская церковь со своей звонницей.
В 1930 году домовая церковь была закрыта, особняк отдан под жилье, в помещении церкви работали курсы ПВО. Во время оккупации, в годы Великой Отечественной войны, властями было разрешено служить в храме. Какой-то период времени службы продолжались и после освобождения Таганрога, но в 1950 году особняк заполнился коммунальными квартирами.
Церковь во имя Св. Николая Чудотворца (Николаевская, приютская).
В 1851 году в Таганроге было образовано первое благотворительное детское учреждение – Николаевский детский приют для «призрения малолетних сирот». Впоследствии на средства купца В. Н. Третьякова к приюту была сделана пристройка, в которой оборудована церковь во имя Св. Николая. Церковь находилась на углу улицы Полицейской (ныне ул. Чехова) и Успенского (ныне Добролюбовского) переулка.
В 1923 году церковь закрыли, а ее помещения заняли под хозяйственные нужды. Приют реорганизовали в Детский дом № 2. В 1950-е гг. все постройки были разрушены и на месте приюта построили жилой дом Таганрогского радиотехнического института, который таганрожцы прозвали «профессорским».
Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Александровской мужской гимназии.
Церковь в гимназии была устроена в 1885 году. Поскольку средств на пристройку специального помещения для церкви к зданию гимназии не хватало, решено было разместить ее в актовом зале.
С установлением советской власти уже в 1920 году гимназия была распущена, церковь закрыта. До 1925 года в здании работала Высшая кавалерийская школа 1-й Конной армии. В 1926 году здание было передано таганрогской фабрично-заводской школе № 2, которая впоследствии стала школой № 2
им. А. П. Чехова, затем вернула себе статус гимназии. В настоящее время здесь размещается Литературный музей А. П. Чехова.
Церковь во имя Св. Марии Магдалины в Мариинской женской гимназии.
В 1875 году для женской гимназии было выстроено двухэтажное здание, сохранившееся до наших дней. Вскоре за счет пожертвований купца и городского головы П. Ф. Перушкина была устроена домовая церковь.
С приходом советской власти и Мариинская гимназия и церковь прекратила свое существование. На протяжении всего неспокойного 20-го века гимназия меняла имена: Мариинская гимназия, 6-я Советская школа, железнодорожная школа, школа № 15 им. Морозова, школа-гимназия № 15, гимназия № 15. В июле 2003 года постановлением Городской Думы гимназии вернули название «Мариинская».




До революции в Таганроге имелось несколько часовен. Ни одна из них не сохранилась.
Александровская часовня.
Построена в 1866 году в начале Воронцовского (ныне Комсомольского) спуска в ознаменование спасения императора Александра II при покушении революционера-террориста Дмитрия Каракозова. Каждый год в годовщину покушения, 4 апреля, при жизни императора к часовне из Успенского собора при большом стечении народа совершался торжественный крестный ход. В часовне служили молебен. В 1881 году, после гибели императора в результате террористического акта, богослужения прекратились.
Со временем здание постепенно ветшало, в нем ютились беспризорники. Верующие неоднократно обращали внимание членов городской думы на заброшенное состояние часовни.
В 1929 году помещение часовни предлагалось использовать под торговый книжный киоск. Однако здание без соответствующего ухода продолжало разрушаться, и в этом же 1929 году, часовня была снесена. В 1977 году на месте бывшей часовни (Комсомольский бульвар, 45) построен десятиэтажный жилой дом.
Часовня Палестинского общества.
Здесь же на Воронцовском бульваре находился странноприимный дом для паломников в Палестину. Парадный ход вел прямо в часовню. По бокам были жилые помещения с десятью койками для мужчин и десятью – для женщин.
При советской власти паломничество к святым местам прекратилось. Купол с часовни сняли. Приют переоборудовали в жилой дом. В 1963 году дом был разрушен, а на его месте построена обычная многоэтажка (Комсомольский бульвар, 29)..
Вокзальная (железнодорожная) часовня.
5 октября 1904 года заложена, а 22 октября 1908 года освящена Вокзальная часовня, сооруженная железнодорожниками в ознаменование рождения цесаревича Алексея Николаевича.
В 1923 году, под нажимом властей, на собрании железнодорожников было вынесено следующее постановление: «Принимая во внимание, что непосредственно на производстве нет читальни, просим местком закрыть на территории станции часовню и оборудовать в ней читальню». Часовню, опираясь на постановление, закрыли, забрав из неё всё, что было воз-можно. А поскольку большинство «путейцев» были неграмотными, помещение передали под склад. Разрушена часовня была в 1920-е годы.
Возможность восстановить часовню на железнодорожном вокзале появилась благодаря содействию меценатов. В 2012 году на площади перед вокзалом была открыта часовня во имя иконы Казанской Божьей Матери.
Павловская часовня.
После смерти старец Павел был захоронен на Старом кладбище. Могила стала почитаемым святым местом, сюда приходило множество паломников. Для защиты и сохранения могилы в 1905 году на ее месте возвели деревянную часовню, которая сгорела в 1912 году. В связи с этим Мария Величко обратилась к епархиальному начальству с просьбой о постройке новой часовни. Вторая часовня была построена, и ее освятили в 1914 году. В 1925 году часовня была закрыта, а в декабре 1930 года разрушена. Но верующие постоянно ухаживали за местом упокоения старца. В 1995 году была построена третья часовня. После канонизации старца в 1999 году, его мощи были перенесены в Никольскую церковь.



