Первый театр в городе появился в 1827 году. Возникновение его связывают с именем «неслужащего дворянина Петровского», который стал инициатором выступлений в городе труппы вольных драматических артистов. Размещался театр в помещении каменного флигеля, расположенного в доме купца Караяни по адресу ул. Петровская, 27 (ныне - 55).
Первый театр в городе появился в 1827 году. Возникновение его связывают с именем «неслужащего дворянина Петровского», который стал инициатором выступлений в городе труппы вольных драматических артистов. Размещался театр в помещении каменного флигеля, расположенного в доме купца Караяни по адресу ул. Петровская, 27 (ныне - 55). Он представлял из себя двухэтажное протяженное здание, крытое черепицей, служившее для нужд городкого театра в течение почти сорока лет. Внутри здания находилась небольшая сцена и подобие зала на 237 мест, где полукругом в два яруса располагались ложи для зрителей «со средствами», а публика попроще занимала партер, над которым находилась галерея с самыми дешевыми местами. Освещение сцены и зала осуществлялось с помощью масляных ламп. Первая труппа состояла из семнадцати человек, в число которых входили режиссер В. Петровский с супругой, актеры и актрисы с семьями. Помимо них в штате имелись художник-живописец, суфлер, портной и служитель.
В изначальном виде состав актёров просуществовал неизменно в течение почти 20 лет, не раз выезжая с гастролями в другие города.
Предпочтения таганрожцев в театральных жанрах отдавались музыкальным спектаклям: водевилям, комедиям, опереттам. Поэтому с самого начала директор был озабочен вопросом организации оркестра для оформления подобных постановок и игры во время антрактов.
В 1828 году городскими властями у помещика Е. Корнеева за 15 000 рублей приобретены 13 крепостных музыкантов с инструментами и нотами.
Через некоторое время директора труппы настигли финансовые проблемы, что поставило под угрозу вопрос дальнейшего существования театра.
И тогда в январе 1828 года таганрогский градоначальник А. И. Дунаев направил рапорт на имя Новороссийского генерал-губернатора М. С. Воронцова с предложением об «учреждении здесь постоянного театра». Благодаря ходатайству градоначальника с этого года театру ежегодно выделалась субсидия в размере четырех тысяч рублей ассигнациями, которая должна была покрывать расходы на аренду помещения, выплату жалованья труппе, декорации и костюмы.
В 1845 году остро встал вопрос о необходимости иметь в городе специальное театральное здание, поэтому городские власти обращаются к царскому правительству с просьбой о выделении средств на строительство здания, но безуспешно. В 60-е годы происходит значительный подъем В середине 60-х гг. в городе происходит расцвет театрального искусства благодаря приглашению итальянской оперной труппы, которая просуществовала здесь с 1863 по 1886 гг. Появление в городе итальянской оперной труппы стало весомой причиной строительства собственного здания театра. В результате, в мае 1865 года было организовано акционерное общество на паях с капиталом в 45 тысяч рублей серебром для «возведения здания для сценических представлений». Вопросами строительства занимался особый распорядительный комитет, избранный общим собранием акционеров-пайщиков, в который вошли состоятельные представители купечества и аристократии, крупные общественные деятели, благотворители, высокопоставленные чиновники, иностранные консулы и др.
Первый камень в основание нового здания заложили 2 апреля 1866 года, был совершен молебен и окропление местности. Строительство здания театра по проекту итальянского архитектора К. Ландерона (у Григорян – не подтверждено) и Н. В. Трусова было закончено спустя восемь месяцев 25 ноября 1866 года. Здание таганрогского театра представляет монументальное двухэтажное здание в классическом стиле с признаками эклектики, построенное по «чертежам и планам миланского театра делла Скала, лучшего в мире в акустическом отношении».
С первых дней открытия нового театра он стал самым посещаемым местом в городе. С 1870 года в нем работали две труппы: оперная в зимний сезон и драматическая в летний. С кон. 1860-сериедины 1880 гг. с гастролями в город приезжали и выступали на сцене таганрогского театра многие всемирно признанные исполнители, чьи имена гремели по всему миру.
Именно в период расцвета театрального искусства в 1873 году его впервые посещает гимназист Антон Чехов, который во многом сформировался как писатель и драматург именно под влиянием таганрогского театра. С этого момента судьба таганрогского театра будет неразрывно связана с будущим писателем. Так с конца XIX века театр начнет активно осваивать новые принципы драматического искусства, которые выработает великий земляк, а все его произведения, написанные специально для сцены будут здесь поставлены.
В 1890-х годах возникла необходимость увеличения количества мест для публики, и в капитальном ремонте самого здания. В результате оценки здания театра созданной комиссией было принято решение о перестройке театра. Было создано три проекта, которые, к сожалению, не были воплощены по тем или иным обстоятельствам.
После революционных событий 1917 года, когда в здании театра постоянно устраивались многочисленные митинги и открытые массовые собрания во время которых зал был переполнен, а театральное имущество портилось, приходило в негодность, а порой и открыто расхищалось, состояние театра стало критичным.
