Проектировщик городов, живёт в Нидерландах, работает в городе Роттердаме в Департаменте по проектированию городов. Его прадед, бабушка и дедушка, бельгийцы по происхождению, работали на Металлургическом заводе в Таганроге. Жан Пире заинтересовался их историей и совершил четыре поездки (2000, 2006, 2007 и 2008 гг.) в Таганрог.
<…>Таганрог - очень русский город, и в то же самое время он абсолютно не типичен для среднего русского города. <…>
<…>Этот город отличается очень приятной, удачно спланированной окружающей обстановкой, которую ещё больше улучшают старые деревья. Не одно поколение жителей города заботилось о нём и работало согласно строгим правилам в течение двухсот лет, сохраняя великое единство архитектуры и её качества, безусловно, с хорошими результатами. <…>Жан Пире о Таганроге. (Письмо голландскому другу)
Уважаемый Руд,
Я обещал написать тебе о своём пребывании в Таганроге и рассказать тебе об этом городе, в котором родился мой отец в 1910 году. Я никогда не был там до 2000 года, и он казался мне недосягаемым, мифическим (*) городом. В Гамбурге я впервые встретил человека, который жил в Таганроге, и моим первым вопросом к нему было: «Что это за город, какой он?»
Моё представление о российских городах и деревнях было составлено из фрагментов кинофильмов о Второй Мировой войне, показанных по телевидению, и по пожелтевшим от времени цветным фотографиям безлюдных новых городов в скучных советских книгах. Как же на самом деле выглядит Таганрог?
Я понимаю, насколько трудно описать город, когда вы можете описать его только в словах или по единственному рисунку на салфетке. Человек, которого я расспрашивал, не был проектировщиком городов, архитектором или профессионалом, который обычно занимается этим. Поэтому, к сожалению, он не владел эти вопросом достаточно хорошо и не мог ответить на мой вопрос. «Что же это за город? »
Я попытаюсь ответить на этот вопрос сам.
Этот город расположен на мысу Азовского моря (20-30 метров над уровнем моря), который с трёх сторон окружен водой. Он построен, как описали бы его проектировщики города по веерному плану. Самый обычный план города был приспособлен к треугольному мысу, на котором и был построен город. Здесь очень длинные прямые улицы, которые сходятся на краю мыса. Город не рос естественным путём, а был спланирован как новый город примерно в 1800 году. Это определяет характер, присущий только этому городу.
Он сильно отличается от голландских городов. Ничего не было построено около воды. Это характерно для наших городов и является той особенностью, которая в основном и определяет облик голландского города. На всём мысу вы не найдёте ни канала, ни реки. Внизу находится порт, отделенный от города. Есть несколько боковых улиц, с которых вы можете увидеть море. План города Таганрога не использует своё природное положение на берегу моря, как Одесса. Я сделал схематический набросок, чтобы показать вам его расположение.
Историческая часть старого города занимает очень большую территорию. Позвольте мне назвать несколько цифр – русские очень любят цифры – город гораздо больше, чем внутренняя часть моего родного города (Делфт). Расстояние от входа в порт составляет 2.8 километров, а ширина в середине входа –1.4 километров. Примерно в 1900 году в городе насчитывалось 50.000 жителей. Многоквартирные дома, большие по размеру (180 х 180 метров), иногда занимают целые кварталы. Вполне логично, что с тех пор их интерьер изменился, и в наши дни они образуют дольно замкнутый мир, в который трудно проникнуть.
Тем не менее, на этой застроенной территории - низкая плотность населения. Высокая плотность – это основное условие урбанизации. Нигде в Таганроге нет большого скопления людей даже на улицах в центре этого города с население почти в 300.000 жителей (единственным исключением является район рынка)…
Центр города устроен особым образом. Во многих наших городах центр – это обычно площадь, где стоит ратуша и церковь, и где еженедельно работает рынок. В Таганроге эти функции разделены. Есть большой рынок в географическом центре, на бывшей Александровской площади, теперь называемой Красной Площадью. При царской власти это было место размером 210х245 метров, где стояло много крестьянских телег с товарами. На этой же площади находилась церковь Святого Митрофания, но она была разрушена после революции вместе с большинством других церквей. Единственным исключением была полувосстановленная монументальная колоннада в восточной части площади, а сейчас только несколько зданий возвышаются над площадью. Площадь смотрится незаконченной - жертвой чрезмерных строительных амбиций. Рыночная площадь довольно доступна для общественного транспорта - трамвайные и автобусные остановки расположены рядом, а большинство трамвайных линий проходит по улице Фрунзе, всего лишь в двух кварталах от рынка. Появляется всё больше и больше легковых машин, и они становятся проблемой (нет места для парковок). Одно, несомненно, - этот район с его дешевыми временными торговыми палатками и ларьками, которые являются большим соблазном для покупателей, очень важен для повседневной жизни жителей. Торговый центр располагается между главной улицей города Петровской и улицей Фрунзе. Здесь находятся более дорогие магазины, дома богатых торговцев, театр, музеи и административные здания. И здесь же было построено новое высотное здание Городской Администрации, где находятся все офисы местной власти. Статуя Ленина из монолитного камня всё ещё стоит напротив здания Городской Администрации вместе с фигурой царя Петра на большом щите - пример смешения в истории Таганрога.
В центрах голландских городов магазины очень важны для создания облика улиц на уровне тротуаров. Я отметил, что в Таганроге меньше витрин магазинов, чем в западноевропейских городах, а искусство заманивания покупателей кажется не очень развитым. Это не общее явление: в соседнем большом городе Ростове-на-Дону я увидел намного больше витрин магазинов. Это, возможно, связано с переходным периодом от коммунистической формы хозяйствования к другой экономике. При коммунистах торговля не была важной, и поэтому не было рекламы. Теперь есть много новых магазинов, но большинство товаров по-прежнему продаются на рыночной площади. Если бы хоть половина этих рыночных палаток и ларьков была размещена в существующих зданиях, то город в целом выглядел бы совсем по-другому.
Характер города, как ничто другое, создают широкие улицы. У этих улиц благородная планировка с протянувшимися вдоль них стройными линиями высоких деревьев (часто с побеленной нижней частью стволов). Эти деревья растут свободной зеленой полосой между тротуаром и дорогой, ранее используемой для сброса сточных вод. Весьма характерными являются смешанные насаждения различных пород деревьев, а не те прямые ряды деревьев одного вида, которые мы видим в Западной Европе.
Большинство зданий вдоль улиц довольно низкие и построены из красного кирпича, иногда выкрашенные или оштукатурены в светлые тона: белый, желтый и охристый. Дома спроектированы в русском классическом стиле. Особенно характерна для них лепнина, на вид она плотная как масло. Некоторые здания сильно обветшали, но это придаёт им скорее меланхолический облик, чем вид печальной бедности. Я могу заверить вас, что в целом все эти деревья и здания создают прекрасный облик города, особенно, когда солнце льёт свои лучи и освещает фасады домов. Это впечатление могло бы вызвать ассоциации с теми днями, когда здесь жил Чехов, но это было бы неверно, потому что в то время (примерно в 1870 году) город выглядел совсем иначе, как это можно видеть на некоторых старых почтовых открытках. В то время некоторые из улиц напоминали такие же пустынные улицы на американском Диком Западе.
Таганрог - очень русский город, и в то же самое время он абсолютно не типичен для среднего русского города.
В прошлом году я совершил поездку на велосипеде по побережью Азовского моря. Очень удивили увиденные мною станицы и города, такие как: Каневская, Славянск, Тимашевск и Кущевская с населением от 30.000 до 80.000 жителей. У меня создалось впечатление, что это просто поселения, а не города. Они выглядят очень новыми, и вряд ли хоть одно из этих мест имеет признаки города – нет никакого центра, нет ничего близкого, родного, по большей части они очень скучны. Они были настолько неинтересны, что я даже не потрудился сфотографировать их. А почему я должен был сделать это? Только позже я заинтересовался этой особенностью. Более крупные города на Украине такие, как Мариуполь, Бердянск и Мелитополь, едва ли были лучше. Почему при коммунистах не строили такие известные своим качеством и красотой города, как Вена, Амстердам и Стокгольм при социалистах?
