Cхема: C C C C
Шрифт: A A A
Кернинг: 1 2 3
Изображения

Городъ Таганрогъ

показать меню
Учитель словесности
Описание

Первая глава рассказа под названием «Обыватели» была опубликована 28 ноября (по старому стилю) 1889 года в газете «Новое время» (выпуск № 4940), с посвящением Н. Н. Оболенскому, который в то время оказывал лечение брату Чехова, Николая. Вторая глава, «Учитель словесности», появилась пять лет спустя, 10 июля 1894 года в газете «Русские ведомости» (выпуск № 188).

Первая глава рассказа под названием «Обыватели» была опубликована 28 ноября (по старому стилю) 1889 года в газете «Новое время» (выпуск № 4940), с посвящением Н. Н. Оболенскому, который в то время оказывал лечение брату Чехова, Николая. Вторая глава, «Учитель словесности», появилась пять лет спустя, 10 июля 1894 года в газете «Русские ведомости» (выпуск № 188). С небольшими правками, обе главы, объединённые под названием «Учитель словесности» (и без посвящения) были включены в сборник «Повести и рассказы» 1894 года. Чехов сделал несколько незначительных изменений, прежде чем включить своё произведение в восьмой том собрания его сочинений, опубликованных Адольфом Марксом в 1899―1901 гг.

Никитин, 27-летний учитель русской литературы в провинциальной гимназии увлекается Машей Шелестовой, 18-летней дочерью местного помещика. Счастливый человек, он восхищается домом Шелестова, и даже готов терпеть огромное количество кошек и собак. Он женится на Маше и их идиллия продолжается и в загородном доме.

Однажды вечером Никитин возвращается домой из клуба, где он играл в карты. Он потерял 12 рублей, но ещё больше его расстроили слова одного человека, который отметил, что теперь, когда он женился на дочери богатого человека, он получил «бешеные деньги». Странное чувство закрадывается в душу Никитина. Он начинает понимать, что на самом деле попал в ловушку и застрял теперь навсегда в мире, где все и всё обстоит неверно и неглубоко. Никитин вдруг осознаёт, что он не любит ни школу, ни всех окружающих его людей. Свою жену он теперь считает глупым, пошлым существом, и видит, что «…иллюзия иссякла и уже начиналась новая, нервная, сознательная жизнь, которая не в ладу с покоем и личным счастьем… Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости. Бежать отсюда, бежать сегодня же, иначе я сойду с ума!», ― так пишет он в своём дневнике и с этими словами рассказ заканчивается.

В 1965 году по рассказу А.П. Чехова снят телеспектакль «Учитель словесности»

Библиография
Текст перед библиографией

  1. Бердников Г «Учитель словесности» // Бердников Г. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. – Л.: Художественная книга, 1970. – С. 357 – 360
  2. Ермилов В. «Учитель словесности» // Ермилов В. Чехов А. П. – М.: Советский писатель, 1954. – С. 308-310
  3. Княжицкий А. «Вовсе не педагог, а чиновник» // Русская словесность. –  № 5. – 2011. – C. 3-6
  4. Неминущий А. Н. Три рассказа в чеховском сборнике («Учитель словесности», «Володя большой», Скрипка Ротшильда) //
  5. О поэтике А. П. Чехова. – Иркутск. – 1993. – С. 173-192  
  6. Пололцкая Э А. Оскудение души // Полоцкая Э. А. Пути Чеховских героев. – М., 1983. – С. 55; С. 59-60
  7. Фрайзе М. «Учитель словесности». Анализ // Фрайзе М. Проза Антона Чехова. – М., 2002. – С. 132-160