Cхема: C C C C
Шрифт: A A A
Кернинг: 1 2 3
Изображения

Городъ Таганрогъ

показать меню
Скрипка Ротшильда
Описание

Рассказ  написан в 1894 году. Яков Иванов – гробовщик лет семидесяти, бедно живущий вместе с женой Марфой в маленьком городе. Иногда Якова приглашали играть на свадьбу в еврейском оркестре. Он не любил всех музыкантов, а особенно рыжего худощавого флейтиста Ротшильда, всегда игравшего очень грустно.

Яков Иванов – гробовщик лет семидесяти, бедно живущий вместе с женой Марфой в маленьком городе. Иногда Якова приглашали играть на свадьбу в еврейском оркестре. Он не любил всех музыкантов, а особенно рыжего худощавого флейтиста Ротшильда, всегда игравшего очень грустно.

Гробовщик часто считал свои убытки. То день нерабочий, то полицейский надзиратель уедет умирать в другой город. Однажды Яков проводил день в таких подсчетах, как вдруг слегла его жена. Марфа объявила, что умирает, и, казалось, была рада этому. За всю совместную жизнь муж ни разу не приласкал её, не принес подарка, а от постоянных убытков она пила только горячую воду.

На следующий день Яков с женой отправились к доктору. Фельдшер выписал порошки, но предупредил, что для старушки они всё равно бесполезны. Вернувшись домой, мастер рассчитал, что ближайшие четыре дня праздничные и гроб нужно делать сегодня. С Марфы сняли мерки, она легла, а Яков принялся за дело. Вдруг жена вспомнила, как пятьдесят лет назад у них родился ребёнок, но умер. Гробовщик ничего не помнил.

Приходил батюшка, и на утро Марфа скончалась. Яков был доволен, что похороны обошлись недорого, но по пути с кладбища опять вспомнил их с женой жизнь. Он осознал, что никогда её не ценил. В этот момент к нему подошёл Ротшильд. Еврей передавал, что скрипача вызывают на концерт. Разъярённый Яков прогнал флейтиста.

Гробовщик спустился к реке. Вдруг он увидел вербу, про которую ему говорила Марфа, вспомнил про умершею дочку. Он сел и начал думать. Перед ним открывались всевозможные идеи заработка, которые он мог бы использовать. Вместо этого он всю жизнь потратил на ругань, ненависть и подсчет убытков. Якову стало стыдно за то, что он плохо обращался с женой, напугал флейтиста.

Утром гробовщик сам направился к доктору. По его тону было понятно, что Якову осталось недолго. Он не боялся смерти, ему было жаль лишь скрипку, которая оставалась без хозяина. Придя домой, Яков сыграл очень проникновенную и печальную мелодию. К нему зашёл Ротшильд, восторженный игрой. Вечером на исповеди гробовщик просил передать скрипку еврею.

Библиография
Текст перед библиографией
  1. Бердников, Г. А. Старые темы в новом освещении / Г. А. Бердников. – Текст : непосредственный // Бердников Г. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. – Л.: Художественная книга, 1970. – С. 354-357.
  2. Бурлакова, М. В. «Чтоб угостить тебя его искусством» / М. В. Бурлакова. – Текст : непосредственный // Творчество А. П. Чехова: Межвузовский науч. сб. трудов. – Таганрог, 2004. – С. 45-50.
  3. Еремин, П. «Скрипка Ротшильда» А. П. Чехова – связь с традициями русской классики / П. Еремин. – Текст : непосредственный // Вопросы литературы. – 1991. – № 4. – С. 93-123.
  4. Неминущий, А. Н. Три рассказа в чеховском сборнике: «Скрипка Ротшильда», «Володя большой и Володя маленький», «Учитель словесности» / Неминущий А. Н. – Текст : непосредственный // О поэтике А. П. Чехова. – Иркутск, 1993. – С. 173-192.
  5. Одесская, М. Тема красоты в «Скрипке Ротшильда» / М. Одесская. – Текст : непосредственный // Одесская М. Чехов и проблема идеала. – М., 2011. – С. 113-117.
  6. Чуковский, К. Читая Чехова / К. Чуковский. – Текст : непосредственный // Творчество А. П. Чехова (по страницам журнала «Вопросы литературы»). – 1967. – № 5. – С. 144-162.
  7. Эткинд, Е. Иванов и Ротшильд / Е. Эткинд. – Текст : непосредственный // Вопросы литературы. – 1995. – № 4. – С. 131-152.