Cхема: C C C C
Шрифт: A A A
Кернинг: 1 2 3
Изображения

Городъ Таганрогъ

показать меню
Человек в футляре
Описание

Написан в мае-июне 1898 года. Впервые был опубликован в журнале «Русская мысль», 1898 год, № 7. Первая часть «маленькой трилогии».
Серия «Маленькая трилогия», состоящая из трёх рассказов – «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» — не должна была оканчиваться рассказом «О любви». Во время написания рассказов произошёл спад активности творчества, а позднее Чехова отвлекло заболевание туберкулезом.

Рассказ начинается с описания ночлега двух охотников: Ивана Иваныча Чимша-Гималайского и Буркина. Они остановились в сарае старосты села и рассказывали друг другу разные истории. Разговор зашёл на тему людей «одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу». Буркин рассказывает историю о неком Беликове, недавно умершем в его городке.

Беликов и был «Человеком в футляре»: он даже в самую тёплую погоду выходил в пальто, в галошах и с зонтиком, и даже у его зонтика был футляр, и у часов, и у перочинного ножика. И само его лицо, казалось, было в чехле: он постоянно прятал его за воротником. У этого человека было непреодолимое стремление создать себе оболочку, за которой он бы спрятался от действительности и окружающих его людей. Даже самое малое нарушение или отклонение от правил заставляли его волноваться. На педагогических советах он угнетал всех своей мнительностью и осторожностью. Своими вздохами и нытьём он давил на всех, и все ему уступали, потому что боялись. Была у Беликова и странная привычка — ходить по квартирам учителей. Он приходил, садился и молчал: так он «поддерживал добрые отношения с товарищами».

Как-то в гимназию назначили нового молодого учителя истории и географии; приехал он не один, а с сестрой Варенькой. Она очаровала всех на именинах у директора, даже Беликова, и тогда все решили их поженить, причём Варенька была не прочь выйти замуж. Однако Беликов сомневался и никак не мог окончательно принять решение: он постоянно говорил о Вареньке, о семейной жизни и о том, что брак — это шаг серьёзный.

Брат Вареньки возненавидел Беликова с первого дня их знакомства. Он даже название Беликову дал «глитай абож павук».

Однажды кто-то нарисовал карикатуру на Беликова, на которой он идёт с Варенькой под руку, а внизу надпись: «Влюблённый антропос». Эту карикатуру получили все учителя и чиновники. Беликов, ещё не отошедший от случая с карикатурой, увидел Вареньку с братом, катающихся на велосипедах. Беликов цепенеет и бледнеет: ему кажется неприличным катание на велосипеде. На следующее утро он приходит к Коваленко и начинает говорить ему о том, как неприлично ездить на велосипеде. Их встреча заканчивается ссорой: Коваленко спускает Беликова с лестницы. Тут заходит Варенька и видит помятого Беликова; она думает, что он упал с лестницы сам, и начинает хохотать. На этом смехе всё и завершилось: и сватовство, и жизнь Беликова. Он уходит к себе домой, ложится и больше не встаёт, а через месяц умирает. Хоронили его все, а после похорон испытывали не грусть, а облегчение.

В конце рассказа приятели рассуждают о «людях в футляре» и ложатся спать.

Экранизации: 
 · «Человек в футляре» – художественный фильм, режиссёр – Исидор Анненский. В роли Беликова снялся Николай Хмелёв (последняя роль в кино), 1939 год.
· «Человек в футляре» («O Homem do Estojo») – телевизионный художественный бразильский фильм, режиссёр – Силас Роберг, 1958 год.
· «Человек в футляре» – мультипликационный фильм, режиссёр – Леонид Зарубин, 1983 год.
· «Три поцелуя» / Kolme suudelmaa» (ТВ) (Финляндия), режиссёр – Матти Иджас (по мотивам рассказа «Человек в футляре»), 2006 год.