Построена на Ярмарочной площади (ныне площадь Восстания) в 1877 году.
С приходом советской власти в храме в 1922 году первым делом была конфискована церковная утварь.
6 апреля 1923 года вышло постановление уездного исполкома: «... принимая во внимание настоятельные требования рабочих и трудящихся железной дороги, металлистов... и других... закрыть церковь Михаила Архангела». На следующий же день храм был опечатан. Вечером верующие пришли к зданию исполкома с требованием открыть церковь. Десять человек особо активных арестовали. 18 мая в исполком было подано письменное ходатайство об открытии храма, подписанное многими верующими. Оно было отклонено.
Городские власти долго не могли определиться, что же делать с закрытой церковью. В 1925 году предполагалось отдать здание под клуб «Радио», в 1928 – под железнодорожный клуб, в 1933 – закрепить за спортобществом «Динамо».
Закончилось тем, что здание быстро разобрали. Кирпич пошел на строительство рабочего клуба металлистов, а щебнем засыпали болотистую почву в районе бывшей Лесной биржи. На цокольном фундаменте с использованием оставшейся части колокольни в 1932 году был построен Таганрогский молочный завод.
Колокола передали для «усиления Воздухофлота».


Создан в 1814 году при Троицкой греческой церкви. Располагался на пересечении улицы Иерусалимской (ныне Александровской) и переулка Варвациевского (ныне Лермонтовского) на Иерусалимской площади.
Монастырь являлся одной из главных достопримечательностей города. Но это не спасло его от разрушения. 7 апреля 1923 года монастырь был закрыт, началось его разграбление.
Официальной причиной закрытия монастыря стало его якобы аварийное состояние. 30 марта 1925 года комиссия под председательством члена Президиума Крайисполкома Исакова на основании постановления Большого Президиума КИКа от 26 марта 1925 года установила: «греческий монастырь имеет запущенный внешний вид, требует значительных затрат на ремонт и поддержание от разрушения».
Какое-то время шли разговоры о приспособлении монастыря под музей. В 1930 году Таганрогский исполком принял решение о сносе здания. В 1933 году на его месте был построен четырехэтажный жилой дом.
В 2005 году на фасаде жилого дома была установлена мемориальная доска в честь утраченного Греческого монастыря.


Располагался на улице 3-й Продольной (ныне – ул. Фрунзе).
В 1923 году храм закрыли. Судьба здания костёла не совсем ясна. По данным О. Гаврюшкина (Отблески золотых куполов. 1999. С. 78) оно было сдано в аренду К. С. Мамержанову и С. Г. Шатыкину под ватную мастерскую.
Но в архиве хранится извещение о регистрации римско-католической общины от 24 декабря 1930 года. По данным Р. Нахтигаля (Донские немцы. 1830-1930. 2007. С. 204) римско-католическая община Таганрога прекратила свое существование в 1933 году. Последняя запись в церковной книге об обряде венчания датируется 13 октября 1933 года
В 1939 году здание перестроили под детскую библиотеку, которая в том же году переехала в новое здание. Сама библиотека была открыта в Таганроге ещё 6 августа 1933 года, на ул. Чехова, 94. А 27 октября 1933-го библиотеке было присвоено наименование «Центральная детская библиотека имени
А. М. Горького». К 300-летию г. Таганрога на фасаде библиотеки установлена памятная доска.
В 1997 году католики Таганрога приобрели здание по адресу: ул. Александровская, 135. Там была устроена часовня, а в 2016 году открылся новый городской костёл. Как и его предшественник, на улице Фрунзе – во имя Пресвятой Троицы.


