Cхема: C C C C
Шрифт: A A A
Кернинг: 1 2 3
Изображения

Городъ Таганрогъ

показать меню
Таганрогский ордена "Знак Почёта" театр имени А. П. Чехова
Описание

Первый театр в городе появился в 1827 году. Возникновение его связывают с именем «неслужащего дворянина Петровского», который стал инициатором выступлений в городе труппы вольных драматических артистов. Размещался театр в помещении каменного флигеля, расположенного в доме купца Караяни по адресу ул. Петровская, 27 (ныне - 55). 

Первый театр в городе появился в 1827 году. Возникновение его связывают с именем «неслужащего дворянина Петровского», который стал инициатором выступлений в городе труппы вольных драматических артистов. Размещался театр в помещении каменного флигеля, расположенного в доме купца Караяни по адресу ул. Петровская, 27 (ныне - 55). Он представлял из себя двухэтажное протяженное здание, крытое черепицей, служившее для нужд городкого театра в течение почти сорока лет. Внутри здания находилась небольшая сцена и подобие зала на 237 мест, где полукругом в два яруса располагались ложи для зрителей «со средствами», а публика попроще занимала партер, над которым находилась галерея с самыми дешевыми местами. Освещение сцены и зала осуществлялось с помощью масляных ламп. Первая труппа состояла из семнадцати человек, в число которых входили режиссер В. Петровский с супругой, актеры и актрисы с семьями. Помимо них в штате имелись художник-живописец, суфлер, портной и служитель.

В изначальном виде состав актёров просуществовал неизменно в течение почти 20 лет, не раз выезжая с гастролями в другие города.

Предпочтения таганрожцев в театральных жанрах отдавались музыкальным спектаклям: водевилям, комедиям, опереттам. Поэтому с самого начала директор был озабочен вопросом организации оркестра для оформления подобных постановок и игры во время антрактов.

В 1828 году городскими властями у помещика Е. Корнеева за 15 000 рублей приобретены 13 крепостных музыкантов с инструментами и нотами.

Через некоторое время директора труппы настигли финансовые проблемы, что поставило под угрозу вопрос дальнейшего существования театра.

И тогда в январе 1828 года таганрогский градоначальник А. И. Дунаев направил рапорт на имя Новороссийского генерал-губернатора М. С. Воронцова с предложением об «учреждении здесь постоянного театра». Благодаря ходатайству градоначальника с этого года театру ежегодно выделалась субсидия в размере четырех тысяч рублей ассигнациями, которая должна была покрывать расходы на аренду помещения, выплату жалованья труппе, декорации и костюмы.

В 1845 году остро встал вопрос о необходимости иметь в городе специальное театральное здание, поэтому городские власти обращаются к царскому правительству с просьбой о выделении средств на строительство здания, но безуспешно. В 60-е годы происходит значительный подъем В середине 60-х гг. в городе происходит расцвет театрального искусства благодаря приглашению итальянской оперной труппы, которая просуществовала здесь с 1863 по 1886 гг. Появление в городе итальянской оперной труппы стало весомой причиной строительства собственного здания театра. В результате, в мае 1865 года было организовано акционерное общество на паях с капиталом в 45 тысяч рублей серебром для «возведения здания для сценических представлений». Вопросами строительства занимался особый распорядительный комитет, избранный общим собранием акционеров-пайщиков, в который вошли состоятельные представители купечества и аристократии, крупные общественные деятели, благотворители, высокопоставленные чиновники, иностранные консулы и др.

Первый камень в основание нового здания заложили 2 апреля 1866 года, был совершен молебен и окропление местности. Строительство здания театра по проекту итальянского архитектора К. Ландерона (у Григорян – не подтверждено) и Н. В. Трусова было закончено спустя восемь месяцев 25 ноября 1866 года. Здание таганрогского театра представляет монументальное двухэтажное здание в классическом стиле с признаками эклектики, построенное по «чертежам и планам миланского театра делла Скала, лучшего в мире в акустическом отношении».

С первых дней открытия нового театра он стал самым посещаемым местом в городе. С 1870 года в нем работали две труппы: оперная в зимний сезон и драматическая в летний. С кон. 1860-сериедины 1880 гг. с гастролями в город приезжали и выступали на сцене таганрогского театра многие всемирно признанные исполнители, чьи имена гремели по всему миру.

Именно в период расцвета театрального искусства в 1873 году его впервые посещает гимназист Антон Чехов, который во многом сформировался как писатель и драматург именно под влиянием таганрогского театра. С этого момента судьба таганрогского театра будет неразрывно связана с будущим писателем. Так с конца XIX века театр начнет активно осваивать новые принципы драматического искусства, которые выработает великий земляк, а все его произведения, написанные специально для сцены будут здесь поставлены.

В 1890-х годах возникла необходимость увеличения количества мест для публики, и в капитальном ремонте самого здания. В результате оценки здания театра созданной комиссией было принято решение о перестройке театра. Было создано три проекта, которые, к сожалению, не были воплощены по тем или иным обстоятельствам.

После революционных событий 1917 года, когда в здании театра постоянно устраивались многочисленные митинги и открытые массовые собрания во время которых зал был переполнен, а театральное имущество портилось, приходило в негодность, а порой и открыто расхищалось, состояние театра стало критичным.

С окончательным установлением в городе советской власти в 1920 году, театр был национализирован и получил название Народно-художественного. К этому времени был создан первый профессиональный коллектив, избравший своим руководителем актера      С. Д. Орского. Театральный репертуар вмещает в себя все разнообразие русской, советской и зарубежной драматургии, а также новые пьесы, отвечающие идеологическому духу времени. Большой интерес зрителя привлекали и постановки, созданные самодеятельными коллективами рабочих клубов, которые затрагивали злободневные вопросы рабочего класса.

Значимыми датами в истории таганрогского театра стали торжества в честь столетнего юбилея театра в феврале 1927 года, в которых принимали участие группа ведущих артистов МХАТа; и с 27 по 31 мая 1935 года, когда вся страна широко праздновала 75-летний юбилей А. П. Чехова, основные общественно-культурные мероприятия которого были сосредоточены в Таганроге.

В 1941 году с приходом немцев в Таганрог, труппа городского театра насчитывала не более трети своего довоенного состава. В период оккупации города деятельность театра с целью использования его для нужд верхмата была возобновлена. А для нормального функционирования труппы театра ее пришлось формировать практически заново с задействованием всех желающих жителей города. В результате состав театральной труппы получился смешанным профессионально-любительским.

Репертуар театра был с самого начала под пристальным наблюдением новых властей и оказался жестко регламентирован.

Городской театр был востребован в первую очередь как музыкальный, поэтому по указу немцев была реконструирована оркестровая яма.

В этот же период по инициативе начальника театра зондер-фюрера Р. Леберта на основе таганрогского драматического театра было создано варьете «Бунте Бюне» («Пестра сцена»), которое располагалось в здании кинотеатра «Рот-Фронт».

До самого окончания оккупации германские власти принимали активную деятельность в сфере развлечений и проведения культурного досуга, что можно проследить по объявлениям спектаклей и представлений в газетах и объявлениях.

15 июля 1944 года постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР в связи с 40-летием со дня смерти А. П. Чехова таганрогскому драматическому театру было присвоено имя великого писателя.

Осенью 1944 года в Таганрог прибывает группа выпускников Московского государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС) под руководством М. М. Тарханова, В. В. Белокурова и режиссера-педагога В. И. Мартьяновой.

И уже 10 января 1945 года открылся новый театральный сезон дипломным спектаклем «Три сестры».

Успех молодого коллектива не заставил себя долго ждать и уже через три года они были приглашены в Москву на Всероссийский смотр творческой молодежи драматических и музыкальных театров страны. После этого часть гитисовцев стали покидать Таганрог, получив приглашения из лучших театров столицы и других городов страны.

В ночь с 14 на 15 ноября 1947 года произошло обрушение подшивного потолка зрительного зала и радиальных балок, в результате которого был безвозвратно утрачен старинный лепной плафон. Поэтому было принято решение о закрытии здания театра для реконструкции.

Последующие 20 лет были наиболее плодотворными в истории таганрогского театра. Творческий коллектив тетра сложился во второй половине 60-х годов из оставшихся актеров легендарного гитисовского выпуска и выпускников Ростовского училища искусств.

В 1977 году, в год своего 150-летия, таганрогский драматический театр им. А. П. Чехова за большой вклад в развитие русской культуры был награжден орденом «Знак Почета».