Библиография
Текст перед библиографией
  1. Алпатов, М. Письмо историка писателю (Отношение к историческому факту: Дьяконов – прототип «Человека в футляре» А. П. Чехова) // Молодая гвардия. – 1969. - № 9. – С. 303-309.
  2. Ахумян, Н. С. О композиционной и языковой структуре рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»// Русский язык. – 1978. - №5. – С. 73-80.
  3. Бердников, Г. Человек в футляре // Бердников Г. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. – Л.: Художественная литература, 1970. – С. 445-446.
  4. Бортник, Г. В. Из истории слов и выражений. Человек в футляре // Русская речь. – 1998. – № 3. – С.119-126.
  5. Бурно, М. Творческие люди: комментарии психиатра к рассказам «Душечка», «Попрыгунья», «О любви», «Человек в футляре», «Тяжелые люди» / Бурно М. // Известия. – 2010. – 29 янв. – С. 10.
  6. Дерман, А. Б. «Попрыгунья» и «Человек в футляре» / Дерман А. Б. // Дерман А. Б. О мастерстве Чехова. – М., 1959. – С. 169-183.
  7. Ермилов, В. «Человек в футляре» // Ермилов В. Чехов А. П. – М.: Советский писатель, 1954. – С. 318-319.
  8. Ксенофонтов, И. В. Изучение прозы А. П. Чехова. 10 класс: анализ произведений А. П. Чехова «Дуэль», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч», «Попрыгунья», «Палата № 6», «Студент», «Дама с собачкой» / Ксенофонтов И. В. // Литература в школе. – 2007. – № 12. – С. 25-29.
  9. Левитан, Л. С. Первый шаг в мир Чехова / Л. Левитан // Вехи Таганрога. – 2006. – № 29. – С. 74-76.
  10. Манчилина, П. Образ «футляра» в современной альтернативной прозе: сравнительная характеристика творчества А. П. Чехова и современного американского писателя Чака Паланика / Полина Манчилина // Вехи Таганрога. – 2010. – № 41-42. – С. 93-95.
  11. Риньери, В. К. Авторская позиция в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» // Риньери В. К., Факторович А. А. Русская литература XIX – XX веков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – С.254-255.
  12. Риньери, В. К., Факторович А. А. Символический смысл образа Беликова в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» // Риньери В. К., Факторович А. А. Русская литература XIX – XX веков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – С. 249-252.
  13. Сарнов, Б. М. Может ли у одного литературного героя быть несколько прототипов?: образ литературного героя на примере рассказа «Человек в футляре» / Сарнов Б. М. // Литература в школе. – 2014. – № 7. – С. 18-23.
  14. Символический смысл образа Беликова в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре»: авторская позиция в рассказе «Человек в футляре» // Русская литература XIX-XX веков. –Ростов н/Д., 2001. – С. 249-252, 254-255.
  15. Семанова, М. Автор - рассказчики - слушатели: трилогия о «футлярных» людях / Семанова М. // Семанова М. Чехов-художник. – М., 1976. – С. 144-152.
  16. Учамбрина И. А. А. П. Чехов. Трилогия о «футлярной жизни» // Уроки литературы. – 2009. – № 3. – С. 11-13.
  17. Чернец Л. В. Человек в футляре: литературный тип и его вариации // Русская словесность,  № 2. – 2014. – C. 24-31.
  18. Шацев В. Н. Чехов на пути к «Маленькой трилогии» // Русская литература. –  № 4. – 2009. – C. 115-122.
  19. Эпштейн М. Маленький Человек В Футляре: Синдром Башмачкина-Беликова //Вопросы литературы. – 2005. – №6. – С. 193-203.
  20. Эсалнек А. Я. Хронотоп в рассказах А. П. Чехова (на материале «Маленькой трилогии») // Русская словесность. – 2005. – № 2. – С. 23-26. 
 
 
 

Фотогалерея