Проживающие в Таганроге лютеране в 1864 году приобрели участок на углу Николаевской улицы (ныне ул. Фрунзе) и Кампенгаузенского (ныне Спартаковского) переулка со столярной мастерской в глубине двора. Помещение бывшей мастерской постепенно стали обустраивать и приспосабливать для проведения богослужений.
Евангелическо-протестантский молитвенный дом открылся в 1887 году. Церковь, своим фасадом выходила на Кампенгаузенский переулок.
В 1923 году церковь закрыли и разрушили. Здание лютеранского храма перестало существовать. В 1952 году на территории бывшего храма (угол пер. Спартаковского, 5 и ул. Фрунзе, 59) был построен красивый четырехэтажный жилой дом.
В настоящее время остался только красивый столбик от ограды, выполненный в готическом стиле. На месте храма находятся гаражи и мусорная площадка.


Построена на пересечении Депальдовского (Тургеневского) пер. и Елизаветинской (Р. Люксембург) улицы. Со всеми перестройками открыта в 1876 году.
6 апреля 1923 года ликвидационная комиссия закрыла синагогу. По решению Окрисполкома здание было передано в ведение «Интернационального клуба нацменьшинств». Тогда же было изъято имущество синагоги: алтарь, чехлы для Торы, подсвечники, люстры и т.д.
На этот момент в городе насчитывалось более 400 еврейских семей (приблизительно 2,5 тысяч человек). Верующие неоднократно обращались к властям с просьбой вернуть синагогу или разрешить службы в частных домах, но регулярно получали отказ.
Борьба верующих продолжалась до 1925 года. Окончательную точку поставил Малый Президиум Северо-Кавказского крайисполкома 30 июня 1925 г., оставив здание синагоги за Интернациональным клубом. Клуб вскоре свое существование прекратил, в здании размещались то рабфак, то гимнастический зал. Впоследствии здание синагоги было разрушено.
В 1979 году на месте синагоги было выстроено девятиэтажное общежитие Таганрогского авиационного техникума (ныне колледжа) на 386 мест. Со зданием постоянно происходили нестандартные ситуации и аварии. Более 18 лет оно пустовало, затем было передано на баланс ТТИ. С марта 2005 года здесь закипела работа, и после капитального ремонта в феврале 2007 года было открыто общежитие № 7 Таганрогского технологического института ЮФУ.


