Таганрогский комбайновый завод. Под угрозой занятия немецкой армией города Ревеля (Таллина) было принять решение о переводе Русско-Балтийского завода в Таганрог. Для строительства городская Дума выделила 100, затем еще 75 десятин земли в юго-западной части города. 15 октября 1915 года были забиты первые колышки для строитель-ства производственных зданий. А в сентябре 1916 года уже была выпущена первая партия артиллерийских снарядов для русской армии. За свою историю завод претерпел несколько переименований в связи с выпускаемой продукцией:
• 1915-1922 — Русско-Балтийский снарядный завод
• 1922-1925 — Таганрогский механический завод
• 1925-1948 — Таганрогский инструментальный завод № 65 им. т. Сталина
• 1948-1986 — Таганрогский комбайновый завод
• 1986-1993 — ПО «Таганрогский комбайновый завод»
• 1993 — ОАО «Таганрогский комбайновый завод»
Вначале выпускался различный инструмент, затем запчасти для тракторов, мотоциклы ТИЗ АМ-600. В 1941 году завод эвакуирован в Сибирь: производство снарядов и взрывателей - под Новосибирск, производство мотоциклов - в Тюмень. После освобождения Таганрога пришлось восстанавливать разрушенное производство. В феврале 1944 года была вы-пущена первая партия боеприпасов для фронта.
В 1945 году завод становится предприятием сельхозмашиностроения. В 1953-м - на его базе создано Государственное специальное конструкторское бюро по зерноуборочным машинам (ГСКБ). Комбайны СК-3, СК-4, самоходные шасси СШ-75 «Таганрожец» удостаивались крупных советских и международных наград.
В 1971 году начался выпуск комбайнов «Колос», завоевавших золотую медаль на международной выставке в Будапеште (1973). За 1974-1984 гг. было выпушено 155463 комбайна. Разрабатывалась серия новых машин для сельского хозяйства: «фермерский» комбайн КЗС-3 «Русь», роторный комбайн КЗСР-5, зернопогрузчик и др. Но в связи с экономическим кризисом в России спрос на продукцию завода упал. Предприятие подошло к банкротству.
В результате был взят курс на новое направление - производство легковых автомобилей мирового класса. После масштабной реконструкции 12 сентября 1998 года, в день 300-летия основания Таганрога, с конвейера теперь уже Таганрогского автомобильного завода сошел первый автомобиль - белая «Ассоль».
В историю Таганрогского комбайнового завода вписаны славные имена Н. В. Лутая, Х. И. Изаксона, Г. И. Чернова и др.
На средства завода строились жилые дома, детские комбинаты. В разные годы сданы в эксплуатацию Дворец культуры, стадион «Торпедо». В 1981 году недалеко от заводоуправления появился памятник «Комбайн». Это поднялся на пьедестал настоящий «Колос» - вернувшийся с полей комбайн под № 1, выпущенный заводом. В 1991 году открыт Мемориальный комплекс в честь комбайностроителей, павших в боях за Родину.
Таганрогский комбайновый завод
Библиография
Тект перед Библиографией |
1. Абрамов Л. А. Таганрогский комбайновый: очерки / Л. А. Абрамов, В. И. Булгаков. – Ростов-на-Дону, 1975. - 191 с. 2. Биге В. А. А. За первоклассный и дешевый мотоцикл // Таганрогская правда. – 1937. – 14 марта. – С.3 3. Вахонин С. Комбайн, обогнавший Америку // Новый таганрогский курьер. – 2015. – 11 марта. – С.2 4. Лутай Н. В. Жизнь моя, завод: записки директора. – Ростов-на-Дону, 1974. – 151 с. 5. Перелыгина В. Славные страницы истории / В. Перелыгина, И. Борохова // Таганрогская правда. – 1957. – 27 апр. – С.2 6. Слуцкий Б. М. Таганрогский комбайновый завод // Таганрог: энциклопедия. – Таганрог, 2008. – С.692-694 7. Творцы степных кораблей. – Ростов-на-Дону, 1965. – 188 с.: ил. 8. Штанько М. Поток // Молот. 1944. 7 апр. №60 |