Cхема: C C C C
Шрифт: A A A
Кернинг: 1 2 3
Изображения

Городъ Таганрогъ

показать меню
130 лет со дня рождения Владимира Михайловича Петлякова
15 Июня 2021
Календарь знаменательных дат

130 лет со дня рождения Владимира Михайловича Петлякова (15.06.1891, с. Самбек Ростовской обл. – 12.01.1942, похоронен в Казани), авиаконструктора. Окончив приходское училище, поступил в Таганрогское техническое училище, которое окончил в 1910. В 1911 г. поступает в Императорское высшее техническое училище (Москва), механический факультет, но вынужден его оставить из-за материальных трудностей. В 1918 г. вернулся в Таганрог, где работает токарем на металлургическом заводе, затем помощником машиниста на ст. Таганрог. В 1921 г. вновь поступил в МВТУ, после окончания в 1922-м, поступает в ЦАГИ, где в составе группы А.Н. Туполева проектирует глиссеры и аэросани, а затем участвует в проектировании самолетов АНТ-2 (1923-1924), ТБ-1 (АНТ-4, 1925) и др. В 1925-1936 гг. возглавляет группу крыла, занимавшуюся проектированием крыльев для самолетов Туполева. Важным этапом в становлении Петлякова как конструктора было проектирование первых советских цельнометаллических бомбардировщиков, особенно самолета «Максим Горький» (АНТ-20) – самого большого в мире самолета, поднявшегося в воздух в мае 1934. Опыт этот пригодился, когда бригада конструкторов, возглавляемая Петляковым, в 1936 создает самолет Пе-8 (ТБ-7, АНТ-42). В 1937 г. его арестовывают. В заключении он находится в закрытом КБ (ЦКБ-29), где ему поручают спроектировать высотный истребитель, но советско-финская война показала, что необходимости в таком истребителе нет. Тогда Берия поручил ему спроектировать пикирующий бомбардировщик, пообещав, что в случае успешного выполнения задания освободит авиаконструкторов. В 1939 г. был впервые опробован скоростной пикирующий бомбардировщик Пе-2, который стал основным фронтовым бомбардировщиком. В 1940 за успешную разработку машины был освобожден, а в 1941 – удостоен Сталинской премии I степени. В 1941 возглавил КБ на заводе № 22 в Казани, где продолжались работы над модернизацией Пе-2. Награжден: двумя орденами Ленина, орд. Красной Звезды. В 1966 его именем на¬зван Таганрогский авиационный техникум, в 1985 перед зданием техникума установлен бюст Петлякова. Была выпущена почтовая марка с изображением Пе-8. Снят фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика» с участием Пе-2, в 2006 снят документальный фильм «Огненное пике» с разбором причин катастрофы.

  • Киричек М. Он создавал самолеты // Грани месяца. – 1996. - № 6. – С. 7
  • Найговзин Л. Стартовой площадкой в небо был Таганрог… // Вехи Таганрога. – 2005. - № 24. – С. 14
  • Создатель крылатых машин // Таганрогская правда. – 1991. – 26 июня
  • Таганрог. Энциклопедия. – Таганрог, 2008. – С. 552-553
  • Чаленко С. Создатель легендарных «пешек» // Таганрогская правда. – 2011. – 30 июня. – С. 3
  • Лебедева М. Отец оружия Победы // Время Таганрога. – 2011. – 11 июня. – С. 6
  • Загрузка комментариев...