С 1980 г. в городе проходят Международные театральные фестивали «На родине А.П. Чехова», ставшие уже традиционными. В них принимали участие лучшие театральные коллективы России, Испании, Австралии, Германии, Хорватии, Италии, Японии, Украины, Грузии, Белоруссии и др.

Весной 1998 года французская ассоциация «Мир без границ» наградила таганрогский театр призом «Золотая пальма». Чеховский театр получил и приглашение участвовать в российском фестивале «Золотая маска».

На сегодняшний день МБУК «Таганрогский ордена «Знак Почета» театр имени А.П. Чехова» – один из старейших на юге России, который ведет активную гастрольную деятельность. Жители таких городов как Страсбург (Франция), Массы (Италия), Сочи, Ейск, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Рязань и др. по достоинству оценили творчество таганрогских артистов.

В 2002 г. и 2010 г. театр успешно выступил на Международных фестивалях в г. Баденвайлере (Германия) со спектаклями А.П. Чехова «Предложение» и «Леший»

В ноябре 2003 г. коллектив театра принимал участие в I Международном театральном форуме «Золотой Витязь», который проходил в Москве. Показ спектакля «Леший» А.П. Чехова получил высокую оценку жюри.

В 2005 г. на конкурсе «Мельпомена-2005» спектакль «Белые флаги» по повести Н. Думбадзе в постановке Г. Кавтарадзе получил диплом за актерский ансамбль.

Таганрогский театр принимает активное участие в международных и всероссийских театральных фестивалях и проектах разного уровня и имеет множество дипломов.

С 2006 года директором и художественным руководителем театра является заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист России Сергей Давыдович Герт.

На сцене Чеховского театра можно увидеть пьесы классического и современного репертуара, образцы отечественной и зарубежной драматургии, для маленьких зрителей ежегодно предлагаются яркие и волшебные детские спектакли.