С окончательным установлением в городе советской власти в 1920 году, театр был национализирован и получил название Народно-художественного. К этому времени был создан первый профессиональный коллектив, избравший своим руководителем актера С. Д. Орского. Театральный репертуар вмещает в себя все разнообразие русской, советской и зарубежной драматургии, а также новые пьесы, отвечающие идеологическому духу времени. Большой интерес зрителя привлекали и постановки, созданные самодеятельными коллективами рабочих клубов, которые затрагивали злободневные вопросы рабочего класса.
Значимыми датами в истории таганрогского театра стали торжества в честь столетнего юбилея театра в феврале 1927 года, в которых принимали участие группа ведущих артистов МХАТа; и с 27 по 31 мая 1935 года, когда вся страна широко праздновала 75-летний юбилей А. П. Чехова, основные общественно-культурные мероприятия которого были сосредоточены в Таганроге.
В 1941 году с приходом немцев в Таганрог, труппа городского театра насчитывала не более трети своего довоенного состава. В период оккупации города деятельность театра с целью использования его для нужд верхмата была возобновлена. А для нормального функционирования труппы театра ее пришлось формировать практически заново с задействованием всех желающих жителей города. В результате состав театральной труппы получился смешанным профессионально-любительским.
Репертуар театра был с самого начала под пристальным наблюдением новых властей и оказался жестко регламентирован.
Городской театр был востребован в первую очередь как музыкальный, поэтому по указу немцев была реконструирована оркестровая яма.
В этот же период по инициативе начальника театра зондер-фюрера Р. Леберта на основе таганрогского драматического театра было создано варьете «Бунте Бюне» («Пестра сцена»), которое располагалось в здании кинотеатра «Рот-Фронт».
До самого окончания оккупации германские власти принимали активную деятельность в сфере развлечений и проведения культурного досуга, что можно проследить по объявлениям спектаклей и представлений в газетах и объявлениях.
15 июля 1944 года постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР в связи с 40-летием со дня смерти А. П. Чехова таганрогскому драматическому театру было присвоено имя великого писателя.
Осенью 1944 года в Таганрог прибывает группа выпускников Московского государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС) под руководством М. М. Тарханова, В. В. Белокурова и режиссера-педагога В. И. Мартьяновой.
И уже 10 января 1945 года открылся новый театральный сезон дипломным спектаклем «Три сестры».
Успех молодого коллектива не заставил себя долго ждать и уже через три года они были приглашены в Москву на Всероссийский смотр творческой молодежи драматических и музыкальных театров страны. После этого часть гитисовцев стали покидать Таганрог, получив приглашения из лучших театров столицы и других городов страны.
В ночь с 14 на 15 ноября 1947 года произошло обрушение подшивного потолка зрительного зала и радиальных балок, в результате которого был безвозвратно утрачен старинный лепной плафон. Поэтому было принято решение о закрытии здания театра для реконструкции.
Последующие 20 лет были наиболее плодотворными в истории таганрогского театра. Творческий коллектив тетра сложился во второй половине 60-х годов из оставшихся актеров легендарного гитисовского выпуска и выпускников Ростовского училища искусств.
В 1977 году, в год своего 150-летия, таганрогский драматический театр им. А. П. Чехова за большой вклад в развитие русской культуры был награжден орденом «Знак Почета».
С 1980 г. в городе проходят Международные театральные фестивали «На родине А.П. Чехова», ставшие уже традиционными. В них принимали участие лучшие театральные коллективы России, Испании, Австралии, Германии, Хорватии, Италии, Японии, Украины, Грузии, Белоруссии и др.
Весной 1998 года французская ассоциация «Мир без границ» наградила таганрогский театр призом «Золотая пальма». Чеховский театр получил и приглашение участвовать в российском фестивале «Золотая маска».
На сегодняшний день МБУК «Таганрогский ордена «Знак Почета» театр имени А.П. Чехова» – один из старейших на юге России, который ведет активную гастрольную деятельность. Жители таких городов как Страсбург (Франция), Массы (Италия), Сочи, Ейск, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Рязань и др. по достоинству оценили творчество таганрогских артистов.
В 2002 г. и 2010 г. театр успешно выступил на Международных фестивалях в г. Баденвайлере (Германия) со спектаклями А.П. Чехова «Предложение» и «Леший»
В ноябре 2003 г. коллектив театра принимал участие в I Международном театральном форуме «Золотой Витязь», который проходил в Москве. Показ спектакля «Леший» А.П. Чехова получил высокую оценку жюри.
В 2005 г. на конкурсе «Мельпомена-2005» спектакль «Белые флаги» по повести Н. Думбадзе в постановке Г. Кавтарадзе получил диплом за актерский ансамбль.
Таганрогский театр принимает активное участие в международных и всероссийских театральных фестивалях и проектах разного уровня и имеет множество дипломов.
С 2006 года директором и художественным руководителем театра является заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист России Сергей Давыдович Герт.
На сцене Чеховского театра можно увидеть пьесы классического и современного репертуара, образцы отечественной и зарубежной драматургии, для маленьких зрителей ежегодно предлагаются яркие и волшебные детские спектакли.
Сайт: Таганрогский ордена "Знак Почёта" театр имени А. П. Чехова