130 лет со дня рождения Владимира Михайловича Петлякова (15.06.1891, с. Самбек Ростовской обл. – 12.01.1942, похоронен в Казани), авиаконструктора. Окончив приходское училище, поступил в Таганрогское техническое училище, которое окончил в 1910. В 1911 г. поступает в Императорское высшее техническое училище (Москва), механический факультет, но вынужден его оставить из-за материальных трудностей. В 1918 г. вернулся в Таганрог, где работает токарем на металлургическом заводе, затем помощником машиниста на ст. Таганрог. В 1921 г. вновь поступил в МВТУ, после окончания в 1922-м, поступает в ЦАГИ, где в составе группы А.Н. Туполева проектирует глиссеры и аэросани, а затем участвует в проектировании самолетов АНТ-2 (1923-1924), ТБ-1 (АНТ-4, 1925) и др. В 1925-1936 гг. возглавляет группу крыла, занимавшуюся проектированием крыльев для самолетов Туполева. Важным этапом в становлении Петлякова как конструктора было проектирование первых советских цельнометаллических бомбардировщиков, особенно самолета «Максим Горький» (АНТ-20) – самого большого в мире самолета, поднявшегося в воздух в мае 1934. Опыт этот пригодился, когда бригада конструкторов, возглавляемая Петляковым, в 1936 создает самолет Пе-8 (ТБ-7, АНТ-42). В 1937 г. его арестовывают. В заключении он находится в закрытом КБ (ЦКБ-29), где ему поручают спроектировать высотный истребитель, но советско-финская война показала, что необходимости в таком истребителе нет. Тогда Берия поручил ему спроектировать пикирующий бомбардировщик, пообещав, что в случае успешного выполнения задания освободит авиаконструкторов. В 1939 г. был впервые опробован скоростной пикирующий бомбардировщик Пе-2, который стал основным фронтовым бомбардировщиком. В 1940 за успешную разработку машины был освобожден, а в 1941 – удостоен Сталинской премии I степени. В 1941 возглавил КБ на заводе № 22 в Казани, где продолжались работы над модернизацией Пе-2. Награжден: двумя орденами Ленина, орд. Красной Звезды. В 1966 его именем на¬зван Таганрогский авиационный техникум, в 1985 перед зданием техникума установлен бюст Петлякова. Была выпущена почтовая марка с изображением Пе-8. Снят фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика» с участием Пе-2, в 2006 снят документальный фильм «Огненное пике» с разбором причин катастрофы.
130 лет со дня рождения Владимира Михайловича Петлякова
15 Июня 2021
Календарь знаменательных дат
Подписаться
- Комментарии
Загрузка комментариев...