После кончины старца Павла на его могиле постоянно совершались панихиды. Могильная земля бралась для исцелений. Деревянная часовня, построенная над могилой, сгорела в 1912 году. Почитатели старца во главе с Марией Величко построили вторую, каменную часовню, отделанную белым мрамором изнутри с богатым внутренним убранством и росписью. Часовня была освящена в 1914 году. Сюда приходили верующие, чтобы поклониться старцу Павлу, обрести исцеление.
Почитание блаженного Павла мешало местной советской власти. Постоянные чудеса и исцеления, совершавшиеся на могиле старца и становившиеся быстро известными во всем городе, сильно затрудняли борьбу большевиков с «религиозными предрассудками».
За дело взялся ОГПУ. Восьмого ноября 1927 года был арестован и заключен под стражу отец Никандр Чудновский по обвинению в «принадлежности к шайке вымогателей, вымогавшей у народа деньги, пользуясь его темнотой и прикрываясь мнимой святостью старца Павла». Почти сразу были арестованы и остальные члены актива общины: Мария Величко, казначей Никита Барановский, послушницы.
В местной газете публиковались материалы, настраивавшие общественное мнение против общины. Среди них – в декабре 1927 года в газете «Красное знамя» весь месяц печаталась первая часть романа-хроники О. Вознесенского «Подвижник Павел» с подзаголовком «Святые вымогатели», в котором старец обрисовывался как скупой, похотливый грешник. В январе 1928 – печаталась вторая часть романа «о позорной деятельности последователей Павла во главе с послушницей Марией Величковой».
Дело № 163, как оно официально именовалось, было закончено производством к 5 апреля 1928 года. Суд проходил 13-16 июля 1928 года в Таганроге.
Суд постановил:
Величко Марию подвергнуть денежному штрафу на 500 рублей с конфискацией принадлежащего ей дома по Депальдовскому переулку.
Священника Чудновского Никандра, торговца Барановского Никиту и монашку Лукьянченко Агриппину подвергнуть штрафу до 300 рублей с частичной конфискацией имущества. Кроме того, суд нашел дальнейшее пребывание в данной местности осужденных Величко, Чудновского, Барановского и Лукьяненко общественно опасными и руководствуясь статьями 23 и 24 Уголовного кодекса применить к ним дополнительную меру наказания, выслав из пределов Северного Кавказа на три года.
Остальных: У. Юрченко О. Козленко, О. Топчиенко, С. Барташеву и С. Задорожную приговорить к принудительным работам на шесть месяцев. Принимая во внимание, что они совершили преступление впервые, суд счел возможным применить амнистию.
По поводу Павловской часовни горсовет постановил: «Кладбищенскую часовню, как не могущую быть использованной для культурных целей и как бывшее гнездо группировки социально-паразитического элемента, руководимого религиозной шарлатанкой Марией Величко <…>, снести».
Впоследствии Мария Величко вернулась в Таганрог. Похоронена рядом с могилой Павла Павловича Стожкова. У их могил и сейчас всегда можно видеть многочисленных верующих и поклонников как Павла Павловича Стожкова, так и Марии Величко.


Располагалась на Греческой улице. 50 (по современной нумерации – 62). Армянскому храму было суждено просуществовать всего около 30 лет.
С приходом советской власти в 1922 году были изъяты церковные ценности.
В 1929-м церковь была закрыта, а помещение передано под клуб. В 1938 году был арестован и расстрелян отец Иоанн.
В 1930 году началось и в 1950-х гг. закончилось разрушение здания церкви.
Сейчас на этом месте стоит трехэтажный жилой дом. Дом приходской школы сохранился. Здесь размещались различные организации. С 1995 года здание принадлежит ИЧП «Шельф» (ныне аудиторская фирма ООО «Шельф-Аудит».


Троицкая церковь – одна из первых построек будущей крепости на мысу Таганий Рог. Начала действовать 1 сентября 1699 года. При ее освящении присутствовал Петр Великий. Согласно Прутскому договору 1711 года Таганрог должен быть разрушен, поэтому церковь была перевезена по частям в разные места, но главным образом в Бахмут.
После возвращения Таганрога России на этом же месте была построена простенькая деревянная церковь, посвященная Св. Архангелу Михаилу. В 1785-м – ее заменила тоже деревянная, но на каменном фундаменте церковь попросторнее. В 1877 году для Михайловской церкви было выстроено новое здание на Ярмарочной площади.
Таганрожцы попросили в освободившемся здании возобновить Троицкую церковь, что и было разрешено Синодом в 1879 году.
В 1922 году в Троицкой церкви, как и в других таганрогских храмах, была реквизирована церковная утварь. В 1930 году церковь была закрыта и превращена в крытый кооперативный рынок. Затем здание отдали под кроватную мастерскую, а впоследствии разрушили.
В память о первом храме Таганрога в 2003 году заложена, а 3 июля 2004 году освящена церковь в честь Святой Живоначальной Троицы в микрорайоне Русское поле.
А в сквере имени Петра I на месте разрушенной церкви в 2015 году установлен памятный знак: бронзовый крест на постаменте из белого мрамора.


