135 лет со дня рождения Софии Яковлевны Парнок (подлинная фамилия Парнох) (30.07(11.08).1885, Таганрог – 26.08.1933, с. Каринское под Москвой), известной поэтессы, переводчицы, литературного критика Серебряного века, вошедшей в историю отечественной литературы как Русская Сафо. Отец – Яков Соломонович Парнох был провизором и владельцем аптеки, мать - Александра Абрамовна Идельсон – врач, которая умерла родами при рождении близнецов Валентина и Елизаветы. Ранняя смерть матери и второй брак отца, женившегося на их гувернантке-немке, сделали жизнь в таганрогском доме навсегда нестерпимой, а отношения с отцом отчужденными. Получив хорошее домашнее образование, София продолжила его в таганрогской женской Мариинской гимназии, которую окончила в 1904 г. с золотой медалью. Далее она уезжает в Женеву, где поступает в консерваторию, но вскоре возвращается в Россию. Поступает на юридический факультет правоведения высших женских курсов в Москве. Окружающие были уверены, что столь резким поворотом в жизни она обязана известному юристу В. М. Волькенштейну, с которым в 1907 г. соединяет свою жизнь. София Яковлевна переходит в православие. Вскоре брак распадается, но уроки музыки, «законы» веры остаются с ней навсегда, отозвавшись в ее поэтических творениях. Поэтический дебют Парнок состоялся в 1906 г. в журнале «Народная весть». На протяжении 1907-1909 гг. она печатает стихи в журналах и альманахах «Образование», «Журнал для всех», «Вестник Европы» и др. Одно из ее ранних стихотворений, опубликованных в альманахе «Проталина», отмечает В. Ф. Ходасевич. В 1910-1912 гг. Парнок уже активно печатается в журналах «Русская мысль», «Новая жизнь», «Всеобщий ежемесячник», «Заветы» и др. В октябре 1911 г. напечатана ее первая критическая статья «Несколько слов о современной поэзии». С этого времени она выступает как критик под псевдонимом Андрей Полянин. Наиболее плодотворный период литературно-критической деятельности Парнок приходится на 1913-1917 гг. – время ее работы в журнале «Северные записки». Важную роль в личном и творческом становлении Софии Яковлевны сыграла дружба с Мариной Цветаевой. Первый сборник Парнок «Стихотворения» выходит в феврале 1916 г. Поэтесса примыкала к группе «Лирический круг», тяготевшей к классицизму, утверждавшей ясность и гармоничность поэзии. Парнок переводила стихи Р. Роллана, М. Пруста, А. Барбюса и др. В августе 1917 г. по настоянию врачей она переезжает в Судак (Крым) и остается там до конца 1921 года. В это, пожалуй, наиболее тяжелое в жизни поэта время начинается ее работа над произведением, которому она придавала огромное значение – либретто к опере А. Спендиарова «Алмаст» на сюжет поэмы армянского поэта О. Туманяна «Взятие Тмкаперта». Опера с большим успехом прошла в Большом театре (1930), затем в Одессе, Тбилиси, Ташкенте, Ереване и в Париже (1952). Годы жизни в Судаке стали для Парнок переломными в ее духовном и творческом становлении. «Там родина моя, где восходил мой дух», - скажет она о Судаке в одном из стихотворений 1922 года, а в другом, более позднем, назовет его «родиной души». Из голодного Крыма Пранок возвращается в Москву в январе 1922 г. Выпускает 4 сборника стихов: «Розы Пиэрии» (1922), «Лоза» (1923), «Музыка» (1926), «Вполголоса» (1928). 24 ноября 2012 г. в Таганроге на доме, где проживала семья Парнох, открыта мемориальная доска, посвященная Софье, Валентину и Елизавете.
Библиография: