Cхема: C C C C
Шрифт: A A A
Кернинг: 1 2 3
Изображения

Городъ Таганрогъ

показать меню
Чехов в экслибрисах
Описание

Особое место в малой графике художников занимают экслибрисы, на которых запечатлен образ Антона Павловича Чехова,  места, связанные с его жизнью и творчеством, герои его произведений и многое другое. Экслибрис, являясь связующим звеном между книгой и владельцем, помогает определить, в чьих руках побывала книга, где она находилась, к кому перешла, кто стал ее последним владельцем. 

 

 Ex libris в переводе с ла­тинского означает «из книг». Еще в далекую эпоху средневековья надписи на книгах обык­новенно начинались с этих слов, далее следовали имя и фами­лия владельца книги, или же название библиотеки, или мо­настыря. На русских книжных знаках, кроме выражений «ех libris» и «ех bibliotheca», попадаются надписи «из книг...», «собрание книг...», «библиотека...».

Неразрывно связанный с книгой, являясь фактически де­талью, элементом книги экс­либрис вместе с ней прошел многовековой путь. Небольшой книжный знак за свою историю сумел отразить сложные ис­торические явления, сокро­венные чувства и мысли людей. Экслибрис, являясь связую­щим звеном между книгой и владельцем, помогает опреде­лить, в чьих руках побывала книга, где она находилась, к кому перешла, кто стал ее по­следним владельцем.

Обычно экслибрис наклеивался на внутреннюю сторону верхней крышки переплета (форзац). Все экслибрисы являются памятниками своего времени, а их изучение позволяет проследить судьбу библиотек, выяснить их состав. Родина экслибриса – Германия, и автором одного из первых экслибрисов был художник Альбрехт Дюрер. Наиболее распространенным сюжетом был герб владельца библиотеки. Первый русский экслибрис, рисованный от руки, принадлежит игумену Соловецкой обители Досифею. Печатный экслибрис появился в России только в начале XVIII века. Сначала он тоже был гербовым, но вскоре появились и сюжетные экслибрисы. Рисунок и короткий девиз отражали интерес владельца библиотеки. Бурный рост книгоиздательской деятельности, книжная торговля с европейскими странами привели к созданию большого числа личных библиотек. В XIX веке на смену гербовым книжным знакам приходят вензеля, шрифтовые ярлыки и штемпели. Меняясь во времени, книжные знаки всегда сохраняли свое предназначение – указывать на принадлежность книги её владельцу.

Особое место в малой графике художников занимают экслибрисы, на которых запечатлен образ Антона Павловича Чехова, места, связанные с его жизнью и творчеством, герои его произведений и многое другое. Таганрогские художники по-разному размышляют над чеховской темой, но всех их объединяет, пожалуй, одно: ответственность за прикосновение к великому писателю. Чехов – человек тонкой душевной организации, чувствительный к любой фальши, сложный, неоднозначный. Все это требует от художника особого понимания, чутья Чехова: не огрубить, не упростить его, донести до зрителя самое сокровенное, что связано с его именем.

Малые произведения печатного и графического искусства нередко представляют существенный интерес. Между тем масса их ускользает от библиографической регистрации. Описания такие произведения как правило не получают, так наверное случилось и с экслибрисами Таганрогской городской публичной библиотеки имени А. П. Чехова.

В разные годы для библиотеки имени А. П. Чехова было создано три экслибриса чеховской тематики. Один из них московского художника В. В. Морозова был выпущен к 100-летию со дня основания Таганрогской публичной библиотеки имени А. П. Чехова в 1976 году.

Другой экслибрис неустановленного художника был выпущен к 100-летию присвоения библиотеке г. Таганрога имени А. П. Чехова (1904-2004 гг.).

И последний экслибрис, посвященный библиотеки был заказан директором библиотеки Н. Н. Журавлевой таганрогской художнице И. И. Одеговой. Особое звучание чеховская тема у И. И. Одеговой получает в ее излюбленном виде графики — офорте.

Особую ценность отдела дореволюционных и ценных изданий ЦГПБ имени А.П. Чехова представляют книги, подаренные Антоном Павловичем Чеховым Таганрогской городской библиотеке. Приметной особенностью большей части книг данной коллек­ции является наличие суперэкслибриса «Чехов», «А.Ч.», а также наклеенный прямоугольный книжный знак, где черным по бе­лому на форзаце издания напечатано типографским способом прописными и строчными буквами: «Антон Павлович Чехов».

У этого, скромного из скромных, прославленного писателя, классика русской литературы, и экслибрис был самый скромный: всего три слова его имени, отчества и фамилии: «Антон Павлович Чехов».

Фотогаллерея