Храм был построен на рабочей окраине Таганрога – Скараманговке в 1904 году в так называемом «русском» стиле.
После прихода советской власти церковь Иоанна Предтечи ждала та же участь, что и все остальные храмы. 25 сентября 1929 года в таганрогской газете «Красное знамя» была опубликована резолюция рабочих кожевенного завода: «Общее собрание единодушно призывает всех рабочих и служащих-кожевников вступить в ряды безбожников и своим участием поднять на должную высоту антирелигиозную пропаганду не только на заводах, но и в своем домашнем быту. Просить окружной совет безбожников поставить вопрос на рабочих собраниях кожзаводов и рабочих металлургии о закрытии церкви на Скараманговке. На одиннадцатом году революции рабочие района должны освобождаться от рассадников мракобесия».
Через месяц президиум горсовета вынес постановление, в котором говорилось: «Отмечая безхозяйственное отношение группы верующих к переданному им в пользование культового здания и имущества, выразившегося в недостаточном. ремонте, договор. расторгнуть, имея в виду наличие в рабочем поселке Скараманговка острую нужду в зданиях, которые можно было бы приспособить под учебные заведения, а также, основываясь на выраженном желании рабочих, составляющих основной контингент населения Скараманговки, о передачи церкви под школу, Иоанна-Предтеченскую церковь закрыть, культовое имущество передать ближайшим религиозным группам, а здание церкви передать под школу 2-й ступени».
Прихожане пытались бороться за свою церковь. Под просьбой о сохранении храма было собрано около 700 подписей верующих. 11 ноября 1931 года властями было вынесено окончательное решение: «Церковь Иоанна Предтечи закрыть, помещение использовать под клуб-кино, бывшее церковное имущество изъять». Церковь закрыли, никаких «клубов-кино» открыто не было. Несколько лет она простояла бесхозной.
25 января 1938 года последовало новое постановление президиума горсовета: «Признать необходимым снести бездействующую церковь бывшую Скараманговскую с целью использования годного материала на строительство школы».
В настоящее время на месте церкви размещается здание таганрогского ОМОНа. На фасаде 19 января 2009 года омоновцы торжественно открыли мраморную памятную доску.


Построена на Мясницкой площади и освящена в 1906 году. Церковь была самой вместительной и самой красивой и богато украшенной в Таганроге, и пользовалась у населения большой популярностью.
В начале 1934 года церковь была закрыта и передана для проживания цыганам, которых в это время насильственно принуждали к оседлому образу жизни.
В марте 1935 года бывшее церковное здание было передано в ведение Управления недвижимостью и имуществом. По постановлению президиума горсовета от 11 сентября 1935 года здание передали под картонную фабрику Горместпрома.
В 1936 году храм был разобран на кирпичи, которые пошли на постройку средней школы № 29.


Строительство храма начиналось трижды, и все три раза на разных местах. Первая площадка оказалась слишком мала, на втором участке оказался слабый грунт, наконец третье место удовлетворило всем требованиям. Постройка была окончена в 1866 году, и в 1867 году церковь освятили. Позднее к храму пристроили колокольню.
Храм интересен тем, что несколько лет церковным старостой здесь был М. Е. Чехов, дядя писателя. Да и сам Антон Павлович в детском возрасте пел здесь вместе с братьями в церковном хоре, регентом которого был их отец Павел Егорович.
После революции в Русской Православной Церкви возникло движение, названное «Живая церковь», выступавшее за «обновление церкви». Митрофаниевский храм считался обновленческим. На первых порах это спасло его от уничтожения. В 1922 году новая власть конфисковала церковную утварь, но служба шла своим чередом еще целых 10 лет.
17 апреля 1933 церковь все же закрыли, а в ее здании разместили артель «Труд слепых».
Храм снесли в феврале 1936, предполагая на его месте возвести таганрогский Дворец Советов. Но с масштабной реконструкцией площади, в центре которой должен был выситься Дворец, ничего не получилось. Поэтому на фундаменте бывшего храма и с использованием полученных от его разрушения строительных материалов соорудили первый в Таганроге крытый павильон «Молоко». Он и сейчас стоит на Центральном рынке города, со всех сторон облепленный безобразными ларьками.