Разве русские не озабочены качеством строительства? Или безликость нравится им больше, чем нам? Не нужно быть психологом, чтобы увидеть некоторое влияние ландшафта в этой необъятной стране с бескрайними степями. В русских городах трудно найти что-то близкое, родное, присущее только этому городу. Меня это заинтриговало, и мне захотелось узнать, почему это так. Если бы я мог найти ответ на это!... Мне казалось, что у русских есть чувство родного места, как у нас. Я побывал в частных домах, где прилегающий непосредственно к дому двор с садом, огородом и террасой (верандой) был теплым, «уютным» и со своим собственным характером. И именно этой особенности не было в городах. Был ли это коммунистический режим, который воспрепятствовал тому, чтобы это перешло в города?
А не могло ли быть так, что современный функционализм как направление в строительстве был ответствен за столь многие ошибки в градостроительстве (то же самое происходит в наших странах). Функционализм в течение длительного времени был официально принятым направлением в строительстве, которое коммунистический режим использовал для создания жилых массивов. Может быть, это была веерная система проектирования города, но тогда я вспомнил прекрасные города в Латинской Америке – старые и новые, которые были построены по той же веерной системе проектирования городов. Возможно, впечатляющие генеральные планы без учета местных специфических особенностей и с большим вниманием к производственному процессу строительной отрасли, чем к нуждам города, вызвали недостаток городской атмосферы – специфики каждого города.
Общая коллективная собственность также не является причиной для такого мнения. Дореволюционный Таганрог является исключением в этом отношении: это по-своему уникальный город. Этот город отличается очень приятной, удачно спланированной окружающей обстановкой, которую ещё больше улучшают старые деревья. Не одно поколение жителей города заботилось о нём и работало согласно строгим правилам в течение двухсот лет, сохраняя великое единство архитектуры и её качества, безусловно, с хорошими результатами.
Представляется, что условия строительства и возможности муниципальных властей сегодня гораздо меньше, чем они были раньше. В городе продолжается большая реконструкция, к сожалению, она не всегда осуществляется с должным уважением к прошлому. Но в традициях строительства по-русски есть так называемый долгострой, и поэтому город может погружаться в бесчисленное множество таких мелких бедствий.
Мой друг, я сожалею, что не смог представить вам более точную картину. Существует только один способ, чтобы получить действительно хорошее представление об этом городе - это приехать и увидеть его. Что я и сделал.
С наилучшими пожеланиями,
Жан
(*) Это было мифической идеей, потому что на протяжении ряда лет, вообще, не возникал вопрос о поездке в Таганрог. Мой отец думал, что когда он поедет туда, его посадят в тюрьму. После 1990 года он был уже слишком стар, чтобы поехать туда.
картинку)Жан Пире является проектировщиком городов, работал в городе Роттердаме в Департаменте по проектированию городов. Он живёт в Нидерландах. Его прадед, бабушка и дедушка, бельгийцы по происхождению, работали на Металлургическом заводе в Таганроге. Он заинтересовался их историей и совершил четыре поездки (2000, 2006, 2007 и 2008 гг.) в Таганрог. Опубликовал книгу Тур по Приазовью, 2007. Занимается исследованиями истории бельгийцев, которые с 1895 по 1920 гг. жили в Таганроге, строили и вводили в эксплуатацию цеха двух заводов:ОАО «Тагмет» и ОАО «Красный Котельщик» (ранее Таганрогское Металлургическое Общество (ТМО) и предприятие «Альберт Нев, Вильде и Ко.»). На ТМО его прадед Нестор Луи Пире был руководителем трубопрокатного цеха с 1900 по 1905 гг., его дед Даниэль Пире был его преемником (1903-1919 гг.). Его отец Нестор Пире родился в Таганроге в 1910 г. (умер в 2002 г.). Ищет любой материал о пребывании бельгийцев в Таганроге (фото домов бельгийцев в районе Колонки, у завода ОАО «ТАГМЕТ», почтовые открытки бельгийцев тех лет и т. д.).
Адрес Жана Пире: Jean Piret Paardenmakt 53, 2611 PCDelft, TheNetherlands
Tel.: 00-31-15-213.41.04, E-mail: Piret@worldonline.nl
Данный аутентичный перевод с английского языка на русский выполнил переводчик Губарев Николай Романович, дом. тел.: 36-08-38, e-mail: nickhubar@rambler.ru
17 октября 2008 г.