Сайт: Таганрогский ордена "Знак Почёта" театр имени А. П. Чехова

Библиография
Текст перед Библиографией 1.  Андреева Е. «Золотая пальмовая ветвь» наконец добралась до своего адресата: Таганрогский драматический театр имени А. П. Чехова стал обладателем престижного приза французской Ассоциации «Monde Sans Frontiere» // Таганрогский вестник. – 1998. – 30 мая. – С. 2
2. Андрианов Г. Театральный лицей – путь на сцену: о театре-студии «Воскресная школа», открытом при театре имени А. П. Чехова // Таганрогская правда. – 1992. – 17 сент. – С. 2
3. Андрианов Г. Творческий экзамен в Москве: о гастролях труппы Таганрогско­го ордена «Знак Почета» драматического театра имени А. П. Чехова // Таганрогская правда. – 1977. – 17 авг. – С. 3
4. Артюшкина Т. Тернистая дорога творчества: о Таганрогском ордена «Знак Почета» театре имени А. П. Чехова в 20-40-годы // Вехи Таганрога. – 2001. – № 9. – С. 16-20
5.  Бувалко Т. Последняя глава, или театр современный: о Таганрогском ордена «Знак Почета» театре имени А. П. Чехова в 1990-е годы // Вехи Таганрога. – 2001. – № 9. – С. 27-30
6.  Были и легенды театра: из воспоминаний старейших работников чеховского театра  // Грани месяца. – 2001. – № 10. – С. 36
7.  Викторов А. Награда театру: о награждении театра имени А. П. Чехова почетной грамотой Президиума Верховного Совета Кабардино-Балкарской АССР// Таганрогская правда. – 1980. – 2 авг. – С. 3
8.  Владимирова М. Наград много, денег мало…: театру им. Чехова вручен Гран-при  // Таганрогская правда. – 1999. – 27 авг. – С. 2
9.  Волошин В. Театр начинался с… амбара: из истории Таганрогского ордена «Знак Почета» театра имени А. П. Чехова // Таганрогская правда. – 2019. – 11-17 янв. – С. 4
10. Волошин В. С именем Чехова: из истории Таганрогского ордена «Знак Почета» театра имени А. П. Чехова // Таганрогская правда. – 2019. – 18-24 янв. – С. 10
11.  Волошинова В. Кому кланяется весь Таганрог: актеры чеховского театра – лауреаты премии предприятия «Лемакс» // Молот. – 1998. – 23 июня. – С. 4
12.  Глушко В. 55 лет легендарному курсу: о выпускниках ГИТИСа, приехавших в чеховский театр в 1944 г. // Городская площадь. – 2001. – 17-23 янв. – С. 16
13. Глушко В. Высокая награда: медаль им. Попова вручена театру имени А.П. Чехова  // Таганрогская правда. – 1979. – 7 апр. – С. 3
14. Глушко В. Премии получать приятно: коллективное интервью накануне нового, 170-го театрального сезона // Город. – 1996. – 5 окт. – С. 7
15. Глушко В. Страницы истории: об истории Таганрогского ордена «Знак Почета» театра имени А. П. Чехова в 19 веке // Вехи Таганрога. – 2001. – № 9. – С. 14-15
16. Глушко В. Театр в годы оккупации // Городская площадь. – 2000. – 18-25 окт. – С. 13
17. Григорян М. Е. Таганрогский ордена «Знак Почёта» театр им. А. П. Чехова: 1827-2017: Альбом. Юбилейное издание. – Таганрог: «Веда», 2017. – 116 с.: ил.
18. Игумнова З. «Главным подозреваемым» дали по «Чайке»: театральная премия «Чайка» // Комсомольская правда. – 2000. – 6 янв. – С. 13
19. Из истории Таганрогского театра имени А. П. Чехова / Гаврюшкин О. Вдоль по Питерской / Хроника обывательской жизни. – Таганрог: «БАННЭРплюс», 2000. – С. 356-373
20. Каратаева В. Золотые награды от «Золотого Витязя»: Таганрогский ордена «Знак Почета» театр имени А. П. Чехова стал лауреатом международного театрального фестиваля // Таганрогская правда. – 2014. – 19-25 дек. – С. 17
21. Каратаева В. Гастрольная осень: об участии коллектива в международных фестивалях // Таганрогская правда. – 2010. – 11 нояб. – С. 3
22. Киричек М. О первом городском театре: Возвращаясь к напечатанному // Таганрогская правда. – 1993. – 7 июля. – С. 3
23. Мартов В. В июле сорок четвертого: о присвоении театру имени А.П. Чехова  // Таганрогская правда. – 2004. – 16 июля. – С. 10
24. Мартов В. Легенда Чеховского театра. – Таганрог: «Лукоморье», 2004. – 292 с.: ил.
25. Немиров Ю. А. Годы, спектакли, роли: Из истории театров Дона. – Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1984. – 208 с.: ил.
26. Николаенко А. Таганрогское музыкальное общество: 175 лет Таганрогскому драматическому театру имени А. П. Чехова // Вехи Таганрога. – 2001. – № 9. – С. 11-13
27. Почетные награды: об участии чеховского театра в 1 туре Всесоюзного театрального фестиваля в честь 40-летия Советской власти // Таганрогская правда. – 1958. – 19 февр. – С. 4
28. Смирнов А. А. Я всех вас безумно люблю: сочинения в 2 частях. Ч. I. Театральный дивертисмент. – Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2004. – 447 с.
29. Таганрог-Баденвейлер: об участии в международном форуме, посвященном памяти А.П. Чехова в Баденвейлере // Грани месяца. – №8. – С. 36
30. Таганрогский драматический театр имени А. П. Чехова: история и современность  // Южный театральный вестник. – 2007. – № 9. – С. 17.
31. Театральное искусство Дона. Актерская гильдия. – (Бизнес Дона. № 4 (15), июль 2006 г. Тем. вып.). – Ростов-на-Дону: «АльфаМедиа», 2006. – С.101-114
32.  Третьяков В. Ф. Очерки истории таганрогского театра с 1827 по 1927 год. – Таганрог: Типография Изд. «Красное Знамя», 1927. – 93 с.: ил.
33.  Феденко А. С. Театр – любовь моя: в 2-х частях. – Таганрог: ИД «Таганий Рог», 2008.
34.   Фрейдлин Л. Л. Витамин «Т»: Театральные истории. – Ростов-на-Дону: «Старые русские», 2005. – 368 с.: ил.
35.   Фрейдлин Л. Л. Театр с главного входа. – Ростов-на-Дону: «Книга», 2009. – 352 с.: ил.
36.   А. П. Чехов на таганрогской сцене: альбом / сост. О. И. Галушко. – Таганрог: «Лукоморье», 2009. – 118 с.: ил.
 

Фотогаллерея