Собор был построен на Соборной (ныне Октябрьской) площади взамен деревянной Купеческой церкви. Кирпичный храм строился в 1814-1829 гг. и перестраивался в 1863-1867 гг.
Главный храм Таганрога выстоял в Крымскую войну, и в первую мировую, и в гражданскую, но не устоял против ликвидкома и безбожников.
В 1922 году начались конфискации: из собора были изъяты царские врата и престол, серебряный ковчег, 73 иконы, все золотые изделия и украшения из драгоценных камней.
В октябре 1931 года, ссылаясь на «пожелания» граждан, горсовет запретил колокольный звон. К 1934 году были сняты колокола. В 1936 году, чтобы воспользоваться золотом позолоченных глав, сняли металлическую кровлю. Впоследствии собор использовали для складирования церковной утвари закрываемых в городе церквей, а затем превратили в склад для хранения зерна. В 1938 году храм уничтожили.
В 1950-е гг. и в 2019 году на Октябрьской площади проводились реставрационные работы. При рытье траншей под асфальтом были обнаружены фрагменты человеческих костей. Возле Успенского собора находилось небольшое кладбище. При уничтожении собора могилы просто закатали под асфальт. На месте собора стоит памятник В. И. Ленину.


Греческая церковь, построенная взамен старой деревянной, была освящена в 1820 году.
После установления Советской власти в 1922 году храм был разграблен. Изъяли многие ценностиː серебряные ризы с иконами – 46 штук, серебряные лампады – 18 штук, семнадцать бриллиантов, шесть алмазов, один изумруд и золотые изделия в количестве 37 золотников.
Советская власть считала церковь иностранной, поэтому до поры, до времени оставляла неприкосновенной.
В связи с тем, что большинство церквей уже не действовало, приток верующих в Греческую церковь сильно увеличился. В дни больших праздников невозможно было даже войти в храм, люди стояли на улице. И тогда власти предприняли решительные меры.
16 июня 1938 года церковь закрыли, и через три месяца, 16 сентября, началась ее разборка. Долго еще жители видели полуразрушенную колокольню, пока, наконец, в 1956 году на ее территории не выстроили два жилых дома (Греческая улица, 52 и 54).


По преданию Никольский храм был построен на месте, где поставил свою палатку Петр Первый, когда впервые приехал на мыс Таганий Рог, чтобы выбрать место для нового военно-морского порта и крепости.
В 1922 году в Никольской церкви произошло изъятие ценностей. В 1929 году церковь попытались закрыть под предлогом «значительных разрушений» и передать «под культурно-просветительские нужды», но массовые протесты верующих помогли отстоять храм. Во время Великой Отечественной войны деревянная часть церкви полностью сгорела.
В эпоху хрущевских гонений на Церковь храм подвергся практически полному разрушению. В 1957 году верхние ярусы колокольни были взорваны. На церковной территории поочередно располагались теннисный корт, конюшня, гаражи и автомастерская, деревообрабатывающий цех.
В 1989 году здание храма было передано верующим. В начале 90-х годов была восстановлена колокольня и на месте сгоревшего было построено новое кирпичное здание. Храм охраняется как памятник истории и культуры XVIII века.


Библиография
Текст перед Библиографией

Публикации 1920-1930-х гг.

1. Антирелигиозные доклады-лекции // Красное знамя. – 1927. – 22 дек. – С. 4.
2. В союзе безбожников // Красное знамя. – 1927. – 16 дек. – С. 4.
3. Вознесенский, О. Подвижник Павел («святые вымогатели»): роман-хроника, часть 1 / О. Вознесенский // Красное знамя. – 1927. – 4-28 дек. – С. 4.
4. Вознесенский, О. Подвижник Павел («святые вымогатели»): роман-хроника, часть 2 / О. Вознесенский // Красное знамя. – 1928. – 1-20 дек. – С. 4.
5. Демченко, В. К антирождественским дням / В. Демченко // Таганрогская правда. – 1938. – 20 дек. – С. 4.
6. Лев, Л. Дело «таганрогских чудотворцев» / Л. Лев // Красное знамя. – 1928. – 17 июля. – С. 3; 18 июля. – С. 4.
7. Молодежь требует закрытия церквей // Донская правда. – 1929. – 26 нояб. – С. 4.
8. Начался процесс «таганрогских чудотворцев» // Красное знамя. – 1928. – 15 июля. – С. 4.
9. Подборка кратких сообщений 20-30-х гг.
10. Покончим с колокольным звоном // Донская правда. – 1929. – 17 дек. – С. 3.
11. Трудящиеся массы и юные ленинцы требуют // Донская правда. – 1929. – 22 дек. – С. 4.
12. Учеба несовместима с религией // Донская правда. – 1929. – 28 дек. – С. 4.

 

Современная оценка событий 1920-1930-х гг.

13. Акопян, В. З. Конфессиональная политика государства в отношении католических приходов Юга России в период НЭПа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pgu.ru/upload/iblock/ea9/pages-from-chast-11_9.pdf
14. Бирюкова, Ю. Хроника кампании по изъятию церковных ценностей на Дону / Юлия Бирюкова // Журнал Московской Патриархии. – 2013. – 11 нояб. – С. 64-68.
15. Бодик, Л. Война без победителя / Л. Бодик // Таганрогская правда. – 1994. – 13-15 сент. – С. 3.
16. Вартанян, В. Духовный пастырь таганрогских армян / В. Вартанян // Вехи Таганрога. – 2001. - № 10. – С. 23-24.
17. Гаврюшкин, О. П. Отблески золотых куполов / О. П. Гаврюшкин. – Таганрог : Изд. Дом Ю. Д. Кучмы, 1999. – 282 с. : ил. – ISBN 5-87612-016-2.
18. Дудченко, Г. Постановили: «бога нет» / Г. Дудченко // Таганрогская правда. – 1989. – 3 марта. – С. 3; 27; 28 дек. – С. 3.
19. Духовные светильники, просиявшие в годы безверия в Караганде и Таганроге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.convdocs.org/docs/index-237053.html?page=60
20. Зеленский, А. Г. Красная схизма: (по страницам истории таганрогских религиозных общин в 20-30 годы XX века / Андрей Зеленский. – Таганрог : Лукоморье, 2020. – 101 с. : ил.
21. К истории здания армянской церкви и церковно-приходской школы в Таганроге // Вехи Таганрога. – 2001. - № 10. – С. 8-11.
22. Киричек, М. С. Святые купола Таганрога : История храмов, утраченных и существующих / М. С. Киричек. – Таганрог : ИП Стадников Р. Н., 2008. – 170 с. : ил. – ISBN 978-5-9901455-1-1. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vivaldi.taglib-collection.ru/book/2018/kirichek_svytie_kupola.pdf
23. Лысиков, А. А. Церковные расколы 1920-х годов: политика обновленцев и противостояние священнослужителей (на примере общины св. Павла Таганрогского) / А. А. Лысиков // Научная мысль Кавказа. – 2018. - № 2. – С. 53-59.
24. Мовшович, А. История таганрогской синагоги / А. Мовшович // Вехи Таганрога. – 2003. - № 18. – С. 14-16.
25. Орлов, Г. Культовые сооружения Таганрога на старых почтовых карточках и фотографиях / Г. Орлов, Л. Найговзин // Вехи Таганрога. – 200. - № 15. – С. 60-65.
26. Ревенко, Л. В. Архиепископ Арсений Смоленец / Л. В. Ревенко // Таганий Рог. – 2001. – 11 июля. – С. 6.
27. Табунщикова, Л. В. 1923 г.: религиозная обстановка в Донском регионе / Л. В. Табунщикова // Научные труды Донской духовной семинарии. Вып. 1. – 2013. – С. 256-275.
28. Табунщикова, Л. В. Обновленческий раскол в Таганрогском и Шахтинско-Донецком округах Северо-Кавказского края (Ростовская область) / Л. В. Табунщикова // Вестник ПСТГУ. – 2015. - № 3. – С. 51-60.
29. Фетисов, Т. «Дело святых» / Т. Фетисов // Таганрогский курьер. – 2000. –№ 46. – С. 5.
30. Фетисов, Т. Церковь и государство (1920-1930-е годы) / Т. Фетисов // Вехи Таганрога. – 2001. - № 7. – С. 26-30.
31. Чернобай, В. Возрождается храм: [Никольская церковь] / В. Чернобай. – 1992. – 9 июля. – С. 3.
32. Шадрина, А. В. Иерусалимский Александровский монастырь в Таганроге / А. В. Шадрина // Донской временник. Год 2018-1. – 2017. – С. 115-120.

Фотогаллерея